Человек является вершиной эволюции – он приобрел в результате своего развития очень важное средство общения, без которого сейчас сложно представить себе жизнь. Мы имеем в виду «вторую сигнальную систему», то есть речь. Мы умеем говорить, умеем понимать смысл речи, умеем отождествлять предметы с их речевым обозначением. Однако, малыш при рождении не владеет этим социальным навыком, если ребенок вырастет в дикой среде – говорить он не сможет, и интеллект такого человека будет крайне низким. Познание речи возможно только в социуме, только слыша речь, только повторяя многократно за матерью или отцом, малыш сможет научиться говорить.
Сроки формирования речи очень четко отражают развитие мозга, и все нарушения в психическом развитии так или иначе отражаются на навыках речи. Чтобы вовремя заподозрить и скорректировать нарушения, нужно знать – как же формируются основные речевые функции, как происходит речевое развитие в норме.
Выделяются несколько периодов развития, каждый из которых в свою очередь делится на определенные этапы. Рассмотрим каждый из них подробно.
Доречевой период малыша состоит из трех этапов
Первый из них называется безусловно-рефлекторным и длится примерно до 3 месяцев. В это время голосовые реакции новорожденного неотделимы от его жизненно важных физиологических функций. У малыша первых двух недель основной голосовой реакцией является крик как проявление реакции неудовольствия по поводу дискомфорта – мокрых пеленок, голода, колик и т.д. у здорового малыша крик громкий, чистый, среднего или низкого тона, с коротким вдохом и удлиненным выдохом, без интонационной выразительности. Помимо крика голосовыми реакциями малыша являются кашель, чихание, звуки при сосании, зевании.
В месяц у крохи отмечаются реакции сосредоточения на голос, обращенный к ним, у малыша может возникать так называемое ротовое внимание. В ответ на обращенный к нему голос, улыбку, особенно при их систематическом повторении, ребенок прекращает двигательную активность, замирает, губки слегка вытягиваются вперед, ребенок как бы «слушает губами». В дальнейшем на обращения взрослого к малышу вслед за этими реакциями появляется первая улыбка. Начинают появляться отдельные горловые звуки при открытом рте.
В два месяца у крохи появляется улыбка при обращении к нему. Малыш по-прежнему может обратить на себя внимание при помощи плача. Голосовая активность пока не зависит от работы органа слуха.
Второй этап - это начало гуления, он начинается с трех месяцев. возникновение первых звуков тесно связано с комплексом оживления, где основными являются улыбка и позы малыша. Сначала кроха в ответ на речь замирает и сосредотачивается, затем расплывается в улыбке, произносит звуки и оживляется. Но такое проявление характерно только на появление людей. На появление новых предметов кроха реагирует только сосредоточением и движением. То есть не «разговаривает» с предметами. Вначале звуковая составляющая очень ограничена, звуки, издаваемые ребенком похожи на короткие гласные «э», «а». Голосовые реакции появляются только на фоне положительных эмоций и могут носить спокойный характер, либо проявляются радостным повизгиванием и смехом. По характеру крика можно определить состояние ребенка, появляются реакции гнева и протеста. Мимика становится более выразительной, она сопровождает гуление и эмоциональные реакции. При активных занятиях со стороны взрослых каждый компонент «комплекса оживления» все более обособляется и каждый из них может уже проявляться и по отдельности.
Третьим этапом является интонированное гуление, начинающееся с 4 месяцев. в этот период первыми появляются наиболее простые в произношении звуки «а», «о», «у», «э». развитие речевого аппарата приводит к спонтанному произношению некоторых согласных. Вначале развиваются губные звуки – «п», «б», «м», появление которых обусловлено актом сосания, затем заднеязычные «г», «к», «х», связаные с актом глотания и постоянно оттянутым, приподнятым корнем языка из-за лежания ребенка. Мягкие согласные появляются ранее твердых. В процессе звукообразовании, происходящем до конца первого года, происходит усвоение различных признаков звуков, а не слуховых образов слов и произношение осуществляется под контролем слуха. Ребенку становятся интересны собственные звуки, он прислушивается сам к себе, повторяет сочетания многократно. Появляется интонация вопроса, развиваются интонационные характеристики крика. Способность к звукопроизношению у большинства малышей определяется возможностью прислушиваться к оттенкам и интонациям голосов взрослых, следить за движениями губ и выражением лица говорящего. Однако, часть детей предпочитают «поговрить с самим собой», в одиночестве. А отдельные малыши практически не проявляют интереса к речи, предпочитая им зрительные впечатления.
Четвертым этапом является лепет с 6 до 12 месяцев. начинают формироваться первые слоги, наиболее употребимые из которых «ма-ма-ма», «ба-ба-ба». Ребенок соединяет отдельные слоги в единое «повествование», линейную последовательность, изменяя тембр, высоту и частоту. Появляется эхо-подражание, оно приводит к быстрому росту количества употребляемых слогов и звуков. Процесс носит активный характер – малыш смотрит на взрослого, следит за движением губ и повторяет услышанное. Важным моментом является способность управлять органами речи на основе анализа увиденного и услышанного одновременно. К восьми месяцам звуковой состав усложняется сочетаниями «те-те-те», «та-та-та», «тла-а», «дла» и т.д. Употребляются гласные «и», «о», как самостоятельные звуки. Лепет малыша начинает напоминать песню. Появляется способность соединять различные по звуковому составу слоги. С 9 до 12 месяца появляется уже индивидуальность в освоении языка, выражающаяся в количественном и качественном составе лепета, появляется более точный и дифференцированный двухслоговый лепет, на основе которого к первому году появляются первые слова.
Второй глобальный этап – раннее речевое развитие
Развитие понимания слов начинается задолго до их произношения. После полугода развивается способность связывать слова с действиями и предметами: малыш «ищет глазами» предмет, который называет взрослый, использует при названии указательный жест, понимает значение элементарных просьб. Решающее значение для развития понимания слов имеет установление связи между словом и предметом. Чтобы реализовать эти связи необходимы определенные условия – четкое восприятие образа предмета, целостное восприятие звукового образа слова. Должна быть возможность у малыша выполнить требование взрослого по употреблению слова, и обязательно наличие совместной деятельности ребенка и взрослого, где взрослый использует предметы и называет свои действия словом. Развитие понимания слов приводит к возрастанию роли слова как регулятора поведения – малыш понимает простые слова-команды и запреты. К полутора годам ребенок способен выполнить простые словесные инструкции – «дай», «принеси», «положи», «не трогай» и т.д.
Возможность понимать речь связана с развитием функции обобщения слов. Если в первые месяцы жизни слово для крохи является компонентом комплексных раздражителей и воспринимается в неразрывной связи с позой, обстановкой и видом того, кто с ним говорит, то к концу года постепенно слово становится отдельным элементом-раздражителем. Ребенок уже соотносит звучание с образом предмета или человека. К концу второго года может обобщать однородные предметы, а к 3-3.5 годам и разнородные предметы тоже.
В возрасте года малыш может обобщать слова по таким признакам, как функциональное назначение (что делают предметом), его местонахождение, внешнее сходство и звукоподражание. А в период с года до 2.5 лет малыш проходит три закономерных стадии развития обобщений. Сначала он группирует предметы по наиболее ярким, выделяющимся признакам, чаще всего цветовым. Затем он объединяет зрительные и тактильные образы, свои ощущения в единое представление, но еще не различает постоянные и изменчивые признаки. Затем он уже может выделить наиболее существенные признаки в ряду сопоставляемых предметов.
Слова крохи возникают из лепета, звукоподражаний, обозначая легкие для произношения имена людей, названия предметов, действия. Зачастую такими словами являются двусложные слова с открытыми повторяющимися слогами – например «мама», «ляля». Носят они обобщенный характер, одно и то же слово может в разных ситуациях быть и чувством, и предметом, и желанием, и просьбой. Речь малыша ситуационно окрашена – понять ее можно только исходя из конкретной ситуации. Кроме того, она сопровождается выразительной мимикой и жестами. Первые слова ребенка – это законченные в смысловом отношении высказывания. Каждое слово является определенным сообщением или суждением – по аналогии со взрослой речью равно законченному предложению. Чаще всего слова носят повелительный или характер местоположения, либо выражают отношение к предметам.
Порядок овладения частями речи также обусловлен их сложностью – вначале появляются существительные, затем глаголы, употребляемые вместе с существительными. Потом появляются междометия, прилагательные и союзы. Грамматика речи усваивается, как и сам словарь, преимущественно путем подражания взрослым. С 18-20 месяцев отмечается новый скачок в словарном запасе, в основном касаемо предметного его отдела, что связано с появлением у ребенка вопроса «Что это?».
Фразы из двух слов появляются у малыша в период с 1.6 до 1.8 года. В этот же период ребенок начинает осознавать и употреблять повелительные, неопределенные формы глаголов – по типу, «мама, дай», «папа, пить». Появляются формы множественного числа существительных, к двум годам словарь ребенка имеет примерно 300 слов. На третьем году появляются грамматические формы, которые позволяют крохе ориентироваться в отношении к предметам и пространству - падежи, а также во времени - времена глагола. Появляются многословные фразы, придаточные предложения. К концу третьего года в речи имеются соединительные союзы и местоимения. К возрасту 4-5 лет ребенок в активной форме речи использует условные формы придаточных предложений, однородные члены предложения, у него появляются короткие монологи. Все это свидетельствует о завершении формирования основных категорий языка.
© 2010 crazymama.ru
Статья написана специально для портала "CrazyMama.ru"
Копирование и цитирование разрешено только с письменного разрешения правообладателей