Начнем с того, что при выборе крестного не нужно руководствоваться любыми нецерковными соображениями: социальной престижностью, статусом, родством, удобством или неудобством, приятельскими отношениями... Необходимо искать крестного-молитвенника, то есть сознательно верующего православного человека, желательно в достаточно дружеской близости к вам находящегося, который бы действительно мог ответственно-молитвенно, а в идеале еще и жизненно-организационно помогать в воспитании детей. Последнее не всегда возможно да не всегда и нужно. Поэтому прежде всего ищите в крестном и крестной молитвенников, а уже потом — практических помощников по хозяйству. Или на одного из них больше надейтесь как на молитвенника, а на другого как на помощника в практических попечениях о своем крестнике. Хотя и этот крестный должен не только помогать родителям в житейских нуждах, но и помогать им в христианском воспитании ребенка. Поэтому родителям необходимо трезво подойти к тому, чтобы крестный был таким человеком, с которым они надеются на длительное и стабильное продолжение своих собственных отношений, когда нет мировоззренческих или каких-то иных сущностных расхождений, в силу чего в будущем может оказаться разорванной и связь между крестником и его восприемником.
Если обратиться к церковным установлениям, то в строго каноническом смысле крестным является восприемник того же пола, что и сам ребенок (то есть для девочки — крестная мать, а для мальчика — крестный отец). Но по многовековому обычаю, не только нашему русскому, а и других Поместных Православных Церквей, установилось, что у ребенка есть два восприемника, чаще всего — крестный отец и крестная мать. И между восприемниками, ребенком и его родственниками устанавливаются отношения духовного родства. Отношения же самих крестных, не будучи освященными по букве и по духу канонов, расцениваются по церковной традиции тоже как отношения духовного родства. Так что муж и жена, жених и невеста, или двое, еще не планирующие вступить в брак, но уже близко подошедшие к этому решению, не должны быть крестными одного и того же человека. Поэтому при выборе крестных родители должны проявлять разумную осторожность и деликатность и думать не только о благе собственного ребенка, но и о благе для его восприемников.
Многие из желающих покреститься или покрестить младенца не отдают себе отчета в важности этого шага, в его смысле и значении.
Для какой цели мы крестим детей? Редко можно услышать правильные ответы. Говорят: Для того, чтобы были крещеными или Русские должны быть крещеными, или Чтобы веровали и были здоровыми, или Чтобы имели веру, или На всякий случай и так далее.
Вряд ли стоит подробно разбирать несостоятельность таких ответов. Они - как масло масляное.
Знайте, что цель крещения должна быть одна: соединение с Богом для вечной жизни. Не следует искать в этом таинстве здоровья, ума, способностей к учению. Это второстепенное - оно не должно заслонять главного. Христос сказал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33). Помните или, лучше, осознайте, что посредством крещения нам открывается вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа (2 Пет. 1, 11).
Святое крещение - это не традиция, не обычай или обряд, это - великое Таинство! К крещению необходимо относиться серьезно, приступать к нему, как и к любому другому Таинству Церкви, без должной подготовки нельзя.
Многие приходят просто, без подготовки, думают: батюшка помолится, окунут их младенца - и он будет крещен. Это не так.
Здесь дело гораздо более великое и более страшное, здесь Сам Бог, сами ангелы предстоят, принимая нашу веру, нашу готовность, и мы не должны быть равнодушны.
Необходимо стать христианином, покаявшись в грехах и приняв водное крещени, чтобы не пойти в ад. Креститься - значит стать частью Церкви, семьи святых людей Божьих.
Итак, в таинстве Крещения человек дает обещание, что будет жить в единстве с Богом, жить в Его благодати, а тот человек, который живет во грехе, лишается благодати Божией. А когда человек кается, исправляет свою жизнь, он вновь приближается к Богу, и Господь снова дает человеку силы, чтобы дальше совершенствоваться от силы в силу. Величайшее дело, когда человек думает о тех обетах, которые он дал при крещении, и выполняет их в своей жизни.