Отправка сообщения о замеченной ошибке

Адрес страницы:
//crazymama.ru/razvitie2.php?a=4&id_article=978


Ошибка:



Комментарий:



ввести контактные данные войти на сайт под своим логином


Сообщение об ошибке отправлено
МАМЫ И ДЕТИ: ОБЩЕНИЕ: СПРАВОЧНИКИ: ИМЕНА И ДАТЫ: БИБЛИОТЕКА:
Поиск:
 
Мамы. Мамины дневники
Будущие мамы. Дневники
Дети. Интересы. Дети говорят
Фотоальбомы Фото по темам
Видеоальбомы Видео по темам
Наши фотоконкурсы
Форум мам
Клубы
Опросы
Комментарии
Оценки
Новости
Роддома Курсы Консультации
Больницы Поликлиники
Лекарства Болезни
Детские сады, ясли. Школы
Группы развития Магазины
Куда пойти. Специалисты
Зодиакальный гороскоп
Восточный гороскоп Друидов
Имена Подбор имени по святцам
Святцы Святые покровители
Лунный календарь Лунные дни
Определить пол ребенка!!!
Вопросы почемучек Мамин словарь
Детские стихи Потешки Загадки
Детские песни Аудиосказки
Мультфильмы Детские фильмы
Статьи Книги Журналы Сайты
Игры для девочек Объявления
e-mail:
пароль:
регистрация забыли пароль?
Наш клуб
ОБСУЖДАЕМЫЕ ТЕМЫ
Показать игры читать ещё
СЛУЧАЙНОЕ ФОТО
ПОСЛЕДНИЙ КОММЕНТАРИЙ
НОВОЕ В ДНЕВНИКАХ
читать ещё
РЕЙТИНГ ДНЕВНИКОВ
СЕЙЧАС НА САЙТЕ
 
Развитие речи ребенка. Речевое развитие. ( развитие ребенка от 1 до 3 лет )
Ребенок от 1 до 3 лет / Речевое развитие


Развитие речи ребенка
Развитие речи ребенка

Человек является вершиной эволюции – он приобрел в результате своего развития очень важное средство общения, без которого сейчас сложно представить себе жизнь. Мы имеем в виду «вторую сигнальную систему», то есть речь. Мы умеем говорить, умеем понимать смысл речи, умеем отождествлять предметы с их речевым обозначением. Однако, малыш при рождении не владеет этим социальным навыком, если ребенок вырастет в дикой среде – говорить он не сможет, и интеллект такого человека будет крайне низким. Познание речи возможно только в социуме, только слыша речь, только повторяя многократно за матерью или отцом, малыш сможет научиться говорить.

Сроки формирования речи очень четко отражают развитие мозга, и все нарушения в психическом развитии так или иначе отражаются на навыках речи. Чтобы вовремя заподозрить и скорректировать нарушения, нужно знать – как же формируются основные речевые функции, как происходит речевое развитие в норме.

Выделяются несколько периодов развития, каждый из которых в свою очередь делится на определенные этапы. Рассмотрим каждый из них подробно.

Доречевой период малыша состоит из трех этапов

Первый из них называется безусловно-рефлекторным и длится примерно до 3 месяцев. В это время голосовые реакции новорожденного неотделимы от его жизненно важных физиологических функций. У малыша первых двух недель основной голосовой реакцией является крик как проявление реакции неудовольствия по поводу дискомфорта – мокрых пеленок, голода, колик и т.д. у здорового малыша крик громкий, чистый, среднего или низкого тона, с коротким вдохом и удлиненным выдохом, без интонационной выразительности. Помимо крика голосовыми реакциями малыша являются кашель, чихание, звуки при сосании, зевании.

В месяц у крохи отмечаются реакции сосредоточения на голос, обращенный к ним, у малыша может возникать так называемое ротовое внимание. В ответ на обращенный к нему голос, улыбку, особенно при их систематическом повторении, ребенок прекращает двигательную активность, замирает, губки слегка вытягиваются вперед, ребенок как бы «слушает губами». В дальнейшем на обращения взрослого к малышу вслед за этими реакциями появляется первая улыбка. Начинают появляться отдельные горловые звуки при открытом рте.

В два месяца у крохи появляется улыбка при обращении к нему. Малыш по-прежнему может обратить на себя внимание при помощи плача. Голосовая активность пока не зависит от работы органа слуха.

Второй этап - это начало гуления, он начинается с трех месяцев. возникновение первых звуков тесно связано с комплексом оживления, где основными являются улыбка и позы малыша. Сначала кроха в ответ на речь замирает и сосредотачивается, затем расплывается в улыбке, произносит звуки и оживляется. Но такое проявление характерно только на появление людей. На появление новых предметов кроха реагирует только сосредоточением и движением. То есть не «разговаривает» с предметами. Вначале звуковая составляющая очень ограничена, звуки, издаваемые ребенком похожи на короткие гласные «э», «а». Голосовые реакции появляются только на фоне положительных эмоций и могут носить спокойный характер, либо проявляются радостным повизгиванием и смехом. По характеру крика можно определить состояние ребенка, появляются реакции гнева и протеста. Мимика становится более выразительной, она сопровождает гуление и эмоциональные реакции. При активных занятиях со стороны взрослых каждый компонент «комплекса оживления» все более обособляется и каждый из них может уже проявляться и по отдельности.

Третьим этапом является интонированное гуление, начинающееся с 4 месяцев. в этот период первыми появляются наиболее простые в произношении звуки «а», «о», «у», «э». развитие речевого аппарата приводит к спонтанному произношению некоторых согласных. Вначале развиваются губные звуки – «п», «б», «м», появление которых обусловлено актом сосания, затем заднеязычные «г», «к», «х», связаные с актом глотания и постоянно оттянутым, приподнятым корнем языка из-за лежания ребенка. Мягкие согласные появляются ранее твердых. В процессе звукообразовании, происходящем до конца первого года, происходит усвоение различных признаков звуков, а не слуховых образов слов и произношение осуществляется под контролем слуха. Ребенку становятся интересны собственные звуки, он прислушивается сам к себе, повторяет сочетания многократно. Появляется интонация вопроса, развиваются интонационные характеристики крика. Способность к звукопроизношению у большинства малышей определяется возможностью прислушиваться к оттенкам и интонациям голосов взрослых, следить за движениями губ и выражением лица говорящего. Однако, часть детей предпочитают «поговрить с самим собой», в одиночестве. А отдельные малыши практически не проявляют интереса к речи, предпочитая им зрительные впечатления.

Четвертым этапом является лепет с 6 до 12 месяцев. начинают формироваться первые слоги, наиболее употребимые из которых «ма-ма-ма», «ба-ба-ба». Ребенок соединяет отдельные слоги в единое «повествование», линейную последовательность, изменяя тембр, высоту и частоту. Появляется эхо-подражание, оно приводит к быстрому росту количества употребляемых слогов и звуков. Процесс носит активный характер – малыш смотрит на взрослого, следит за движением губ и повторяет услышанное. Важным моментом является способность управлять органами речи на основе анализа увиденного и услышанного одновременно. К восьми месяцам звуковой состав усложняется сочетаниями «те-те-те», «та-та-та», «тла-а», «дла» и т.д. Употребляются гласные «и», «о», как самостоятельные звуки. Лепет малыша начинает напоминать песню. Появляется способность соединять различные по звуковому составу слоги. С 9 до 12 месяца появляется уже индивидуальность в освоении языка, выражающаяся в количественном и качественном составе лепета, появляется более точный и дифференцированный двухслоговый лепет, на основе которого к первому году появляются первые слова.

Второй глобальный этап – раннее речевое развитие

Развитие понимания слов начинается задолго до их произношения. После полугода развивается способность связывать слова с действиями и предметами: малыш «ищет глазами» предмет, который называет взрослый, использует при названии указательный жест, понимает значение элементарных просьб. Решающее значение для развития понимания слов имеет установление связи между словом и предметом. Чтобы реализовать эти связи необходимы определенные условия – четкое восприятие образа предмета, целостное восприятие звукового образа слова. Должна быть возможность у малыша выполнить требование взрослого по употреблению слова, и обязательно наличие совместной деятельности ребенка и взрослого, где взрослый использует предметы и называет свои действия словом. Развитие понимания слов приводит к возрастанию роли слова как регулятора поведения – малыш понимает простые слова-команды и запреты. К полутора годам ребенок способен выполнить простые словесные инструкции – «дай», «принеси», «положи», «не трогай» и т.д.

Возможность понимать речь связана с развитием функции обобщения слов. Если в первые месяцы жизни слово для крохи является компонентом комплексных раздражителей и воспринимается в неразрывной связи с позой, обстановкой и видом того, кто с ним говорит, то к концу года постепенно слово становится отдельным элементом-раздражителем. Ребенок уже соотносит звучание с образом предмета или человека. К концу второго года может обобщать однородные предметы, а к 3-3.5 годам и разнородные предметы тоже.

В возрасте года малыш может обобщать слова по таким признакам, как функциональное назначение (что делают предметом), его местонахождение, внешнее сходство и звукоподражание. А в период с года до 2.5 лет малыш проходит три закономерных стадии развития обобщений. Сначала он группирует предметы по наиболее ярким, выделяющимся признакам, чаще всего цветовым. Затем он объединяет зрительные и тактильные образы, свои ощущения в единое представление, но еще не различает постоянные и изменчивые признаки. Затем он уже может выделить наиболее существенные признаки в ряду сопоставляемых предметов.

Слова крохи возникают из лепета, звукоподражаний, обозначая легкие для произношения имена людей, названия предметов, действия. Зачастую такими словами являются двусложные слова с открытыми повторяющимися слогами – например «мама», «ляля». Носят они обобщенный характер, одно и то же слово может в разных ситуациях быть и чувством, и предметом, и желанием, и просьбой. Речь малыша ситуационно окрашена – понять ее можно только исходя из конкретной ситуации. Кроме того, она сопровождается выразительной мимикой и жестами. Первые слова ребенка – это законченные в смысловом отношении высказывания. Каждое слово является определенным сообщением или суждением – по аналогии со взрослой речью равно законченному предложению. Чаще всего слова носят повелительный или характер местоположения, либо выражают отношение к предметам.

Порядок овладения частями речи также обусловлен их сложностью – вначале появляются существительные, затем глаголы, употребляемые вместе с существительными. Потом появляются междометия, прилагательные и союзы. Грамматика речи усваивается, как и сам словарь, преимущественно путем подражания взрослым. С 18-20 месяцев отмечается новый скачок в словарном запасе, в основном касаемо предметного его отдела, что связано с появлением у ребенка вопроса «Что это?».

Фразы из двух слов появляются у малыша в период с 1.6 до 1.8 года. В этот же период ребенок начинает осознавать и употреблять повелительные, неопределенные формы глаголов – по типу, «мама, дай», «папа, пить». Появляются формы множественного числа существительных, к двум годам словарь ребенка имеет примерно 300 слов. На третьем году появляются грамматические формы, которые позволяют крохе ориентироваться в отношении к предметам и пространству - падежи, а также во времени - времена глагола. Появляются многословные фразы, придаточные предложения. К концу третьего года в речи имеются соединительные союзы и местоимения. К возрасту 4-5 лет ребенок в активной форме речи использует условные формы придаточных предложений, однородные члены предложения, у него появляются короткие монологи. Все это свидетельствует о завершении формирования основных категорий языка.


© 2010 crazymama.ru
Статья написана специально для портала "CrazyMama.ru"
Копирование и цитирование разрешено только с письменного разрешения правообладателей



Поместить ссылку в:
МАМЫ И ДЕТИ:
Мамы. Мамины дневники
Будущие мамы. Дневники
Дети. Интересы. Дети говорят
Фотоальбомы Фото по темам
Видеоальбомы Видео по темам
Наши фотоконкурсы
ОБЩЕНИЕ:
Форум мам
Клубы
Опросы
Комментарии
Оценки
Новости
СПРАВОЧНИКИ:
Роддома Курсы Консультации
Больницы Поликлиники
Лекарства Болезни
Детские сады, ясли. Школы
Группы развития Магазины
Куда пойти. Специалисты
ИМЕНА И ДАТЫ:
Зодиакальный гороскоп
Восточный гороскоп Друидов
Имена Подбор имени по святцам
Святцы Святые покровители
Лунный календарь Лунные дни
Определить пол ребенка!!!
БИБЛИОТЕКА:
Вопросы почемучек Мамин словарь
Детские стихи Потешки Загадки
Детские песни Аудиосказки
Мультфильмы Детские фильмы
Статьи Книги Журналы Сайты
Игры для девочек Объявления
Crazymama. Top100 Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
© 2008-2014 crazymama.ru
ВНИМАНИЕ! Все материалы, содержащие медицинскую информацию, приведены только для ознакомления и не могут быть использованы для лечения заболеваний. Во всех случаях, посоветуйтесь с врачом.
Все материалы этого сайта могут использоваться, перепечатываться, распространяться и цитироваться только с указанием активной гиперссылки на первоисточник.
Разработка сайта Вебстудия Настройка
Реклама   О портале   Контакты