Коренные малочисленные народы — народы, проживающиет на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
Согласно данным Всероссийской переписи населения 2002 года, общая численность малочисленных народов Севера составила 244 тыс. человек, причём численность отдельных народов колеблется от 41 тыс. человек (ненцы) до 240 человек (энцы).
Юкаги́ры — восточно-сибирский народ. Относятся к древнейшему (аборигенному) населению северо-восточной Сибири.
Происхождение именования «юкагир» точно не установлено. Возможно, оно было дано этому народу русскими через посредство эвенков (тунгусов) и в XX веке закрепилось как официальное наименование.
Юкагиры относятся к байкальскому антропологическому типу североазиатской расы. В настоящее время в антропологическом типе юкагиров выявлен европеоидный сдвиг по сравнению с прочими байкальскими популяциями.
Традиционные занятия — рыболовство (с помощью невода), охота на диких оленей, ездовое собаководство.
По данным переписи 2002 г. численность юкагиров была 1509 человек.Живут они в основном в бассейне реки Колымы, в Республике Якутия (Саха) (1097 чел.), Чукотском автономном округе (185 чел.), Магаданской области (79 чел.). В Якутии юкагиры в основном сосредоточены в национальном юкагирском муниципальном образовании «Олёринский Суктул» Нижнеколымского улуса.
Юкагиры делились на ряд племён, наиболее крупными из которых были ходынцы, анаулы, чуванцы. Последние ассимилировались и полностью перешли на русский язык.
В древности (VII тыс. лет до н. э.) юкагиры жили на востоке от Енисея и на Саянах, где составляли единство с носителями уральских языков (финны, самодийцы). В XVII веке, к началу русской колонизации, родоплеменные группы юкагиров (чуванцы, ходынцы, анаулы) занимали территории от реки Лены до устья реки Анадырь. Для них был характерен низкий уровень этнического самосознания. В XVII-XIX веках численность юкагиров сократилась вследствие эпидемий, междоусобиц; часть юкагиров была ассимилирована якутами, эвенами, русскими. В 1897 году насчитывалось 754 юкагира, в 1970 — около 600, затем численность начала расти.
К концу XIX века этнические традиции удалось сохранить в основном колымским юкагирам. Основу их хозяйства составляли охота на дикого оленя и транспортное оленеводство для тундровых юкагиров, охота на копытных животных, рыболовство и собаководство для верхнеколымских юкагиров. Многие элементы материальной культуры в течение XVIII-XIX веков складывались под влиянием эвенов, чукчей и якутов (орудия труда, транспорт, одежда). В то же время, в культуре юкагиров сохранился ряд архаических черт (культ предков и шаманов, жертвоприношения собак, «вороний» эпос), восходящих к древней традиции культуры охотников на дикого оленя.