Выбирая маленькому ребёнку в возрасте от года до трёх игрушку, иногда задумываешься о правильности своего выбора. Частенько попадает в руки игрушка, на которой стоит пометка: «Для детей старше трёх лет». Так, какую же игрушку выбрать, да так, чтобы по возрасту подходила и чтобы была максимально безопасной для подрастающего крохи? Обо всём этом поговорим подробнее.
Детские игрушки от года до трёх лет представлены довольно широким ассортиментом, и если попытаться скупить всё предложенное, то, скорее всего, размер вашего кошелька просто не позволит.
«От 0 до 3 запрещено»
Для начала оговорим с вами часто встречаемую отметку на игрушках: «Для детей старше трёх лет». Хотя, на самом деле, неоднократно сталкивалась с тем, что такая пометка стоит и на игрушках, которые подходят именно для деток от двух лет и старше. То есть, важно быть хорошо осведомлённым об игрушке не только с надписи на этикетке, но и с других полезных источников.
Я очень часто покупаю своей полуторагодовалой малышке именно такие игрушки с «запретным» значком. Почему? Да потому что я смотрю по своему ребёнку, что ему эта игрушка интересна и полезна, так почему бы не начать заниматься с полезной развивающей игрушкой не с трёх лет, а, допустим, на полтора-два года раньше. Если задуматься, то в три года данная игрушка может быть для малыша и не интересной. Просто, покупая такую игрушку нужно учесть несколько важных моментов:
игрушка не должна содержать мелких деталей;
игрушка не должна содержать токсичных и вредных компонентов;
играя с игрушкой, важно участие двух людей – малыша и взрослого;
После игры с игрушкой, нужно положить её на место (либо в ящик, предназначенный для игрушек, либо в специальную тумбу, отведённую для игрушек, либо в недоступное для ребёнка место, если игрушка нежелательна для ребёнка при самостоятельной игре (например, восковыми мелками могут рисовать детки от года, но, так, как малыши в то же время могут попробовать их на вкус, то такой предмет для детского творчества лучше держать в специальном «укромном местечке»).
Значение игрушек в развитии детей второго и третьего года жизни
Роль игрушек в развитии ребёнка от года до трёх лет сложно переоценить. Они способствуют и развитию мелкой моторики рук, логического, творческого и образного мышления, расширяют кругозор малыша и его жизненные навыки. Следовательно, задумываясь над покупкой очередной игрушки для своего ребёнка, нужно взвесить несколько немаловажных факторов:
ваши финансовые возможности;
пользу и важность данной игрушки для малыша;
качество и функциональность игрушки;
оценить те навыки и умения, развитию которых способствует игрушка;
проанализировать, как часто ваш малыш получает новую игрушку;
и, в конце концов, помнить, что игрушки малышу очень и очень нужны.
Ребёнок должен получать разнообразные игрушки, которые будут способствовать его всестороннему развитию. То есть, это не должны быть исключительно куклы или машинки, ассортимент должен быть гораздо шире и быть представленным мелками, красками, пластилином, развивающими ковриками, конструкторами, матрёшками, игрушками-сортерами и головоломками и т.д. При этом, покупая игрушку, следует помнить, что играться малыш должен не только сам, но и при участии взрослых. Ведь, всегда всему легче учиться, когда есть «напарник с опытом», который и расскажет, и покажет, и поиграет заодно.
Выбор игрушек широк
Ассортимент современных детских игрушек от года до трёх лет чрезвычайно широк. Поэтому, не редкость тот случай, когда родители сталкиваются с очередной проблемой выбора, проблемой выбора игрушки для своего любимого ребёнка. Но всё-таки, при правильном подходе выбор осуществляется довольно быстро. Если вы заранее подготовитесь, определитесь с тем, что вы конкретно хотите, то в магазин вы придёте не просто что-нибудь купить, а купить конкретную полезную игрушку.
Для начала разберёмся с основными категориями игрушек для детей от года до трёх лет. Это игрушки следующих категорий:
детская канцелярия (восковые мелки, фломастеры для самых маленьких, пластилин (тесто для лепки);
детские книги из серии «Для чтения взрослыми детям» или книжки-картинки;
игрушки для ванной;
интерактивные игрушки;
каталки-качалки;
конструкторы для самых маленьких (как правило, деревянные);
кубики, стучалки;
куклы и пупсы;
машинки;
матрёшки;
мягкие игрушки;
мозаика;
музыкальные игрушки;
пазлы;
пирамидки;
развивающие диски, развивающие карточки, развивающие коврики;
рамки-вкладыши;
сортеры, головоломки;
шнуровки.
Имея такое общее представления о главных подвидах игрушек, будет проще сориентироваться в том, что конкретно вы хотите приобрести.
Развивающие игрушки или игрушки «для настроения»?
Следующая дилемма выбора: что купить, развивающую игрушку или игрушку «для настроения». В то же время, любая развивающая игрушка всегда может быть игрушкой для хорошего настроения, так же, как и любая игрушка без какой-то определённой развивающей направленности может послужить хорошим «пособием» для развития ребёнка. Например, любая кукла, как правило, не относится к развивающим игрушкам, но данная игрушка, формирует у ребёнка определённые социальные навыки. Малыш учится ухаживать за «игрушечным ребёнком». Детки в возрасте от года до трёх лет любят раздевать куклы, купать их и кормить, укладывать спать, а также «общаться» с ними. Поэтому, из всего вышеизложенного вытекает главный вывод: игрушки всякие нужны и важны, любая игрушка делает свой «вклад» в развитие ребёнка.
Игрушки для детского творчества
Многие родители откладывают данный тип игрушек на далёкое будущее, объясняя своё решение тем, что, к примеру, что может нарисовать годовалый малыш. В этом вопросе я могу, конечно, поспорить. Малыш «рисует», «пишет» и изображает «свой маленький мир» из чёрточек, точечек и пунктиров. Дать малышу в руки восковые мелки или фломастеры не просто стоит, а даже очень и очень необходимо.
Не поленитесь порисовать с малышом вместе, написать несколько слов, типа «мама», «папа», «баба», «имя малыша». Вы не только освежите в голове навыки школьного рисования, но и получите массу положительных эмоций!
Но на мелках и фломастерах детское творчество не заканчивается. Не помешает полепить с малышом или «порисовать» руками при помощи специальных красок. В качестве материала для лепки идеально подойдёт специальный пластилин или, так званое, «тесто для лепки». Он безопасен для маленьких «исследователей», не оставляет жирных пятен, не окрашивает ручки и легко убирается после увлекательных занятий.
Деревянные развивающие игрушки
В современной педагогике делается большой упор на экологию детской игрушки. Дерево с данной точки зрения является лучшим материалом. Дело обстоит не только в экологической чистоте, но и в той положительной доброй энергии, которую несут в себе игрушки, изготовленные из дерева. Деревянные детали таких игрушек приятно держать в руках, они всегда тёплые на ощупь, а широховатая поверхность таких игрушек отлично развивает тактильную чувствительность ручек ребёнка. Поэтому, как бы быстро не развивалась современная индустрия игрушек из супер-современных материалов, деревянные развивающие игрушки среди них всегда будут занимать своё достойное место. Современные деревянные игрушки отличаются высоким качеством, они окрашиваются нетоксичными материалами, и одновременно характеризуются высокой стоимостью.
Деревянные развивающие игрушки для детей от года до трёх – это пирамидки, конструкторы, матрёшки, рамки-вкладыши, шнуровки, кубы-сортеры, различные головоломки, стучалки, кубики и т.д. Как видите, ассортимент игрушки из дерева очень широк, поэтому уделите огромное внимание игрушкам данного типа для развития вашего малыша.
Куклы и машинки
Все мы давно привыкли, что куклы – это для девочек, а машинки – это ниша мальчишек. И вот таким образом, мы с самого раннего детства воспитываем в девочке мать-домохозяйку, а в мальчике – то ли водителя, то ли добытчика… С другой же стороны, все мы хотим, чтобы мальчик был идеальным отцом, а девочке не мешало бы уметь водить машину…
Поскольку роль кукол и машинок в развитии ребёнка – это, прежде всего, формирование социальных навыков в процессе игры, то я, всё-таки, придерживаюсь той точки зрения, что куклы, как и машинки, нужны и девочкам, и мальчикам одновременно.
В возрасте до трёх лет ещё нет чётких отличий в игре мальчиков и девочек. Они только начинают постепенно «прояснятся», начиная с двухгодичного возраста. Стоит отметить, что выбор пути, по которому в будущем пойдёт развитие игровой деятельности и поведения ребёнка, зависит, не столько от его пола, сколько от норм и образцов культуры, в которой развивается малыш.
Музыкальные инструменты
Малыши, как правило, любят различные музыкальные инструменты. Поэтому, не стоит забывать о таких важных игрушках в жизни малыша, как музыкальные игрушки. Выбор таких игрушек довольно широк: от разнообразных пианино, предназначенных для деток в возрасте от одного года, до барабанов, бубенчиков, ксилофона и гитары.
Игрушки по методикам раннего развития
Это довольно новый вид игрушки. Ведь мало кто раньше знал, что есть такие интересные методики раннего развития, как методика раннего развития Глена Домана, М. Монтессори, система Никитина, методика Зайцева и т.д. А сейчас мы не только знакомы с этими методиками, но и имеем возможность обучать свои деток при помощи целого комплекса готового развивающего материала.
Что же представляют собой игрушки, предназначенные для занятий с ребёнком согласно с методиками раннего развития?
Для развития малыша по методике Глена Домана имеются в продаже множество готовых карточек различных категорий (профессии, овощи, животные и т.д.). Благодаря наличию такого материала, нам не нужно тратить время на изготовление обучающего материала для своего малыша.
Для занятий с ребёнком по методике М. Монтессори имеется в продаже целое множество разнообразных деревянных рамок-вкладышей различной сложности.
Для занятий по методике Зайцева имеется в продаже множество кубиков Зайцева, а также множество разнообразных учебных пособий для развития ребёнка по вышеуказанной методике. В основу пособия для обучения чтению по методике Зайцева положен не звуковой, не буквенный и не слоговой, а складовой принцип. Следует отметить, что если вы решили заниматься со своим ребёнком по данной методике, то прежде, чем потратить деньги на обучающий материал, нужно твёрдо для себя решить, хватит ли у вас терпения и усидчивости. Во-первых, чтобы заниматься с ребёнком по данной методике, нужно самому прочитать полное руководство по обучению, а также посидеть над изготовлением обучающего материала, поскольку в продаже имеются лишь «полуфабрикаты» обучающих кубиков. Во-вторых, чтобы обучение принесло существенную пользу, нужно регулярно заниматься со своим ребёнком.
Для занятий по системе Никитина продаются разнообразные настольные игры, кубики и головоломки.
Если вас заинтересуют именно развивающие игрушки по конкретной методике, почитайте о данной методике, хорошо подготовьтесь, и только потом покупайте «развивалки» для своего ребёнка. Как правило, данные игрушки стоят недёшево, поэтому покупать их всё-таки надо осмысленно.
Нужны ли малышам книжки?
Есть такое хорошее понятие, как «сказкотерапия». Сказка успокаивает, дарит хорошее настроение и способствует крепкому и хорошему засыпанию. Поэтому, чем раньше ваш малыш будет слушать сказки на ночь, тем лучше.
Другой вид книг, с которыми следует знакомить малыша, начиная уже с годовалого возраста – это книжки-картонки. Они изготовлены из прочного материала, привлекают ребёнка красочными и весёлыми картинками. А стишки, написанные в книжках, которые вы будете читать малышу, вскоре хорошо запомнятся, и ребёнок вскоре сам вам будет их рассказывать.
Прививайте с раннего детства у ребёнка любовь к книжкам, и они станут его верными спутниками на долгие годы.
Роль мягкой детской игрушки
Маленькие детки очень любят мягкие игрушки. С ними приятно играть и брать с собой на ночь в постельку. Зачастую одна из таких небольших мягких игрушек становится любимицей ребёнка на долгие годы. И даже, если внешний вид «любимца» не такой уже привлекательный, бывает не так легко расстаться со «спутником» раннего детства. Очень важно относиться с пониманием к эмоциям своего ребёнка и никогда не принимать самостоятельного решения выбрасывать игрушки подобного рода.
Нужны ли малышам пазлы?
А как же! И не нужно смотреть на надпись: «Для детей с трёх лет». Просто нужно правильно выбирать пазлы для своего ребёнка, согласно с возрастом. Первыми пазлами могут быть те же рамки-вкладыши в форме цифр, а также кубики для складывания картинок. Благодаря такой игрушке, развивается как мелкая моторика, так и логическое мышление ребёнка.
Я свою дочурку познакомила с пазлами в год и три месяца, благодаря чему в полтора года она неплохо собирала эти же пазлики. Очень рекомендую пазлы «Собирайка» («Забавка»). Они изготовлены из прочного материала, на одной дощечке необходимо собрать несколько картинок (насекомые, животные и т.д.), картинки состоят максимум из пяти пазлов. Благодаря таким занятиям ребёнок в игровой форме узнает о разнообразном окружающем мире, научится группировать и узнавать предметы и объекты по определённым свойствам. Предложенные персонажи и стишки к ним закрепят полученные во время игры знания.
Экономия или беспредельное расточительство?
Иногда теряешься в огромном многообразии современных игрушек. Бывает, хочется скупить практически всё, но это нереально… Поэтому, очень важно знать меру, и, покупая очередную игрушку, нужно чётко определить те цели, которые она должна нести. При этом не стоит забывать, что игрушки должны быть не только для развития вашего ребёнка, но и «для души». А для этого есть машинки, куклы и, конечно же, любимые мягкие игрушки.
Светлана Сливенко