Символ примирения
Крест - страшное древнее орудие казни рабов - стало символом победы жизни над смертью, добра над злом. Эта парадоксальность объясняется божественным происхождением христианской веры.
Человечество инстинктивно боится всего, что связано со смертью - почему же тогда в христианстве образ мучительной смерти воздвигается как знамя победы? И один из 12-ти главных православных праздников так и называется - Воздвижение Креста Господня (27 сентября)? Такой символ нашего спасения избрал Бог, ставший Человеком. Когда Он жил среди людей, даже ближайшие ученики не могли понять смысла и значения Его крестной смерти, предлагали разными способами избежать ее. Он же говорил: «На этот час Я и пришел» (Евангелие от Иоанна глава 12, стих 27).
Умирая между небом и землей, Иисус Христос примирил и соединил два мира - Земной, человеческий, и Небесный, божественный. После Его смерти и воскресения люди обрели возможность соединяться с Богом и попадать в Рай. До этого все души уходили в мрачные темницы ада. Распростертые руки Христа на Кресте символизируют, что Он всех нас привлекает к Себе и каждого любит.
«Спасительный» крестик
Традиция носить на шее символ нашего спасения - крест - уходит в глубь веков. Достоверно она прослеживается с IV века. Так, известный византийский святой Иоанн Златоуст, порицая некоторых неразумных женщин своего времени, которые надевали разные амулеты на своих крещеных младенцев, говорил: «Не следует возлагать на младенцев ничего, кроме спасительного креста». Замечание уместное и для нашего времени.
С самого начала христианской истории формы нательных крестов были самыми различными. Они бывали простые четырехконечные без всяких изображений и более сложные, шести- и восьмиконечные, вписанные в круг (символ вечности), с богатым растительным орнаментом.
Сегодня в церковных лавках вы также можете приобрести крестики различных форм, и зачастую они изготовляются по древним оригиналам. Так что не смущайтесь, увидев крест непривычной для вас формы. Еще святой VIII века преподобный Феодор Студит писал: «Крест всякой формы есть истинный крест».
О разных традициях
Есть ли различие между крестами православным и католическим? Да, есть. В Европе в эпоху Возрождения сложилась своя трактовка распятия. В католицизме Христос изображается натуралистично страдающим, Его тело провисает на руках, голова увенчана терновым венцом, ноги пригвождены ко кресту не двумя, а одним гвоздем.
Материал для изготовления крестиков Церковь никогда не регламентировала. Чаще всего их делали из дерева, но таких образцов до нашего времени дошло совсем немного - слишком они недолговечны. Тельники делались из различных драгоценных и недрагоценных металлов и их сплавов, иногда даже из камня.
Способ ношения крестика также не имеет принципиального значения. Для этого можно использовать как цепочки из любых металлов, так и веревочки, бечевочки, кожаные или сутажные нити. Главное, чтобы вам было удобно.
История Церкви знает и признает многие формы крестов, изображений на них и надписей на оборотной стороне. Но если в центре креста изображен не Христос, а кто-то другой (пусть даже Богородица или святой), такой крест не может считаться подлинным, в храме вам его не освятят, а неосвященный крестик не имеет благодатной силы.
Малыш и крестик
Крестильный крестик - это тот нательный крест, который дается человеку при таинстве Крещения. Он может быть приобретен в церковной лавке или в ювелирном магазине (в последнем случае надо предупредить священника, что крест не освящен). Батюшка совершит короткий чин освящения. Самостоятельное же окропление крестика святой водой освящением не является.
Кто будет покупать крестик и понесет его на освящение в храм, значения не имеет. Многие почему-то считают, что это должны делать крестные, но это не так. И, кстати, вопросом приобретения этого необходимого атрибута лучше озаботиться самим родителям, чтобы потом не вздыхать, что крестик ребенка вам не нравится. Ведь о вкусах не спорят.
Крестик надевается на человека священником во время таинства крещения сразу после троекратного погружения в воду. После этого взрослый человек уже не должен снимать с себя крест, но как быть с малютками? Многие мамы переживают, что веревка повредит нежную кожу новорожденного. Приемлема практика, когда крестик висит над кроваткой - ведь здесь ребенок проводит большую часть своей жизни. В этот период крестик надевают только когда направляются в храм на причастие.
Когда же малыш начнет познавать мир ползком и первыми шажками, тогда крестик становится его непременным атрибутом. Малышу лучше носить крестик на кожаной или сутажной короткой бечевке, чтобы она не натирала шейку и не мешала играть. Когда ребенок подрастет, ничто не препятствует вам заменить веревочку на элегантную цепочку.
Часто бывает, что маленький озорник возвращается с прогулки без крестика - потерял. Не следует делать из этого события мистическую трагедию, ничего страшного не произошло - потеря креста не навлечет на дорогого растеряшку кару небесную. Но и оставлять малыша без крестной защиты не следует - не медлите с приобретением нового крестика.
Бывает обратная ситуация - находка потерянного кем-то крестика. Некоторых это приводит в суеверный трепет. Не нужно искать опасность там, где ее нет. Церковь допускает ношение и чужих крестиков. Опасение, что с крестом другого человека на вас перейдут все его беды, является нелепым предрассудком. Святой крест может принести вам и вашему ребенку только божественную благодать. Креста боятся только демоны.
Икона Божией Матери «Взыскание погибших»
Есть в Брюсовом переулке (метро «Охотный ряд») древний храм Воскресения Словущего на Успенском вражке, построенный и освященный в 1634 году. Этот храм никогда не закрывался, вот уже более трех с половиной веков в нем совершаются богослужения. Когда в послереволюционное лихолетье уничтожали окрестные монастыри и церкви, верующие люди, спасая свои великие древние святыни от поругания новых вандалов, приносили их в этот храм. Так здесь появилась чудотворная икона «Взыскание погибших», перед которой родители молились за своих детей еще за сотню лет до революции и получали необыкновенную помощь. Само название иконы свидетельствует о том, что к ней обращались и обращаются в самых безнадежных случаях с близкими людьми. Храм открыт ежедневно. Каждый воскресный вечер здесь читается акафист перед этой святыней. Праздник в честь иконы отмечается Православной Церковью 18 февраля по новому стилю.