Китай является родиной многих значительных изобретений человеческой цивилизации, в том числе четырёх великих изобретений древнего Китая: бумаги, компаса, пороха и книгопечатания (как ксилографии, так и наборного шрифта). Благодаря китайцам появились такие привычные сейчас вещи как шёлк, фарфор, чугун, рыболовная катушка, колокол, вентилятор, а также лапша, игральные карты, палочки для еды, воздушный змей или сейсмометр. Сложно даже представить, что когда-то человечество обходилось без всего этого.
Китайцы изобрели оригинальные технологии в области механики, гидравлики, применяли математику для измерения времени, металлургии, астрономии, сельского хозяйства, конструирования механизмов, теории музыки, искусства, мореплавания и приёмов ведения войны. В Период Сражающихся царств китайцы имели самые передовые технологии в металлургии, включая доменные печи с дутьём и вагранки, а кричный горн и кузнечно-пудлинговый процесс были известны во времена династии Хань. Возникновение сложной экономической системы в Китае породило такое изобретение, как бумажные деньги во времена династии Сун. Изобретение пороха (по крайней мере, в 10-м веке) вызвало ряд уникальных изобретений, таких как горящее копьё, наземные мины, морские мины, пищали, взрывающиеся пушечные ядра, многоступенчатые ракеты и реактивные снаряды с аэродинамическими крыльями.
Семи изобретениям Древнего Китая посвящена эта коллекция.
Хотя глазурованная керамика существовала в Китае и раньше, С.А.М. Адшед пишет, что самый ранний тип стекловидной, прозрачной керамики, которую можно отнести к истинному фарфору, появился не ранее эпохи династии Тан (618—907). Найджел Вуд утверждает, что истинный фарфор был изготовлен в Северном Китае примерно в VII веке, в начала правления династии Тан, а в Южном Китае он появился примерно 300 лет спустя, в начале X века. До того существовал ряд переходных фарфоровидных форм керамики, постепенно приближающихся по своим свойствам к фарфору. Китайцы хранили секрет этого материала так тщательно, что и в Западной Европе, и в России его пришлось изобретать самостоятельно В основе фарфора лежит глина – но не всякая глина годится для его изготовления. Глины существуют «тощие» и «жирные». Первые труднее поддаются лепке, но зато при обжиге формы изделий из этой глины почти не искажаются. К «тощим» глинам относится и каолин, что по-китайски означает «фарфоровая глина». Залежи каолина имеются не только в Китае, но и в других странах. Однако разрабатывать их начали только тогда, когда стали изготовлять фарфор. Каолин хорош многим, и прежде всего, своей белизной. Эта белизна отличает обожженный фарфор (до покрытия его глазурью) от всех других глиняных изделий. В каолине почти нет посторонних примесей. Он легко принимает нужную форму.Тем не менее у каолина есть существенный недостаток — он плохо плавится даже при сильном нагреве. А без этого невозможно получить звонкие прозрачные фарфоровые изделия. Следовательно, чтобы получить настоящий фарфор, одного каолина мало. Китайские мастера нашли выход далеко не сразу. Это произошло тогда, когда они наткнулись в горах на залежи породы, именуемой «фарфоровым камнем». Она состоит из кварца и полевого шпата и имеет сероватый или желтоватый оттенки. Но если этот камень раздробить и истолочь, а затем тщательно промыть полученный порошок в воде, он становится белым. При температуре 1800°С фарфоровый камень плавится и становится прозрачным, как стекло. Значит, если смешать молотый фарфоровый камень с измельченным каолином, то получится масса, которая отлично сплавляется. А фарфор из этой массы после обжига становится не только белым, но и звонким, прозрачным. Кстати, фарфоровый камень нигде не встречается, кроме Китая. Но даже имея все виды сырья, нелегко наладить производство фарфоровых изделий. Не менее важными условиями, которые обеспечивали производство в Китае высококачественного фарфора, явились открытия, способствующие поддержанию наиболее рационального температурного режима печей. Более тысячи лет назад в Китае появились первые секционные печи для обжига керамики. Они назывались ступенчатыми и представляли собой длинный ряд смежных комнат, идущих уступами по склону холма. В самой нижней печи разжигали огонь, и раскаленный воздух, прежде чем добраться до трубы, проходил всю систему. Большое значение для поддержания правильного температурного режима при обжиге имела также конструкция дымовых труб. Производство фарфора – очень сложный и трудоемкий процесс. Прежде чем из куска фарфоровой массы будет сделана простая чашка, она пройдет через руки 70-80 мастеров – формовщиков, художников, муравщиков, декораторов. После сушки фарфоровое изделие покрывалось глазурью. Именно глазурь делает поверхность фарфора гладкой, блестящей и водонепроницаемой.
На изображениях: Блюдо из фарфора санкай, эпоха династии Тан, VIII в.; Ваза для сладостей с росписью, 18 в.