Русская псовая борзая
Стандарт породы:
Родина: Россия Общий вид: Русская псовая борзая обладает хорошим зрением, агрессивностью по отношению к животным, силой, при беге развивает большую скорость, особенно на коротких дистанциях. Собака большого роста, узкого телосложения, сухого крепкого типа конституции, элегантная. У псовой борзой нет развитого чутья. Единственное средство обнаружить зверя - глаза. Если собака не умеет пользоваться зрением, то от нее толку на охоте не будет.
Высота в холке: у кобелей — 75–86, у сук — 68–78 см
Окрас: белый, палевый, рыжий и серый разных оттенков. Встречаются черные, пятнистые собаки
Голова: Голова длинная, узкая, сухая. Черепная часть узкая, овальная, плоская. Длина морды равна длине черепной части.
Уши: посажены высоко и далеко сзади, относительно маленькие, с тонкой кожи, узкие и на концах заостренные Шерсть: мягкая, волнистая или в крупном завитке. На боковых поверхностях конечностей короткая, плотно прилегающая; на спине, шее более длинная, волнистая.
Характер: Темперамент спокойный, но собака резко возбуждается при виде зверя. У русской борзой в определенной степени развит инстинкт охоты, она отличается независимым нравом и даже со «своими» людьми никогда не бывает подобострастна, но при чутком воспитании может стать преданной и приятной домашней собакой, отвечающей на доброе отношение к ней сильной привязанностью.
Русская псовая борзая — самая крупная из борзых. Свое название «псовые» они получили от слова «псовина», то есть волнистая шелковистая шерсть.
Появление борзых в России связано с монгольским нашествием. В процессе завоевания стран Ближнего Востока и Средней Азии монголы, естественно, натолкнулись там на вислоухих азиатских и персидских борзых. Монгольская знать стала держать у себя этих собак и во время завоевания России привезла их с собой. В XVI веке Иван Грозный, после завоевания Казани и Астрахани, переселил многих татарских князей в северные губернии России. Они привезли с собой среднеазиатских борзых, и тут начался уже более интенсивный процесс смешения борзых с сильными, богато одетыми северными лайкообразными собаками. Уже после Ивана Грозного, в XVII веке, такие помеси получили широкое распространение. В XVIII веке при Петре I и его потомках борзыми собаками занимались мало и только, пожалуй, к концу XVIII века началось бурное развитие породы. Появились большие питомники, а отдельные помещики держали борзых и гончих. Помещики - основные владельцы собак не считали нужным вести породу в чистоте и обязательно подмешивали других собак, стараясь вывести "свою" породу.
В начале 18 века большое влияние на формирование экстерьера русской псовой борзой оказала кровь завезенных с запада Европы английских борзых и ирландских волкодавов, а также вислоухих восточных, крымских, кавказских и других борзых. Отсюда такое разнообразие типов этой породы. И только после 1888 года, когда было сделано первое описание (стандарт), началось становление современной русской псовой борзой.
В начале ХХ в. в породе еще существовали типовые различия; собак называли по фамилиям владельцев или месту расположения псарен; першинские (охота князя Н. Н. Романова-старшего), озеровские, болдыревские, - челищевские, сумароковские, гееровские, гатчинские (царская охота) и др. После 1917 г. большая часть борзых перешла в собственность сельских охотников, и в результате бессистемного спаривания их потомки утратили породность. Лишь несколько чистокровных особей осталось в руках собаководов-любителей Москвы и Ленинграда и в энгельсском питомнике (Саратовкая область). Эти собаки и положили начало восстановлению породы. Великая Отечественная война нанесла урон племенному разведению. После войны в Москве, Ленинграде, Саратове, Куйбышеве и в других городах оно фактически началось заново.