Тема инвалидности всегда стоит остро, особенно если она касается вашей семьи или семьи дорогих вам людей. Рождение ребенка-инвалида нередко становится ударом для всех родственников, и особенно для родителей. Но с этим можно и нужно научиться жить, стараясь сохранить здоровые отношения с ребенком, окружающим миром и супругом. Сокрушаться и возлагать вину за произошедшее на себя, кого-то другого или обстоятельства бессмысленно. Намного важнее помочь малышу максимально успешно развиться и вырасти.
Проблемы семьи с инвалидами.
Инвалидность ребенка часто становится причиной продолжительной оторванности семьи от привычной жизни. Независимо от того, каков характер проблем у малыша и каковы сроки его реабилитации, многое просто отходит на второй план или совсем исчезает из устоявшегося быта.
Обнаружение у ребенка пороков развития или подтверждение факта инвалидности по каким-либо патологиям вводит родителей в состояние тяжелого стресса. Одни отчаиваются, другие постоянно плачут, третьи молча носят боль внутри себя, четвертые озлобляются и становятся агрессивными, отдаляются от друзей и родственников.
Первое время – время острой боли, которую придется пережить, перестрадать. По мере осознания горя родители смогут посмотреть на ситуацию более или менее спокойно, и уже конструктивно подойдут к дальнейшему решению возникающих проблем.
Психологи, работающие с семьями, где есть дети-инвалиды, выделяют четыре последовательные фазы психологического состояния по мере становления отношения к ребенку-инвалиду.
1. шок, проявляющийся в растерянности, беспомощности, страхе, ощущении собственной неполноценности («я его таким родила»);
2. неадекватное отношение к дефектам ребенка, отрицание выставленных диагнозов и негативизм к врачам и процедурам (защитные реакции психики);
3. частичное осознание дефекта ребенка и вытекающее из него ощущение постоянной печали и депрессии. Родители вынуждены постоянно ориентироваться на потребности ребенка и угнетены тем, что в его состоянии нет положительных сдвигов;
4. начинается социальная и психологическая адаптация всей семьи. Родители принимают дефект ребенка и смиряются с ним, устанавливают адекватные отношения с врачами и специалистами, начинают достаточно точно и разумно следовать их рекомендациям.
К сожалению, в семьях с детьми-инвалидами не все родители могут прийти к правильным решениям, обрести смысл жизни и победить негативные эмоции. Не все могут справиться с ситуацией самостоятельно, им требуется психологическая помощь и коррекция.
Во многих случаях адаптация к жизни с больным ребенком осложняется экономическими, медицинскими, социальными и психологическими трудностями. Качество жизни семьи снижается, начинаются трения между ее членами. Случается, что один из супругов не выдерживает груза проблем и ответственности, и пара распадается.
Помощь со стороны.
Самым разумным и логичным кажется помощь и поддержка со стороны родственников, друзей и близких, но на практике семья с маленьким инвалидом на руках часто остается один на один со своими проблемами.
Известие о рождении ребенка с пороками вызывает шок у друзей и родственников, заставляет их задуматься о своем отношении к родителям малыша и к нему самому, о реальной помощи и возможности дальнейшего общения. Многие из знакомых и друзей предпочитают избегать встреч, так как пугаются своих чувств и эмоций, переживают о том, что неосторожными словами и действиями могут ранить чувства родителей. Тяжелее всего приходится дедушкам и бабушкам, так как они в большинстве случаев не знают, чем можно помочь семье и ребенку, боятся быть бестактными, предпочитают отмалчиваться и не вмешиваться, лишая своих детей моральной поддержки. Бывает и так, что бабушки и дедушки из-за стыда перед окружающими отказываются признать родившихся с инвалидностью внуков и разрывают всякое общение с детьми и их семьей.
Наиболее сильную эмоциональную реакцию вызывают дети с глубокой умственной отсталостью, с очень бросающимся в глаза внешним видом и неадекватным поведением. Нередко они привлекают нездоровое внимание окружающих – знакомых, соседей или даже вовсе посторонних людей. Это, конечно, тяготит родителей еще больше.
Очень сложно свыкаться с мыслью о том, что ребенок сильно отличается от других детей, возникают страхи за будущее, растерянность, паника, чувство стыда, проблемы из-за нехватки знаний в вопросах воспитания. Это отгораживает родителей от знакомых и близких. Многие предпочитают в одиночку переживать свою беду.
Жизнь с ребенком-инвалидом нелегка сама по себе, но в есть особенно сложные моменты, когда психологические, медицинские или социальные проблемы проявляются наиболее резко:
- период, когда факт нарушения в развитии и инвалидности только выявлен: родители чувствуют страх и беспомощность, неуверенность в своих силах.
- период старшего дошкольного возраста, когда приходит понимание того, что у ребенка нет возможности учиться в обычной школе среди ровесников.
- подростковый возраст, когда из-за осознания своей инвалидности ребенок не может нормально наладить социальные контакты с ровесниками, особенно противоположного пола. Это приводит к отшельничеству и обособлению от общества.
- период старшей школы и поступления в образовательные учреждения профессионального образования из-за резкой ограниченности в профессии и трудоустройстве. Случаются разлады между ребенком и родителями.
Не каждая семья проходит все этапы кризисов. В случаях тяжелых патологий, повлекших сильные нарушения интеллекта и необучаемость, семья застревает на втором этапе, и ребенок навсегда остается в разряде маленьких. При инвалидности по соматическим заболеваниям второй этап может пройти спокойно, но трудности возникнут на третьем-четвертом. Поговорим о каждом из периодов и его основных сложностях.
Кризисные периоды.
1. получение новости об инвалидности – первые недели, дни или даже часы и минуты после появления на свет (если, разумеется, патология врожденная).
2. первые три года жизни, либо возраст поступления в детский сад или в школу, когда специальные обследования выявляют у ребенка инвалидность. Известие о проблемах, которые не замечали или не хотели замечать (успокаивая себя тем, что со временем все пройдет, малыш вырастет, окрепнет, поумнеет, и т.д.), становится тяжелым шоком для семьи – равно как и тот факт, что их ребенок не сможет поступить в обычный садик или школу.
3. подростковый возраст. Тело ребенка начинает быстро и неравномерно расти, созревают скелет, мышцы, внутренние органы и половая система, из-за чего нередко начинаются проблемы со здоровьем и ухудшается общее самочувствие. Одновременно с этим идет активное формирование самосознания и самооценки, появляется стремление к общению со сверстниками и к самоутверждению. К подростковому кризису примешивается осознание собственной инвалидности, ограниченности, дефектности. Ситуацию часто усугубляет родительский кризис среднего возраста. С таким клубком эмоциональных и социальных проблем нелегко справиться не только ребенку, но и взрослому.
4. юношество – период получения жизненного статуса. Остро встают вопросы получения профессии, создания собственной семьи и отношений с обществом, заработка, самообслуживания и самообеспечения. Родители все чаще задумываются о том, кто побеспокоится об их ребенке, когда не станет их самих.
В такие сложные периоды семьям с детьми-инвалидами требуется внимание и помощь специалистов.
Что нужно родителям?
Разумеется, советовать в такой трудной ситуации сложно. Но нужно понимать, что жизнь не остановилась. Инвалид – это социальный статус, а не приговор, и правильнее всего будет принять и полюбить своего ребенка таким, какой он есть.
Существует ряд простых рекомендаций для родителей маленьких инвалидов:
- не жалейте малыша из-за того, что он отличается от других детей. Дарите ему свою любовь и внимание, но не забывайте о других членах семьи, которые не меньше, а может, и больше нуждаются в поддержке;
- организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя ущербным и не отказывался от своей жизни в угоду нуждам ребенка-инвалида;
- не ограждайте ребенка от всех проблем – решайте их сообща. По возможности предоставляйте ребенку возможность самостоятельно действовать и принимать решения в отношении себя и других;
- следите за собой и своими действиями, чтобы ребенок мог брать с вас пример и гордиться вами. Не бойтесь отказывать ему в каких-то вопросах и не чувствуйте перед ним вины за это, особенно если его требования неоправданно велики;
- много общайтесь и разговаривайте с ребенком, не заменяя себя компьютером, телевизором и т.д. Пусть ребенок общается с другими детьми и взрослыми. Не отказывайтесь от встреч с родными и друзьями, походов в гости и посиделок.
- не стесняйтесь просить помощи у психологов, педагогов и социальных работников, читайте литературу по своим проблемам, общайтесь на форумах, делитесь опытом и встречайтесь с другими такими же семьями.
- не изводите себя и близких упреками и обвинениями – никто не виноват в случившемся.
И всегда помните, что ребенок будет расти, и ему рано или поздно придется жить самостоятельно, без вас и вашей помощи. Учите его быть максимально независимым, готовьте ко взрослой жизни. А главное – любите его!
© 2013 crazymama.ru
Статья написана специально для портала "CrazyMama.ru"
Копирование и цитирование разрешено только с письменного разрешения правообладателей.