Крещение – это не просто красивый обряд. Это первое, и важнейшее, из семи таинств православной церкви. Ведь именно крещение – это тот первый шаг, который открывает для человека двери истинной Веры. Крещение можно назвать вторым, духовным, рождением человека. Пройдя через это таинство, человек обретает доступ к другим церковным таинствам – миропомазание, причащение и др., у каждого крещеного появляется свой ангел-хранитель, за спасение его души теперь молится вся Церковь.
Вопрос, когда человеку лучше принять крещение, в детстве или, наоборот, в зрелом возрасте не имеет однозначного ответа. Некоторые придерживаются мнения, что это решение должно быть осознанным, принятым самим человеком, а не его родителями и выступают крайне против крещения детей. В качестве контраргумента можно привести цитату одного батюшки: «А ребенка Вы на русском языке будете учить разговаривать? Или будете ждать, пока он вырастет и сам решит, какой язык для общения больше подходит? Нелепо, правда? Родители вправе давать ребенку свой язык, мировоззрение, культуру, в том числе религиозную, хотя бы как элемент общей культуры. А разве можно развивать ребенка религиозно, если не дать ему возможность приобщиться к Богу? Путь к этому лежит через крещение».
Если вы решили крестить своего ребенка то, отнеситесь к этому со всей возможной ответственностью. Хорошенько подумайте, кого вы бы хотели видеть в качестве крестных родителей своего малыша. Ведь до его совершеннолетия эти люди, наравне с вами будут перед Богом нести ответственность за его правильное, в том числе духовное, воспитание.
Обычно в крестные выбирают двух человек – крестного отца и крестную мать. Но может быть и один крестный. В таком случае крестного выбирают одного пола с крещаемым, т.е. мужчина для мальчика и женщина для девочки. В выборе крестных или, как их еще называют, восприемников, есть ряд существенных тонкостей, которые необходимо учесть, когда вы будете выбирать среди своих близких друзей или родственников подходящие кандидатуры.
Во-первых, это должны быть люди сами крещеные и обязательно православные. В то время как родители крещаемого могут быть и другой веры. Во-вторых, крестные не должны состоять в браке между собой или планировать вступить в брак, т.к. духовное родство, появляющееся во время таинства между крестными, запрещает иные формы отношений. Приемным родителям также запрещено быть крестными у своих детей.
Еще один важный вопрос, это возраст с которого можно становится крестным. Традиционно считается, что это совершеннолетие, но возможны и исключения. Главное – это полное осознание крестным всей возлагаемой на него ответственности, стремление и реальная возможность исполнять свои обязанности. Церковь не запрещает одному человеку несколько раз становиться крестным, но стоит иметь в виду, что каждому крестнику необходимо уделять должное внимание. Поэтому, если вы сомневаетесь в своих силах, лучше откажитесь, грехом это считаться не будет. Допустимо быть восприемником и у двух детей сразу, например, при крещении близнецов. Но физически это будет выполнить достаточно сложно, ведь принимать из купели придется обоих одновременно.
Итак, вы выбрали подходящих людей, которые, как вам кажется, помогут вам достойно воспитать вашего ребенка. И теперь возникает резонный вопрос, существуют ли какие-то особые правила подготовки восприемников к крещению? Вообще говоря, каких- то единых правил нет. При некоторых храмах проводят специальные огласительные беседы, где объясняют суть православной веры, рассказывают о крещении и восприемничестве. В некоторых церквях посещение подобных занятий будущими восприемниками является обязательным, в других они могут вообще отсутствовать. Но, если они все же есть, их посещение никогда не будет лишним. Случается и так, что потенциальные восприемники сами еще не достаточно воцерквлены – т.е. являясь крещеными в православной вере, тем не менее, не ведут активную духовную жизнь. В таком случае, помимо посещения огласительных бесед им рекомендуется изучить Священное Писание и основные правила христианского благочестии, выдержать трехдневный пост и перед таинством крещения исповедаться и причаститься.
Церковь не дает никакого предписания, относительно возраста с которого можно крестить ребенка. Чаще всего крещение проводится после 40 дня, но это вызвано только тем, что до этого момента матери нельзя ходить в храм, так как она пребывает в физиологической нечистоте. Но крестить можно и раньше, особенно это необходимо, если ребенок родился слабым. Само крещение может быть произведено в абсолютно любой день – и в обычный, и в праздничный, и в постный. Стоит только помнить, что в каждом храме существует свой распорядок, поэтому при выборе дня крестин необходимо посоветоваться со священником.
Для крещения младенца нужно иметь крестильную рубашку, нательный крестик, цепочку или ленточку, полотенце или простынку (желательно новые), несколько свечей. Все это можно заранее приготовить самим, либо приобрести в церковной лавке. Традиционно, все затраты на крещение берут на себя крестные родители и дарят крестнику нательный крестик и икону небесного покровителя, но, все же это не является обязательным правилом. После крещения рубашку и простынку не стирают, а хранят всю жизнь, как напоминание о данных обещаниях.
Таинство крещения начинается с молитв имянаречения, после которых у крещаемого появляется ангел-хранитель и небесный покровитель. Последнее время достаточно часто бывает, что имя данное ребенку при рождении отсутствует в святцах и, тогда при крещении ребенку дается второе имя. Обычно это либо созвучное имя, например, Арину могут крестить как Ирину или Ариадну, или имя того святого, чей день отмечают в день крещения.
После молитв имянаречения следуют несколько запретительных молитв, цель которых запретить сатанинским силам действовать на крещаемого. Завершаются они тем, что все присутствующие поворачиваются лицом на запад, туда, где по церковным канонам обитает дьявол, чтобы отречься от него. Слова отречения говорит сам крещаемый или, если крестят младенца, его восприемник. Отречение происходит в следующей форме: трижды священник задает вопрос "Отрицаеши ли ся сатаны, и всех дел его, и всех aггел (демонов) его, и всего служения его, и всея гордыни его?". Ответ так же дается в установленной форме – «Отрицаюся». Отречение заканчивается выполнением предложения священника «И дуни и плюни на него», которое, исполняется буквально. Часто эта просьба вызывает у крестных усмешку. На самом же деле, этот странный для современного человека обряд - не что иное, как открытый вызов и прямое посрамление злой силы, решительный отказ подчиняться дьяволу. Это то оскорбление, которое не прощается. Это начало смертельной войны со злом.
Отрекшись от зла, крещаемый (или восприемник) должен принести обещания верности Христу. Все поворачиваются лицом на восток, т.е. к алтарю, крестный или крестная трижды читает «Символ Веры» - краткое изложение основ христианской веры, которое все православные должны знать наизусть. Тем самым крестные родители подтверждают свою веру и готовность быть духовными руководителями младенца.
После этого начинается само крещение. Первым делом священник читает молитвы, освящающие воду в купели и, если нужно елей. Затем, обмакнув кисточку в сосуд с елеем, символизирующим Милость Божию, священник "помазывает" воду в купели, затем крестообразно лоб, глаза, ноздри, рот, уши, грудь, руки и ноги крещаемого. Смысл такого помазания в том, чтобы освятить мысли, желания и действия человека, вступающего в духовный завет с Богом. После помазания крещаемого, священник крестит его в купели троекратным погружением в воду с произнесением крещальной молитвы: «Крещается раб Божий (имя). Во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь». Если крещаемый лицо мужского пола, то после троекратного погружения священник передает его крестному отцу. Если же это лицо женского пола, то ее принимает крестная мама. После крещения священник вручает крещаемому белые одежды - символ небесной чистоты, и нательный Крест - символ победы над злом и единства со Христом.
Сразу после крещения совершается еще одно таинство - миропомазание. Священник будет помазывать лоб, грудь, губы, глаза, нос, уши, руки и ноги. Оно символизирует получение человеком особых божественных даров и сил, необходимых в жизни. Святое миро – это душистое масло, в составе которого содержится множество компонентов: оливковое масло, белое вино, ароматические вещества (алоэ, ладан, рода, фиалка, мускатное, розовое и другие масла). Такое множество компонентов символизирует разнообразность христианских добродетелей.
После крещения и миропомазания с головы состригается прядь волос, которая является первой благодарной жертвой Богу и остается в храме как залог посвящения. Завершается крещение молитвами воцерковления, при этом мужчин вводят в алтарь – самое святое место Храма, а женщинам их читают перед иконой Пресвятой Богородицы.
Традиционно таинство крещения совершается священником. Но в исключительных случаях, например при опасности для жизни ребенка или взрослого, окрестить может и любой православный христианин, прочтя крещальную молитву, трижды погружая крещаемого в воду или обливая его водой. Такое крещение признается православной церковью, за окрещенного таким образом можно молиться в храме. Но, когда опасность миновала, новоиспеченному христианину нужно прийти в церковь, что бы священник завершил обряд положенными молитвами и помазал миром, повторное погружение или окропление не проводится. Такой, экстремальный, вариант крещения наибольшее распространение получал во время гонений на церковь, например при советской власти.