Случается, что родители приходят к вере позже рождения малышей, и когда собираются крестить подрастающих детей или креститься сами - оказывается, что имя, избранное первоначально, не имеет аналогов, например, в русских святцах. В настоящее время есть традиция переименовывания на самом крещении, с тем, чтобы у человека был таки православный небесный покровитель. В случае согласия у ребенка, да и не только ребенка, особенно если крещение происходит в зрелом возрасте, в жизни появляется двойное имя. Одно – для всех и общего пользования, а другое – для религиозной жизни. Особенно это характерно для не славянских национальностей, имеющих свои имена, например, такие как Роза, Стелла и тому подобное.
Крестильное имя можно выбирать по-разному: или в честь особо почитаемого святого, или по святцам, как уже говорилось выше, или же – и этот вариант является наиболее распространенным – выбирается имя, близкое по звучанию к записанному в свидетельстве о рождении. Поэтому Яны и Жанны чаще всего крестятся с именем Иоанна, Гертруды становятся Галинами, Илоны, Алёны и Нелли – Еленами.
При этом надо знать, что русские святцы далеко не полностью отражают всю палитру православных имен. В них нет многих имен святых других поместных церквей. И, к примеру, армянам или грузинам нередко приходится пояснять в церковных лавках, куда они подают записки, что они крещены по православному чину, просто с такими национальными именами. Есть и более яркий пример некоторой изолированности, это имя кельтского святого Эдуарда, который жил в Англии и принадлежал к святым неразделенной Церкви. По всем параметрам это православное имя, однако, в русских святцах этого имени нет, и мальчиков с таким красивым именем, как правило, называют по-новому на крещении.
В советские времена, правда, как очень редко и сейчас, людей крестили с несвяточными именами, к примеру Инга или Нинель. По невнимательности это происходило, или еще по каким другим причинам, но человеку после приходилось очень туго, если он пробовал вести активную церковную жизнь, так как требовался постоянный комментарий «крестили именно так». Зато, чисто теоретически, если бы эти люди стали святыми, и Церковь могла бы их канонизировать, их имена могли бы быть включены в православные святцы. Ведь бывало и такое, что даже крещенный с новым христианским именем человек, ставший святым, создавал прецедент со своим подлинным именем, как например наши княгиня Ольга и князь Владимир.
А если крестится взрослый человек с именем, которое есть в святцах? В этом случае удобнее креститься в честь святого таким же именем, чтобы не создавать путаницы с двумя именами. Если же святых тёзок несколько – выбрать среди них небесного покровителя можно из тех же соображений, что упоминались выше: или взять самого почитаемого среди них, или же – именно так происходит тогда, когда небесного покровителя «назначают» в церковной лавке при приеме заявки на крещение – выбрать святого, чей день памяти идет сразу после дня рождения новокрещаемого.
Традиции крестить с двойными именами – например Анна-Мария - в Православной Церкви нет.