На третьем году жизни происходит перелом в отношении малыша к окружающему его миру. Если до этого неоспоримым авторитетом и образцом для подражания для малыша были родители и близкие родственники, то теперь ребенок начинает воспринимать себя как независимую личность, требует, что бы с его мнением считались, вели с ним диалог «на равных». Не всегда желания малыша совпадают с намерениями взрослых, и родителям придется научиться с этим считаться. В то же время, какая либо деятельность теряет для ребенка смысл, если при этом он не получает поощрения и поддержки от родителей. Для гармоничных взаимоотношений с ребенком, взрослые должны научиться прислушиваться к желаниям своего малыша, способствуя, таким образом, развитию его возможностей для самовыражения, активности и индивидуальности. Это, конечно, не означает, что надо во всем потакать ребенку. Несомненно, главной задачей родителей является направление интересов малыша в полезное русло.
Третий год жизни ребенка проходит под девизом «Я сам!». К этому возрасту, он уже может сам кушать, раздеваться, старается самостоятельно одеваться, хотя не без помощи родителей, пробует умываться, когда ему напоминают об этом, даже пытается зашнуровывать обувь, однако у него это пока совсем не получается. Для достижения успеха нужно объяснять малышу, как правильно надевать ботинки, на какую ногу, как их застегивать. Повторять придется неоднократно, так как это еще достаточно сложно для него.
В процессе предметной деятельности, игры, а позднее и в таких новых видах деятельности как рисование, лепка, конструирование, пение и танец и др. происходит дальнейшее развитие психических процессов восприятия, памяти, речи, мышления, формируются новые потребности и интересы. В этот период активно развивается воображение, особенно во второй половине года (2.5-3 года).
На третьем году жизни происходит наиболее активное овладение социокультурными ценностями – мышление, общение, развитие речи. В этом возрасте очень большое значение приобретает удовлетворение потребностей ребенка в познании, овладении бытовой, игровой, трудовой, художественной деятельностью, развитие интеллекта и способностей ребенка.
В физическом плане ребенок становится ловчее. Он уже уверенно может подниматься и спускаться по ступенькам, не падает при ходьбе. Иными словами обладает развитой координацией. Это отражается и на играх малыша. Теперь он сам может с легкостью собрать пирамидку, способен перелить жидкость из одной емкости в другую. После 2 лет понемногу начинает рисовать.
Посильная самостоятельность ребенка третьего года жизни свидетельствует о нормальном психофизическом развитии.