Нарвал
Monodon monoceros
ПОЗВОНОЧНЫЕ - VERTEBRATA
Отряд: Китообразные - Cetacea
Семейство: Единороговые - Monodontidae
Род: Monodon
Автор: Linnaeus, 1758
Категория: 3 - редкий малочисленный вид, представитель монотипического рода.
Распространение: Нарвал коренной обитатель Арктики и высокоширотных акваторий Сев. Атлантики. Распространен циркумполярно к сев. от линии плавучих льдов, в водах Канадского арх., Гренландии, Девисова прол., Баффинова и Гудзонового зал., Шпицбергена, Земли Франца-Иосифа, Новой и Северной Земли, о. Врангеля. Плавучие станции "Северный полюс" наблюдали нарвалов сев. о. Врангеля, о-вов Де-Лонга и между Землей Франца-Иосифа и Северной Землей]. Осенью 1969 г. труп нарвала был выброшен на берег зап. Чаунской губы. У побережья Сибири держатся вдали от берегов.
Местообитания: Холодные воды вдоль края арктических льдов; прибрежной зоны как правило избегают. Совершают сезонные миграции в зависимости от передвижения плавучих льдов - на зиму в юж., а летом в сев. направлении. Весьма редко и только в зимнее время выходят за пределы полярных вод: зарегистрированы юж. заходы до о. Беринга, вост. берега Камчатки, п-ова Аляски, Белого моря, устья Печоры, побережья Великобритании, Голландии, Ньюфаундленда. Живут в полыньях, разбивая льды до 3-5 см толщиной. Питаются головоногими моллюсками и рыбой (треска, камбала, лососевые, сельдь), редко ракообразными. Время спаривания растянуто, но пик его приурочен к весне. Беременность около 14 месяцев, а цикл воспроизведения охватывает 2-3 года. Родится 1, очень редко 2 детеныша, длиной 150-170 см. Лактация 1-2 года. Половая зрелость у самцов наступает при длине тела 390, у самок - 340 см.
Численность: В российских водах нарвалы держатся в одиночку или небольшими группами, состоящими их взрослых самцов, либо из самок с детенышами. Прежде встречались многосотенные и тысячные стада. В акватории от устья Колымы до м. Барроу нарвалы крайне малочисленны. По ориентировочной оценке запасы нарвалов Канады и сев.-зап. Гренландии 10 тыс. голов. Однако по данным авиаучета, проведенного во время изучения их весенне-летней миграции в р-не прол. Ланкастера в 1976 г, это число оказалось в 2-3 раза больше. Такое увеличение объясняют не ростом популяции, а улучшением техники количественного учета. Численность нарвалов в других водах не установлена. На нарвалов возможны нападения моржей, белых медведей, а на детенышей - полярных акул. Болезни не изучены. Из паразитов у нарвалов найдены 2 вида китовых вшей и 3 вида круглых червей. Загрязнение окружающей среды - важный лимитирующий фактор: в сале и печени нарвала, добытого близ о. Баффина, обнаружена высокая концентрация органохлориновых пестицидов - ДДТ, хлордан, диелдрин и др. Самый сильный лимитирующий фактор - промысел, он регулярно проводился в Канадской Арктике и в Гренландии. В 1973-1983 гг. ежегодно в Канаде добывали 263- 406 нарвалов, а в Гренландии 129-752. Такая нагрузка может быть угрожающей. Местные жители в Канадской Арктике все еще используют жир и мясо нарвалов в пищу и для приманки песцов, в особенности ценят бивни (идут на экспорт). В прошлом на единорогов охотились с ручными гарпунами, а теперь промышляют с моторных катеров огнестрельными гарпунами. Неволю нарвалы переносят плохо. Группу из 4 нарвалов впервые удалось содержать в Ванкуверском аквариуме в Канаде; животные пойманные в Гудзоновом зал., прожили в неволе 3-4 месяца и все погибли от гельминтоза легких. В других случаях в неволе смерть наступала от пневмонии. Еще одного единорога содержали вместе с группой белух в Нью-Йоркском дельфинарии. На основании находки крупного черепа в зал. Диско с промежуточными чертами 2 видов предполагают возможность скрещивания нарвала и белухи. Случаи размножения в неволе неизвестны.
Охрана: Занесен в Красный список МСОП-96, Приложение 2 СИТЕС.