Если ваш малыш изо дня в день видит, как в вашей семье поддерживается порядок, каждый член семьи имеет круг своих домашних обязанностей и никогда не возникает никаких споров о том, кому сегодня мыть посуду или протирать пыль, то его и не придется приучать к порядку. Дети в этом возрасте как губка впитывают в себя информацию об окружающем их мире и о привычках, царящих в семье, и во всем стараются подражать взрослым, особенно маме. Мама – вот главный образец поведения, вот тот маяк, на свет которого ориентируется любой ребенок в любой семье. Во всех домашних делах двухлетний ребенок старается САМ, без всякой просьбы с вашей стороны, принять самое активное участие. И тут главная задача, с которой порой бывает очень трудно справиться, – это проявить все свое терпение и выдержку и удержаться от критических замечаний, недовольных высказываний по поводу не очень блестящих результатов (мягко говоря) такой помощи. Ребенок хочет помочь, но не может и не умеет – вот в чем беда! А наша беда в том, что мы с легкостью упускаем этот крайне важный воспитательный момент, с негодованием (а то и с руганью!) отвергая искреннюю помощь малыша, предлагаемую от всей души и чистого сердца. Представляете, какая травма остается в душе ребенка в таком нежном возрасте? Отныне у него сформируется стойкая ассоциация, связанная с домашними делами: он не справляется, у него не получается, мама злится и кричит, домашние дела – это плохо.
Каково же бывает его удивление, когда по прошествии всего лишь нескольких лет с него начинают на полном серьезе буквально требовать выполнения тех самых дел, за которые его лишь недавно ругали? Он чувствует, что здесь что-то не так, он начинает сопротивляться и негодовать, в результате добиться соблюдения хотя бы минимального порядка у такого ребенка удается лишь из-под палки. Он нехотя и кое-как, после многократных напоминаний или прямых угроз наказанием выполняет дела по наведению порядка, стараясь избежать их выполнения при первой же возможности. Вывод напрашивается сам собой:
Дети не рождаются ленивыми, такими их делаем мы, родители!
Как же не упустить первые драгоценные моменты проявления инициативы двухлетнего карапуза, предлагающего свою помощь маме? Конечно же, всячески поощряя ее! Вы боитесь, что ребенок что-то прольет, разобьет или сломает? А разбить его сердце и сломать его душу вы не боитесь? Вам жалко пролитого компота или разбитой вазы? А своего собственного ребенка вам не жалко? Вы можете возразить, что как раз и беспокоитесь о безопасности вашего ребенка – ведь он может порезаться или обжечься. Вот и отсылаете его подальше со словами: «Ты еще маленький, рано тебе еще! Иди поиграй!», даже не подозревая, что помощь семье – это для него самая лучшая и интересная игра. И в ваших силах обеспечить ребенку полную безопасность при выполнении посильных для него домашних дел.
Что может делать ребенок в возрасте двух лет? Очень многое, но вы по-прежнему должны будете сопровождать его и делать все дела вместе. Совместные действия – это самый эффективный способ сплочения семьи, повышения доверия между родителями и детьми, сохранения единства и упрочения дружеских связей и контактов с детьми в любом возрасте. Какие же это совместные дела?
- вместе стелите постель;
- вместе накрывайте на стол (ребенок может раскладывать ложки и вилки);
- вместе мойте посуду (ребенку давайте помыть его собственную небьющуюся тарелку и чашку – не беда, что потом придется за ним перемывать!);
- вместе делайте уборку (ребенок вполне способен вытирать пыль влажной губкой, конечно же, без всяких моющих средств);
- вместе стирайте (ребенок может рассортировать грязное белье по цвету, заложить его в стиральную машину, а затем вытащить постиранное в тазик);
- вместе готовьте (малыш поможет вам очистить картошку в мундире, перебрать крупу). При работе с тестом выделите ему небольшой кусочек, чтобы он всласть с ним повозился, развивая заодно мелкую моторику пальцев и слепив свою собственную лепешечку, которую сам же потом с удовольствием и съест!
- вместе поливайте цветы;
- вместе убирайте и складывайте одежду.
Пусть все эти дела сопровождаются весельем, шутками и смехом, пойте вместе веселые песенки, читайте стишки, рассказывайте прибаутки. И тогда у ребенка никогда не возникнет отторжения или неприятных чувств по отношению к делам по дому. Наоборот, для него они будут означать что-то интересное, веселое и связанное с положительными эмоциями.
Выделите ребенку личное пространство, где все его вещи (игрушки, одежда, принадлежности для художественных занятий (карандаши, альбомы, пластилин)) имели бы свое, строго определенное и доступное для ребенка место. Объясните, какие вещи где лежат, на первых порах убирайте их по местам совместными усилиями, а потом уже предоставьте это дело ребенку одному. Он и без вас справится блестяще!
Автор: Джулия Деловая
Источник:
http://poryadokvdome.com/2011/07/09/kak-priuchit-k-poryadku-dvuxletnego-rebenka/