МАМЫ И ДЕТИ: ОБЩЕНИЕ: СПРАВОЧНИКИ: ИМЕНА И ДАТЫ: БИБЛИОТЕКА:
Поиск:
 
Мамы. Мамины дневники
Будущие мамы. Дневники
Дети. Интересы. Дети говорят
Фотоальбомы Фото по темам
Видеоальбомы Видео по темам
Наши фотоконкурсы
Форум мам
Клубы
Опросы
Комментарии
Оценки
Новости
Роддома Курсы Консультации
Больницы Поликлиники
Лекарства Болезни
Детские сады, ясли. Школы
Группы развития Магазины
Куда пойти. Специалисты
Зодиакальный гороскоп
Восточный гороскоп Друидов
Имена Подбор имени по святцам
Святцы Святые покровители
Лунный календарь Лунные дни
Определить пол ребенка!!!
Вопросы почемучек Мамин словарь
Детские стихи Потешки Загадки
Детские песни Аудиосказки
Мультфильмы Детские фильмы
Статьи Книги Журналы Сайты
Игры для девочек Объявления
e-mail:
пароль:
регистрация забыли пароль?
Опрос
ОБСУЖДАЕМЫЕ ТЕМЫ
Показать игры читать ещё
СЛУЧАЙНОЕ ФОТО
ПОСЛЕДНИЙ КОММЕНТАРИЙ
НОВОЕ В ДНЕВНИКАХ
читать ещё
РЕЙТИНГ ДНЕВНИКОВ
СЕЙЧАС НА САЙТЕ
xy099ea
olympus sh-1 характеристики
 
Аппетит и его нарушения.. Питание. ( развитие ребенка от 1 до 3 лет )
Ребенок от 1 до 3 лет / Питание


Аппетит и его нарушения.
Аппетит и его нарушения.



Нарушения аппетита у детей.


Пищевое поведение ребенка строится на основе соответствующей мотивации, которая проявляется двумя эмоциональными состояниями: неприятным субъективным чувством голода (когда в животике бурлит и «сосет под ложечкой») и приятным субъективным чувством насыщения (когда накушался и хочется полежать).

Аппетит
(от лат. appetitio – стремление) – эмоциональное ощущение, связанное со стремлением ребенка к определенной пище. Аппетит обусловлен чувством голода-насыщения, но не идентичен ему. Он отражает приятные ощущения, связанные с предпочитаемой пищей, и стимулируется пусковыми и обстановочными сигналами именно от этой пищи. Обычно это появление слюны при виде или упоминании любимого блюда, непреодолимое желание его поесть.

Голод или насыщение отражаются на степени аппетита ребенка (высокий или низкий), однако это правило соблюдается не всегда. Известны ситуации, при которых, несмотря на наличие субъективных и объективных признаков голода (давно не ел, животик бурлит), у ребенка отсутствует аппетит или даже возникает отвращение к пище. Мамы очень переживают по этому поводу, ведь хороший аппетит – это залог здоровья и нормального роста и развития.

Голод и насыщение у ребенка отражают потребность его организма в пище и по происхождению являются врожденными, инстинктивными проявлениями этой потребности. А вот аппетит ребенка в большей степени зависит от приобретенного опыта, от поведения родителей, их семейных и национальных традиций, а также индивидуальных привычек самого малыша.



Как формируется аппетит.


Помимо собственно голода, в формировании аппетита большую роль играют приятные эмоции, которыми сопровождается процесс приёма пищи. У грудничка это получение груди по первому его сигналу и удовольствие от сосания, ощущения близости мамы и ее тепла. Ребенку постарше важна неторопливая, спокойная, приятная обстановка, когда он может спокойно распробовать пищу и наесться, выбрать то, что ему наиболее интересно по вкусу, запаху и тактильным ощущениям. Деткам старше года важна сервировка, сам процесс питания, возможность участвовать в нём (иногда даже есть руками).
Все эти факторы помогают малышу вырабатывать личные предпочтения в выборе пищи, и аппетит оказывается важным биологическим механизмом предупредительной перестройки пищеварения. Обычно он резко возрастает в первые минуты приема ожидаемой пищи, что сопровождается увеличением желудочной секреции и моторики (рефлекс по Павлову – запальный, или аппетитный, сок). Аппетит ребенка заключен в его голове – в особом мозговом центре. В формировании аппетита принимают участие гипоталамические нейроны, включенные в состав пищевого центра (центр голода и насыщения).

Активность этих нейронов определяется:
– приходящими импульсами от органов пищеварения (отражает степень наполнения желудка и кишечника),
– химическими стимулами повышения концентрации пищевых компонентов из сосудистого русла (наиболее часто реакция идет на глюкозу и пептиды),
– непосредственным эффектом «голодной» или «сытой» крови на особенные химические рецепторы гипоталамуса (уровень глюкозы, аминокислот и др.).



Что влияет на аппетит?


Важное значение в формировании аппетита имеет мыслительная деятельность – нисходящие корковые влияния на нейроны пищевого центра, повышающие или снижающие их активность в зависимости от имеющегося индивидуального опыта и конкретной ситуации в момент поиска и приема пищи. Проще говоря, мозг ребенка запоминает весь свой опыт по потреблению пищи. И если во время еды случались какие-то стрессы (тошнило, рвало, подавился) или были опасные ситуации (мама торопила, ругала, что-то испугало ребенка) – это может отрицательно отразиться на желании ребенка употреблять как определённые виды пищи, так и любую пищу вообще.
Уровень активности нейронов пищевого центра и аппетит малыша постоянно контролируется отрицательными обратными связями: специальными сигналами о степени наполнения желудка и кишечника. Как только стенки желудка растягиваются – идет команда в мозг: «я наелся». В кишечнике желание кушать регулируется веществом апэнтерином – пептидом, вырабатывающимся в двенадцатиперстной кишке и тормозящим активность нейронов пищевого центра; такое же влияние оказывает холецистокинин-панкреатозимин (ХЦК-ПЗ), избыток питательных веществ в крови и др.
То есть, как только пищеварение активно заработало, в мозг поступают сигналы о том, что пока есть больше не нужно – надо усвоить то, что уже съедено.



Какие бывают нарушения?


Выделяют несколько форм нарушения аппетита – снижение, увеличение и извращение.

Сниженный аппетит и его отсутствие.


Гипорексия – снижение аппетита, крайняя степень ее выраженности – анорексия – отсутствие аппетита при наличии объективной потребности ребенка в приеме пищи. Гипо- и анорексия – довольно частые явления в патологии пищеварения (при гастрите, колите, отравлениях, панкреатитах) и при разных заболеваниях других органов и систем. Чаще всего проблемы с аппетитом у детей наблюдаются при тяжелых заболеваниях, особенно в острых стадиях (пневмония, ангина, пиелонефрит) или в период обострения болезни, когда ЦНС бросает все силы на борьбу с болезнью, уменьшая работу пищеварения, как не самого главного органа. Другой вариант возникает при избирательном торможении нейронов пищевого центра – из-за страха, переживаний (например, перед экзаменом или после ссоры).

Выделяют психогенную анорексию при пограничных состояниях личности (психогения) или неврозах навязчивых состояний, такое бывает у стеснительных, мнительных детей, у тех, кого родители часто ругают за то, что они плохо едят, балуются за столом.

Нейродинамическая гипоанорексия возникает при нарушении работы нервной системы и разбалансированности гормонов, обусловлена она появлением рвоты при запахе, виде и приеме неприятной пищи. Нейроэндокринный вариант данного состояния наблюдается при недостаточности передней доли гипофиза (гипофизарная кахексия Симмондса), аддисоновой болезни и др.
Интоксикационная гипоанорексия возникает при тяжелых инфекциях с лихорадкой, сепсисе, злокачественных опухолях, острых и хронических интоксикациях, отравлениях ртутью и др.

Диспепсическая гипоанорексия связана с патологией пищеварения и наблюдается в случае, если прием пищи сопровождается болью, тошнотой или рвотой.

Обычно нарушения аппетита у детей требуют консультации педиатра, прохождения стандартных анализов – крови и мочи для исключения анемии и инфекций, а также копрограммы – на исключение патологии пищеварения. Если отсутствие аппетита длительное, а ребенок теряет вес, требуется консультация эндокринолога и психолога.



Повышенный аппетит.


Гиперрексия – повышение аппетита, которое при крайне высокой степени выраженности может сопровождаться патологическим чувством голода – булимией (от греч. bus – бык, limos – голод). Характерно чрезмерное потребление пищи (полифагия), сопровождающееся болезненными ощущениями в эпигастральной области и слабостью при отсутствии чувства насыщения (акория). Ребенок ест, ест и ест, но не может наесться, а прием пищи доставляет боли в перерастянутом желудке и кишечнике.
В отличие от физиологического повышения аппетита, наблюдающегося после сна, физических нагрузок, при выздоровлении после инфекций, для рассматриваемого состояния характерно резкое увеличение аппетита при отсутствии объективной потребности организма в пище. В эксперименте подобное явление можно получить при раздражении центральных структур, ответственных за формирование чувства голода (центр голода), разрушением структур, ответственных за формирование чувства насыщения (центр насыщения), или при удалении двенадцатиперстной кишки (выпадение апэнтерина).
В клинической практике гиперрексия и даже булимия наблюдаются при психических заболеваниях (олигофрения, маниакально-депрессивный психоз и др.), органических поражениях мозга (энцефалит, опухоли, ранения), невротических состояниях, гиперинсулинизме, сахарном диабете, гипертиреозе и др.
Изменения аппетита тесно связаны с колебаниями порога насыщения. Снижение порога насыщения приводит к быстрой потере аппетита, еще до удовлетворения потребности организма в пище. Последнее в свою очередь вызывает гипофагию, которая обнаруживается при хроническом алкоголизме, некоторых невротических состояниях, в послеоперационном периоде. Напротив, увеличение порога насыщения становится причиной полифагии, она может возникать в старческом возрасте, при первичном ожирении, сахарном диабете, некоторых других болезнях обмена.



Изменение аппетита.


Парорексия – извращение аппетита ребенка, иногда обозначается pica (от лат. pica – сорока), характеризуется стремлением использовать в пище несъедобные вещества, например мел, землю, золу, уголь, керосин и др. Конкретные механизмы этой формы патологии аппетита пока еще не известны. Обычно парорексия наблюдается у маленьких детей, при беременности, интеллектуальном недоразвитии, но чаще всего является характерным признаком железодефицитной или других видов анемии (малокровия). Впрочем, ее не всегда можно объяснить объективной потребностью организма в том или ином веществе (кальции, железе, меди, магнии) или отсутствием индивидуального опыта. Иногда парорексия проявляется отвращением к тому виду пищи, которому до заболевания отдавалось предпочтение.

Биологическое значение аппетита состоит в удовлетворении потребности организма в тех продуктах, которые ему необходимы в первую очередь, а также в предупредительной перестройке органов пищеварения, определяющей их готовность к приему и перевариванию пищи. Любые формы нарушения аппетита из-за их несоответствия объективной потребности организма в пище должны негативно отражаться на работе всей системы пищеварения, снижая эффективность ее работы.


Что делать родителям?

Прежде всего, родителям нужно относиться к снижению аппетита спокойно. Конечно, все родители хотят, чтобы их малыш ел вкусно и разнообразно. Но ведь у ребенка, даже самого маленького, могут быть свои вкусовые пристрастия. Если он, по мнению родителей, ест мало, но при этом его рост и вес находятся в границах норм – ему всего хватает и не нужно настаивать на еде и заставлять ребенка есть насильно. Насилие в еде не допустимо ни в каком виде. Оно вызовет только прямо противоположную реакцию – ребенок категорически откажется есть вообще.

Если же ребенок бледный, худеет, почти ничего не ест, и нет объективной причины для нарушения аппетита (например, простуды, болезни желудка) – тогда стоит обратиться за помощью к врачам и пройти обследование.



© 2012 crazymama.ru
Статья написана специально для портала "CrazyMama.ru"
Копирование и цитирование разрешено только с письменного разрешения правообладателей.



Поместить ссылку в:
МАМЫ И ДЕТИ:
Мамы. Мамины дневники
Будущие мамы. Дневники
Дети. Интересы. Дети говорят
Фотоальбомы Фото по темам
Видеоальбомы Видео по темам
Наши фотоконкурсы
ОБЩЕНИЕ:
Форум мам
Клубы
Опросы
Комментарии
Оценки
Новости
СПРАВОЧНИКИ:
Роддома Курсы Консультации
Больницы Поликлиники
Лекарства Болезни
Детские сады, ясли. Школы
Группы развития Магазины
Куда пойти. Специалисты
ИМЕНА И ДАТЫ:
Зодиакальный гороскоп
Восточный гороскоп Друидов
Имена Подбор имени по святцам
Святцы Святые покровители
Лунный календарь Лунные дни
Определить пол ребенка!!!
БИБЛИОТЕКА:
Вопросы почемучек Мамин словарь
Детские стихи Потешки Загадки
Детские песни Аудиосказки
Мультфильмы Детские фильмы
Статьи Книги Журналы Сайты
Игры для девочек Объявления
Crazymama. Top100 Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
© 2008-2014 crazymama.ru
ВНИМАНИЕ! Все материалы, содержащие медицинскую информацию, приведены только для ознакомления и не могут быть использованы для лечения заболеваний. Во всех случаях, посоветуйтесь с врачом.
Все материалы этого сайта могут использоваться, перепечатываться, распространяться и цитироваться только с указанием активной гиперссылки на первоисточник.
Разработка сайта Вебстудия Настройка
Реклама   О портале   Контакты