Дао цзан
Дао цзан — полное собрание религиозной и философской литературы даосизма, в буквальном переводе — «Сокровищница Дао», «Сокровищница даосских писаний» или «Даосская сокровищница».
Первая попытка библиографического описания в рамках даосской традиции была предпринята Гэ Хуном, который в 19-й главе своей работы «Баопу-цзы» перечислил более 250 сочинений общим объёмом около 1300 цзюаней («свитков»). Возникновение собственно «Дао цзана» связано с деятельностью даоса Лу Сюцзина, который не только осуществил подбор текстов, но и систематизировал их, разделив всё собрание на три части, обозначенные термином дун («пещера, грот, вместилище»). Первоначальным ядром «трёх вместилищ» была литература трёх основных направлений даосизма, распространённых в Южном Китае в IV—V веках: Маошань, Линбао и оккультно-алхимического течения «трёх императоров», иерархически соотнесённых как, соответственно, высший, средний и низший уровни даосского знания.
В VI веке к «трём вместилищам» были добавлены «четыре приложения»: каждое из первых трёх соотнесено с одним из «вместилищ», а четвёртое — со всеми «вместилищами». Первое «приложение» связано с трактатом «Дао Дэ Цзин» и комментариями на него, второе — с трактатом «Тай пин цзин» и комментариями на него, третье — с оккультно-алхимическим направлением даосизма, четвёртое содержало литературу Школы Истинного Единства.
Согласно даосской традиции, составление Дао цзан началось в 745, однако более вероятной является дата 1008—17 — период правления сунского императора Чжэнь-цзуна (998—1022), сторонника даосизма. Канон был опубликован впервые в 1019 объёмом в 4565 томов. Его комплектование продолжалось вплоть до эпохи Мин (1368— 1644), когда в периоды 1436—49 и 1573— 1619 появились два его издания. В 1626 был составлен комментированный каталог Дао цзан. В Дао цзан вошли как классические произведения («Дао дэ цзин», «Чжуан-цзы» и т. п.), так и более поздние; многие трактаты анонимны и не датированы.
Структура современного «Дао цзана» воспроизводит образец, сложившийся в VI веке. Собрание состоит из «трёх вместилищ»:
Дун чжэнь («вместилище истинного»), школа Шанцин, посвящена медитации и используется на высших уровнях инициации даосских мастеров
Дун сюань («вместилище сокровенного»), школа Линбао, посвящена ритуалам и используется на средних уровнях инициации даосских мастеров
Дун шэнь («вместилище духовного»), тексты Трёх Августейших (Саньхуан), посвящена эксгорцизму и используется на низших уровнях инициации даосских мастеров;
Позднее Три вместилища при сохранении прежней тематики стали более аморфными, и «четырёх приложений».
Каждое из «вместилищ» включает 12 разделов:Бэнь вэнь («Основные письмена»)
Шэнь фу «Духовные формулы»)
Юй цзюэ («Нефритовые наставления»)
Лин ту («Одухотворённые схемы»)
Цун лу ( "Генеалогии и описания")
Цзе люй («Заповеди и предписания»)
Вэй и («Правила этикета»)
Фан фа («Практические методы»)
Сян шу (Чжун шу) («Искусства образов»)
Цзи чжуань («Сказания и повествования»)
Цзань сун («Оды и гимны»)
Бяо цзоу («Доклады и петиции»).
Тематика «четырёх приложений» аналогична соответствующим разделам «Дао цзана» VI века.Тай сюань бу («великое сокровенное», основано на трактате Даодэцзин)
Тай пин бу («великое равновесие», основано на трактате Тайпинцзин)
Тай цин бу («великая чистота», основано на трактате Тайцинцзин и других текстов по даосской алхимии)
Чжэн и бу («истинное единство», основано на сочинениях Школы Небесных Наставников и возникшей на её базе Школы Истинного Единства)