Отправка сообщения о замеченной ошибке

Адрес страницы:
//crazymama.ru/article.php?a=1&id_article=1123&id_cat=13


Ошибка:



Комментарий:



ввести контактные данные войти на сайт под своим логином


Сообщение об ошибке отправлено
МАМЫ И ДЕТИ: ОБЩЕНИЕ: СПРАВОЧНИКИ: ИМЕНА И ДАТЫ: БИБЛИОТЕКА:
Поиск:
 
Мамы. Мамины дневники
Будущие мамы. Дневники
Дети. Интересы. Дети говорят
Фотоальбомы Фото по темам
Видеоальбомы Видео по темам
Наши фотоконкурсы
Форум мам
Клубы
Опросы
Комментарии
Оценки
Новости
Роддома Курсы Консультации
Больницы Поликлиники
Лекарства Болезни
Детские сады, ясли. Школы
Группы развития Магазины
Куда пойти. Специалисты
Зодиакальный гороскоп
Восточный гороскоп Друидов
Имена Подбор имени по святцам
Святцы Святые покровители
Лунный календарь Лунные дни
Определить пол ребенка!!!
Вопросы почемучек Мамин словарь
Детские стихи Потешки Загадки
Детские песни Аудиосказки
Мультфильмы Детские фильмы
Статьи Книги Журналы Сайты
Игры для девочек Объявления
e-mail:
пароль:
регистрация забыли пароль?
ОБСУЖДАЕМЫЕ ТЕМЫ
Показать игры читать ещё
СЛУЧАЙНОЕ ВИДЕО
ПОСЛЕДНИЙ КОММЕНТАРИЙ
НОВОЕ В ДНЕВНИКАХ
читать ещё
РЕЙТИНГ ДНЕВНИКОВ
СЕЙЧАС НА САЙТЕ
 
Синдром гиперактивности и дефицита внимания / Медицина детям / Статьи по темам
Рекомендуем прочесть!

Синдром гиперактивности и дефицита внимания
Синдром гиперактивности и дефицита внимания

Одной из проблем современной педиатрии и неврологии является синдром гиперактивности, часто сопровождающийся дефицитом внимания, который формируется у детей и подростков. Данный синдром все чаще устанавливается у современных малышей, хотя не исключена и гипердиагностика данного состояния. Актуальность проблемы в том, что данный синдром не только медицинская, но и социальная проблема – эти дети трудно адаптируются в коллективе, для их воспитания и обучения требуются специально подготовленные педагоги, им нужно особое внимание и условия для жизни. Все это на современном этапе затрудняет жизнь родителей и особого малыша.

Что это за диагноз?

Синдром гиперактивности и дефицита внимания (СГДВ) это нарушение сбалансированной работы структур головного мозга, в особенности одного из отделов – ретикулярной формации. При этом повреждений мозга нет – вся его структура сохранена – нет кист, опухолей, кровоизлияний или травм, это нарушение его функции. Проявляется этот синдром в трудности концентрации внимания, нарушениях памяти и обучения, сложностями в обработке поступающей извне и мыслительной информации и различных стимулов.

Термин этот появился недавно – он стал собирательным понятием из различных, ранее устанавливаемых диагнозов и, возможно, со временем этот синдром будет назван иначе.

Оценка двигательной активности и поведения ребенка, согласитесь, вещь весьма субъективная. И тут еще нужно учитывать массу сопутствующих факторов и тип темперамента, особенности воспитания и прочие факторы. Поэтому и частота встречаемости данного синдрома по данным различных источников варьирует в широких пределах – от 2 до 18% детей. Практически в каждом классе школы можно обнаружить хотя бы одного такого ребенка, причем считается, что мальчики страдают им в два раза чаще девочек.

Врачи выделяют несколько вариантов этого синдрома, это зависит от того, что преобладает в проявлениях. Выделяются:
1. синдром, в котором сочетаются и дефицит внимания, и гиперактивность;
2. отдельно синдром с дефицитом внимания, но без гиперактивности;
3. отдельно синдром с гиперактивностью, но без дефицита внимания.

Некоторые доктора считают, что нужно вообще разделить отдельно гиперактивность и дефицит внимания. Так как гиперактивность чаще встречается у мальчиков, а дефицит внимания у девочек, а вот смешанный вариант бывает только у трети детей с данной проблемой.

Причины СГДВ

Этот синдром может возникать первично – то есть как главное и единственное или основное заболевание ребенка, а может быть вторичным, то есть проявлением генетических синдромов, психических заболеваний, последствиями травм или инфекций нервной системы.

Большая часть докторов склонна считать этот синдром генетически заложенным. Отмечено, что семьи, где встречается подобная проблема, нередко среди близких родственников выявляются аналогичные нарушения в прошлом. Однако, распрос представляет трудности – многие взрослые сознательно умалчивают о подобных фактах. Кроме того, у таких малышей выявляется наследственная отягощенность по неврозам, различным тикам и навязчивым движениям, многие родные могут страдать неврологическими заболеваниями. Считается, что проблема СГДВ кроется в особом гене, который отвечает за синтез особого вещества – дофамина, который играет важную роль в обмене веществ нервной ткани и особенно головного мозга.

Кроме этого, выделяются и некоторые факторы риска, возникающие до и во время беременности и в последующей жизни ребенка. Это социальное неблагополучие семьи – неполные, пьющие и асоциальные семьи, криминальное окружение ребенка, конфликты родителей, нервозность матери и других членов семьи. Наиболее отрицательно сказываются на здоровье ребенка ранний алкоголизм матери, ее психические отклонения и половая распущенность.

Одним из факторов риска развития СГДВ является асфиксия новорожденных, курение и употребление алкоголя во время беременности, прием некоторых лекарств и хронические стрессы. Считается, что в результате воздействия одного или нескольких из перечисленных факторов развивается нарушение в работе ретикулярной формации. А эта область мозга отвечает за координацию обучения и память, помогает в обработке поступающей информации, концентрации и поддержанию внимания. Это своего рода фильтр, позволяющий выделить из ряда задач главную. Благодаря ему человек может сосредоточиться на задач и выполнить ее до конца. При СГДВ эта функция в той или иной мере утрачивается и происходит разбалансирование работы мозга. Тогда весь поток эмоциональных, слуховых и зрительных стимулов поступает ребенку избыточно, не отфильтровываясь, что перевозбуждает его, вызывая у малыша агрессивность, раздражение или беспокойство.

Кроме того, происходит нарушение работы особых отделов коры мозга – лобных долей. Это не позволяет правильно и точно усваивать информацию.

Как же определить – есть СГДВ или нет?

Подобные нарушения диагностировать очень сложно. Так как повреждения структур мозга остутствуют, выявлению заболевания не поможет даже применение современных технологий - рентгена, УЗИ или томографии. Кроме того, есть просто подвижные, непоседливые, любопытные дети, готовые часами бегать и прыгать. Поэтому врачами внесены на сегодня четкие критерии установления диагноза СГДВ, без наличия которых диагноза устанавливать, и тем более лечить ребенка, нельзя. Данные критерии должны выявляться постоянно и полным объемом. К таковым отнесли:

- у ребенка присутствует дефицит внимания или гиперактивность, или оба эти критерия одновременно.
- симптомы проявились ранее семи лет и длятся они более полугода.
- большая часть симптомов наблюдается и в школе/садике, и дома.
-данные проявления неврологами не отнесены к проявлениям других болезней, все другие неврологические и психические болезни исключены.
- нарушено обучение ребенка и его социальные функции, это мешает ему в жизни.

Причем последнее утверждение должно быть необходимым и обязательным критерием. Т.е болезнь не только присутствует, но и мешает адекватной жизни ребенка, его обучению, освоению нового и развитию. Точно установить данный диагноз возможно примерно к 5-6 годам, ранее это сделать затруднительно.

Что такое дефицит внимания? Как определить, что он есть?

Согласно мнению специалистов, данная проблема может быть четко установлена, если у малыша имеется не менее шести из ниже перечисленных симптомов.
1. Малыш не может обращать внимания на детали, он допускает ошибки при работе.
2. Ребенок с трудом может удерживать внимание в игре или работе
3. Малыш не слушает, что говорят в его адрес
4. Не может точно следовать выдаваемой ему инструкции
5. Не может организовывать свою деятельность или игры
6. Ему сложно выполнять задания, которые требуют длительной концентрации и внимания
7. Ребенок часто теряет свои вещи
8. Ребенка легко отвлечь и он это делает очень часто
9. Ребенок часто бывает забывчив

Определить существование гиперактивности можно по наличию определенных критериев. Из нижеперечисленных у гиперактивного ребенка должны присутствовать хотя бы пять.

1. Ребенком совершаются суетливые движения руками, ногами
2. Ребенок слишком часто встает со своего места
3. У малыша проявляется гиперподвижность там, где она неуместна или недопустима.
4. Ребенку сложно или невозможно играть в тихие игры
5. Ребенок не может усидеть на одном месте, он в постоянном движении.
6. У ребенка отмечается слишком активная, чрезмерная разговорчивость

Кроме того, выделяется еще и понятие импульсивности, когда малыш не может остановиться и обдумать свой поступок или фразу, прежде чем выполнить его или что-либо сказать. Это проявляется в том, что:
1. Ребенок отвечает на вопросы, полностью не выслушав их
2. Малыш не дожидается своей очереди в играх или чем-либо другом
3. Он может постоянно вмешиваться в разговоры детей или взрослых

Большинство проявлений отчетливо формируются к пяти-шести годам, а многие признаки могут формироваться уже и в первые годы жизни. Кроме того, у малышей, впоследствии страдающих СГДВ на первом-втором году жизни, отмечаются чрезмерная возбудимость и нарушения сна. Они непослушны, слишком подвижны, их поведение родителям очень сложно контролировать и сдерживать.

Те дети, у которых отмечается дефицит внимания без наличия гиперактивности, в раннем детстве могут и отставать от сверстников – позже начинают переворачиваться, ползать, ходить – обычно это задержка на пару месяцев. Они могут замедленно развиваться и в речевом развитии – у них отмечаются инертность, пассивность, малая эмоциональность. По мере взросления ребенка начинают отмечаться первые признаки дефицита внимания, на которые родители не всегда своевременно реагируют.

Чем опасно СГДВ?

Отклонения в поведении и нарушение внимания в совокупности с импульсивностью могут приводить к нарушению адаптации ребенка в обществе. При достаточно высоких потенциалах интеллекта такие дети плохо учатся в школе. Им сложно овладевать навыками чтения и письма, они не могут справляться с обычными школьными заданиями, при работе они допускают множество ошибок, им сложно слушать взрослых и выполнять их поручения и задания.

Кроме того, такой ребенок является мощным раздражителем для окружающих. Он конфликтует с сверстниками, педагогами, родителями, так как влезает в разговоры, мешает слаженной работе коллектива. Ребенок может брать без спроса чужие вещи, его поведение совершенно непредсказуемо, он слишком сильно и эмоционально реагирует на обычные раздражители – особенно в неподходящих для этого ситуациях. Кроме того, такие дети часто имеют завышенные амбиции. Часто они стремятся к лидерству, не имея на то фактического подкрепления. Дети вступают в конфликты, начинают асоциальную деятельность и это, в свою очередь, усугубляет проблемы общения и адаптации. Такие дети не могут предвидеть последствий своего неадекватного поведения. Они не признают авторитетность взрослых, что может вылиться в антисоциальное поведение и даже преступления. Особенно это характерно для подростков.

Родителям нелегко растить такого ребенка – они часто сами страдают чрезмерной импульсивностью, резкими сменами в настроении, вспыльчивостью. Кроме того, такое поведение ребенка приводит к накоплению раздражения у родителей и частому применению физических наказаний.

Что делать? как лечить?

Основными в лечении являются способы немедикаментозной коррекции. К лекарственным препаратам прибегают крайне редко и в тяжелых случаях.

Первыми применяется психотерапия, нейропсихологическая и педагогическая коррекция. Методики подбираются под каждого ребенка индивидуально. Рекомендован щадящий режим дня и частый отдых. В классе для таких детей число учеников не должно превышать 10-12 человек. Продолжительность занятий сокращают до получаса. Гиперактивного ребенка рекомендовано пересадить на первую парту – контакт с учителем на уровне взгляда дает значительное увеличение концентрации внимания.

Важна роль родителей. Они должны воспитывать в ребенке социально поощряемое поведения и способность придерживаться определенных норм. Надо тщательно следить за окружением такого ребенка, так как ему легко встать на путь асоциального элемента и приобрести вредные привычки.

Психолог работает как с ребенком так и с родителями. Родители не должны расценивать поведение ребенка как хулиганство или баловство. Они должны вырабатывать терпение и большее понимание к проблемам ребенка. Соблюдение режима дня для ребенка с СГДВ является одним из элементов терапии. Кроме того, надо дать выход его избыточной энергии – занять его физическими упражнениями: длительными прогулками, пробежками, катанием на велосипеде или роликах. Распланировать задания со школы для ребенка надо так, чтобы он не переутомлялся при их выполнении. Лучше сделать несколько подходов. Рекомендуется ограничивать посещениемассовых мероприятий и возбуждающих зрелищ. Не стоит выдавать ребенку сразу несколько занятий – ему сложно концентрироваться и выполнить задание точно.

Важно выбрать подходящих партнеров для игры. Друзей ребенку стоит выбирать из числа уравновешенных и спокойных детей.

Медикаментозное лечение стоит доверить опытному неврологу или психоневрологу. Он подберет сочетание различных групп препаратов, подходящих именно для вашего ребенка.

 

© 2010 crazymama.ru
Статья написана специально для портала "CrazyMama.ru"
Копирование и цитирование разрешено только с письменного разрешения правообладателей



Дата: 06 декабря 2010

Добавил: Педиатр



Ваша оценка: 1 2 3 4 5
Оценка: 85 средняя оценка: 4.72 (голосов: 18)
Поместить ссылку в:
02.02.2013
SVETLANKA 
Спасибо! Хорошая статья! Как нам все это знакомо....

Статьи по теме:

Пороки челюстно-лицевой области у детей
Рекомендуем прочесть!

Анализ крови у детей - расшифровка
Рекомендуем прочесть!

Статьи по темам
Планирование беременности
Беременность
Роды
Ребенок до года
От года до 3-х
Дошкольники (от 3 до7 лет)
Школьники
Поделки
Медицина детям
 Все о простуде, гриппе, ОРЗ, ОРВ
 Правильное питание
Хобби и увлечения
Домашний очаг
Отдых и праздники
Семья
Красота и здоровье
Религия
Вопросы воспитания
все рекомендованные статьи
МАМЫ И ДЕТИ:
Мамы. Мамины дневники
Будущие мамы. Дневники
Дети. Интересы. Дети говорят
Фотоальбомы Фото по темам
Видеоальбомы Видео по темам
Наши фотоконкурсы
ОБЩЕНИЕ:
Форум мам
Клубы
Опросы
Комментарии
Оценки
Новости
СПРАВОЧНИКИ:
Роддома Курсы Консультации
Больницы Поликлиники
Лекарства Болезни
Детские сады, ясли. Школы
Группы развития Магазины
Куда пойти. Специалисты
ИМЕНА И ДАТЫ:
Зодиакальный гороскоп
Восточный гороскоп Друидов
Имена Подбор имени по святцам
Святцы Святые покровители
Лунный календарь Лунные дни
Определить пол ребенка!!!
БИБЛИОТЕКА:
Вопросы почемучек Мамин словарь
Детские стихи Потешки Загадки
Детские песни Аудиосказки
Мультфильмы Детские фильмы
Статьи Книги Журналы Сайты
Игры для девочек Объявления
Crazymama. Top100 Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
© 2008-2014 crazymama.ru
ВНИМАНИЕ! Все материалы, содержащие медицинскую информацию, приведены только для ознакомления и не могут быть использованы для лечения заболеваний. Во всех случаях, посоветуйтесь с врачом.
Все материалы этого сайта могут использоваться, перепечатываться, распространяться и цитироваться только с указанием активной гиперссылки на первоисточник.
Разработка сайта Вебстудия Настройка
Реклама   О портале   Контакты