Жостовская роспись
Жостовская роспись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Также может дополняться изображением птиц, веточек с ягодами или фруктов.
Роспись производится обычно по черному фону (иногда по красному, синему, зеленому, серебряному) в несколько этапов. Это позволяет мастеру работать параллельно над несколькими подносами.
Каждая стадия нанесения краски сопровождается длительной просушкой. Вначале поднос шпаклюется, шлифуется и покрывается грунтом на основе каолина и сажи в два слоя. Следующий этап называется "подмалевок" или "замалёвок". Художник наносит масляной краской очертания цветов. На этой стадии определяется композиция и основной колорит работы. Для росписи используют широкие беличьи кисти. Потом поднос покрывают лаком и полируют. Затем выполняется "тенёжка" - цветам придается объем за счет нанесения полупрозрачных теней цветом.
Один из самых ответственных этапов послойного жостовского письма - "прокладка". Форма букета обретает плоть — уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции.
Затем ставятся светлые блики ("бликовка"). Наложение бликов выявляет свет и объем. Букет кажется освещенным множеством независимых источников света. Бликовка создает настроение и колорит.
Далее следует "чертёжка" - тонкой кистью художник наносит штрихи, прожилки, кружевные края цветов и листьев и "посадка семенцов" - изображает тычинки, семена в центре цветочных чашечек. На этапе "привязка" цветы объедияются в цельную композицию и связываются с фоном - автор дорисовывает необходимые усики, стебельки.
Заключительный этап - "уборка" - украшение борта подноса тонким орнаментом - геометрическим или растительным. Подносу придается зеркальный блеск с помощью мелового порошка.