Ваш ребёнок такой милый, но порой бывает несносным. Он нежный, но часто вредничает, упрямится и капризничает. Порой мы – взрослые удивляемся, как в таком маленьком человечке помещается столько всего противоречивого. После рождения малыша мама мечтает, чтобы её ребёнок побыстрее подрос, когда его не нужно будет постоянно укачивать и пеленать. И вот это время настаёт. Ваше сердце замирает от радости, когда ваш малыш, только научившись говорить, вежливо приветствует взрослых, благодарит за помощь. Вы гордитесь своим ребёнком и с ужасом смотрите на соседского мальчишку, который постоянно капризничает. Вы сетуете на плохое воспитание и искренне верите, что ваш малыш никогда не превратится в такого маленького «монстра». Но в один прекрасный день вы понимаете, что ошибались. Вашу семейную идиллию начали нарушать частые капризы вашего непоседы. Теперь вы видите, что ваш ребёнок совсем не ангелочек, которым вы его когда-то представляли. От него всё чаще можно услышать протесты: «Не хочу, не буду», а если начинаете бороться с его капризами, то катание по полу просто обеспечено. Поступки и упрямое поведение капризного ребёнка начинают раздражать. Если всё это вы наблюдаете в своей семье, то на миг необходимо остановиться, трезво оценить ситуацию, понять причины такого поведения ребёнка и сделать всё, что в ваших силах, чтобы ваш капризуля стал более послушным и научился управлять своими эмоциями.
Нытики, зануды, капризули – именно так мы иногда называем своих детей, когда они ведут себя из ряда вон плохо. Вам кажется, что труднее вашего ребёнка просто нет. Но стоит отметить, что поведение ребёнка в семье и поведение ребёнка в другой среде, например, детском саду, может значительно отличаться. Дома ваш малыш может быть настоящим капризулей, который буквально сметает всё на своём пути, если что-то происходит не так, как этого хочет он. Но в детском саду такой капризуля может быть совершенно спокойным ребёнком, не доставляющим никаких хлопот воспитателям.Такое различие в поведении обусловлено окружающей средой, социумом. В группе детского сада каждый ребёнок - эгоист и вряд ли будет потакать капризам своих сверстников. Дети быстро это усваивают и приспосабливаются друг к другу, чтобы вместе поиграть и заняться другой совместной деятельностью. Но если ребёнок, несмотря ни на что, и в детском саду продолжает вести себя так же, как и дома, то вскоре он, как правило, становится изолированным в группе – изгоем. С таким капризным ребёнком никто из детей не хочет играть и вообще иметь общих дел. И это ещё больше усугубляет и без того плохое поведение капризного ребёнка.
Чтобы понять, почему ваш ребёнок упрямится и капризничает, делает всё наперекор, необходимо определить причину такого поведения, которое может быть обусловлено рядом факторов.
Причины детской капризности
Причинами детской капризности могут быть:
• характер ребёнка;
• особенность его нервной системы;
• поведение родителей и близких родственников.
Главную роль в воспитании ребёнка играет его семья, которая накладывает свой отпечаток на его личность и характер, во многом обуславливает его поведение, в том числе и плохое. Социальное развитие ребёнка неразрывно связано с взаимоотношениями в семье, поведением родителей, требованиями, которые они выдвигают перед ребёнком, их стилем воспитания и так далее. Очень часто дети капризничают, если им не хватает общения с родителями. К сожалению, в настоящее время достаточно много семей, в которых воспитание детей ограничивается лишь материальной стороной: родители во главе угла ставят, чтобы их ребёнок был сыт и одет, чтобы у него были игрушки и другие необходимые вещи. Такие родители искренне считают, что дети их за это будут любить и уважать, ведь они работают, не покладая рук, чтобы обеспечить своего малыша всем необходимым.
Но взрослые забывают, что для ребёнка более важна и интересна будет не новая игрушка и не сладости, а общение с ними, совместная игра и простое времяпровождение вместе. Забота о ребёнке не должна ограничиваться удовлетворением его потребностей – это лишь «вещественная» сторона родительской любви. Гораздо значительнее и важнее другое. Честно ответьте себе на вопросы, интересуетесь ли вы чувствами ребёнка, его внутренним миром, переживаниями, отвечаете ли на его порой нелепые вопросы, обсуждаете ли сказки, мультфильмы. С маленьким ребёнком есть о чём поговорить, хотя некоторые взрослые считают обратное. Если ваш малыш не получает навыки общения, не приучен принимать самостоятельные решения и знает, что за него всё могут сделать родители, то капризное поведение просто обеспечено, не считая массу других отрицательных влияний такого воспитания. Ребёнок очень быстро усвоит, что всё, что он хочет, он сможет легко выпросить у родителей, достаточно всего лишь плаксиво и настойчиво об этом просить, используя при этом весь свой опыт капризули. И если родители в таких ситуациях всегда уступают своему ребёнку, то он становится настоящим манипулянтом, полностью подчиняя себе родителей. Если ребёнок не знает, что такое строгий родительский отказ, то его характер будет складываться из множества неприятных качеств. Такие дети не проявляют инициативу и самостоятельность, они не хотят и не могут сделать над собой даже небольшое усилие, не доводят начатое дело до конца. Если родители всё-таки в один прекрасный момент понимают свои ошибки в воспитании своего капризули и меняют тактику поведения, то это, как правило, приводят к ещё большим капризам, а всё потому, что дети очень тонко чувствуют всё, что происходит вокруг. В связи с отсутствием самостоятельности про таких детей говорят, что они сами не знают, чего хотят.
Капризные дети не умеют идти к поставленной цели, потому что за него всё делают взрослые, для этого достаточно лишь покапризничать. Ещё больше усугубляет положение, когда взрослые начинают суетиться вокруг капризули, пытаясь удовлетворить очередной каприз. Например, ребёнок капризничает и наотрез отказывается кушать кашку, тогда заботливые мама или бабушка начинают ему предлагать супчик, пирожки и т. д. Другой пример – девочка не хочет играть в куклы и разбросала их по всему дому, устроила настоящий скандал и «надула» губки, а родители, чтобы исправить положение, начинают предлагать ей сходить погулять, посмотреть мультики, пособирать пазлы и т. д. Капризного ребёнка нельзя ставить в ситуацию множественного выбора, сделать выбор в пользу чего-то одного он не сможет, так как у него практически отсутствует самостоятельность. Он только ещё больше начнёт капризничать и стучать ногами. Возможно, именно поэтому некоторые капризули спокойно ведут себя в детском саду, потому что там все занимаются одним делом – вместе идут гулять, вместе ложатся спать, вместе кушают один и тот же обед и т. д. Кроме этого, воспитатель в отличие от родителей всегда может сказать капризному ребёнку чёткое и категоричное «нет», и капризуле ничего не остаётся, как подчиниться воле взрослого.
Какой он – капризный ребёнок?
Временами каждый ребёнок может капризничать. Такие периодические капризы могут быть связаны с заболеванием, с новой ситуацией (первое посещение детского сада, первый визит к врачу и так далее), при переутомлении в конце дня. Но когда ребёнок выздоравливает, привыкает к новым условиям, полон новых сил после отдыха, то капризы исчезают. Но если капризы являются постоянными и становятся привычкой, то уже есть необходимость коррекции такого поведения. Итак, какой же он – настоящий капризуля?На самом деле капризные дети очень слабые и уязвимые, они полностью зависят от взрослых, они неуверенны в себе, «неумехи», они требуют постоянного непрерывного внимания родителей и особенно нуждаются в постоянном контакте с матерью. Настоящие капризули изнежены и избалованы. Так как они многого не умеют, то для них единственный верный путь достижения цели – капризы и нытьё.
Нередко капризность отрицательно влияет на физическое здоровье ребёнка, они более слабые и чаще болеют, быстро утомляются. Видя это, родители иногда своим поведением надёжно закрепляют за ребёнком роль слабенького и беспомощного. Капризуля старается любым путём привлечь к себе внимание, он любит препираться и спорить. Любимое выражение настоящего капризули – «Не хочу!», при этом он сам никогда не предлагает свои варианты решения. Капризные дети часто скучают и не знают, чем заняться, даже если вокруг него масса интересных вещей.
Рекомендации в воспитании капризули
Главная цель в воспитании капризного ребёнка – формирование адекватного поведения, научить ставить цель и достигать её собственными силами, развитие активности и самостоятельности. Достичь этой цели сложно, но можно, а лучшим помощником в этом станет совместная деятельность родителей и ребёнка и их общение друг с другом. Следующие рекомендации будут очень полезны и пригодятся в воспитании и исправлении капризного малыша.
1. В воспитании капризули должны участвовать все члены семьи, причём воспитательная позиция должна быть единой. Если мама что-то запрещает, то папа не должен ребёнку это разрешать. Причём запрет не должен зависеть от настроения, самочувствия и других обстоятельств. Например, мама категорически не разрешает прыгать на кровати, а папе всё равно, а бабушка с дедушкой то разрешают, то запрещают. Естественно, в такой противоречивой ситуации ребёнок начнёт капризничать.
2. Не меняйте своих решений. Например, вы заходите в магазин, и ваш ребёнок начинает упрашивать вас ему купить вон ту большую шоколадку. Вы ему отказываете, ребёнок начинает капризничать, ещё больше уговаривать, устраивает скандал, и вы ему уступаете – покупаете шоколадку и ещё массу сладостей в придачу. Одна такая уступка - и капризы будут постоянными. Поэтому лучше вытерпеть все выходки капризули, но зато он раз и навсегда поймёт, что если мам сказала «нет», значит все его капризы ни к чему не приведут.
3. Постарайтесь понять причину каприза. Каприз может быть как обоснованным, так и необоснованным. Скандал в магазине – это каприз необоснованный. Примером обоснованного каприза может послужить следующая ситуация, которая встречается во многих семьях. Вы собираетесь в детский сад, ребёнок хочет сам надеть ботинки, завязать шнурки, застегнуть куртку. Но вы торопитесь, начинаете ругать ребёнка, самим надевать его. Ребёнок начинает кричать, что он хочет это сделать сам. В результате – крики и слёзы. Такую детскую самостоятельность необходимо поощрять, в ней нет ничего плохого. В таких ситуациях взрослым можно посоветовать одно – запастись терпением.
4. Если вы чувствуете, что сейчас ребёнок начнёт «закатывать» сцену, то постарайтесь отвлечь его внимание на другие вещи. Говорите, что угодно, например, что сейчас начнётся интересный мультик, что вы сегодня увидели удивительную птицу и т. п., достаточно проявить немного фантазии. Если же ребёнок уже «разошёлся» не на шутку, то такая тактика на него не подействует.
5. Если каприз ребёнка в самом разгаре и его не удаётся отвлечь, то просто игнорируйте его, покажите своему капризуле, что вы не обращаете на него никакого внимания, при этом сохраняйте спокойствие. И если он видит, что его истерики не вызывают у вас никаких эмоций, то вскоре он успокоится, понимая, что этим он ничего не добьется. Капризные дети любят «играть на публику», поэтому скандалят чаще там, где много зрителей. Не бойтесь, если ваше равнодушие к капризам ребёнка увидят окружающие люди, ведь главное – не то, что подумают посторонние, а воспитание ребёнка, ваши отношения с ним. Если каприз ребёнка перерос в настоящую истерику, то старайтесь не кричать на него, говорите тихо и ласково, а если есть возможность, то можно приложить к вискам капризули влажное прохладное полотенце.
6. Обратите внимание на своё собственное поведение. Если вы часто нервничаете, кричите, ругаетесь с другими членами семьи и посторонними людьми, то ребёнок начнёт копировать вашу манеру поведения, ведь дети – это наше зеркальное отражение.
7. Шантаж – далеко не самый лучший метод воспитания. Не пугайте ребёнка, что если он сейчас же не замолчит и не успокоится, то вы перестанете его любить, не будете дарить подарки на день рождения и так далее.
8. Психологи советуют, если вы видите, что ваш ребёнок что-то делает не так, то не используйте отрицание, чтобы его поправить. Например, ребёнок неправильно держит ложку, и большинство родителей говорят: «Не держи так». Психологи рекомендуют как можно реже во время замечаний ребёнку говорить, используя при этом частицу «не». Лучше будет, если вы скажете, что «Нужно делать так, посмотри, как следует держать ложку».
9. Когда ребёнок перестал капризничать, плакать, кричать и успокоился, то следует ласково с ним поговорить, не угрожая ему и не упрекая его в таком безобразном поведении. Скажите, что вы огорчились, что он так себя вёл, и надеетесь, что такого больше не повторится и он будет хорошо себя вести.
10. Привлекайте ребёнка к совместной деятельности. Сделайте всей семьёй аппликацию, советуйтесь с ребёнком, какой лучше выбрать цвет и так далее. Не забывайте похвалить за успехи и приободрять его, если что-то плохо получается.
11. Как можно больше общайтесь с ребёнком, лепите вместе снеговиков, играйте в снежки, катайтесь с горки, собирайте цветы, играйте в различные настольные игры и так далее.
12. Поощряйте самостоятельность своего капризули. Поручайте ему простые домашние дела, с которыми он может справиться: собрать свои игрушки, аккуратно расставить книжки, сложить вещи и т. п. Не давайте ему заданий, если вы не уверены, что он с ними справится. Не забывайте хвалить, если он всё доделал до конца.
13. Перестаньте делать за ребёнка те вещи, которые он может выполнить сам, например, надеть куртку, застелить постель и другие.
14. Учите ребёнка выражать свои эмоции и чувства словами, а не бесконечными капризами. Для этого сами больше говорите о своих чувствах в присутствии ребёнка. ЗаключениеВоспитание детей – дело весьма непростое, тем более, если ваш ребёнок настоящий капризуля. Помните, что капризность лучше предотвратить и изначально не допускать ошибок в воспитании ребёнка, нежели потом исправлять свои ошибки. На это потребуется немало времени и терпения, а самое главное – любви и внимания, тогда спустя некоторое время вы увидите, что ваш капризуля изменился в лучшую сторону.
© 2011 crazymama.ru
Статья написана специально для портала "CrazyMama.ru"
Копирование и цитирование разрешено только с письменного разрешения правообладателей