Как вводить прикорм?
Ответ на этот вопрос волнует многих мам и пап. До сих пор большинство руководств по питанию содержат старые схемы введения прикорма. Несмотря на то, что уже 15-20 последних лет эта схема пересмотрена. И многие продукты вводятся в другие сроки. Но мамы упорно кормят по-старинке и потом малыши покрываются сыпями, страдают диареями или запорами и плохо едят. А стоило всего лишь правильно вводить прикорм.
Предлагаем вашему вниманию современную схему введения прикорма, основанную на современных данных анатомии и физиологии детского пищеварения и хорошо себя зарекомендовавшую у современных педиатров.
Когда начать?
Цель прикорма у малыша – это обогатить его новыми вкусами, научить есть взрослую пищу, разнообразить его меню, а не плотно накормить малыша. Опасностями раннего прикорма, если Вы поторопитесь, могут стать: срыв «ферментной» системы, проявление аллергии, дерматита, нарушение аппетита, роста и развития. При решении вопроса о прикорме нужно учитывать некоторые факторы – для начала, определитесь, какую схему прикорма вы выберете, что вам ближе. Существует педагогическая и педиатрическая схемы прикорма. Каждая имеет свои достоинства и недостатки.
Педагогическая схема подразумевает введение обычной взрослой еды в микродозах за общим столом. С одной стороны – это очень удобно – готовить отдельно ребенку ненужно. С другой стороны Вам придется тщательнейшим образом проанализировать ваше питание. Ведь ребенку можно давать только рациональное питание, шашлыки и жареные котлеты с пельменями тут не подойдут. Кроме того, не все дети хорошо переносят подобные виды прикорма и потом возникают проблемы питания.
Педиатрический или классический прикорм подразумевает введение специальных детских продуктов в рацион малыша в определенной последовательности и в нарастающих объемах, постепенно вытесняя кормления молоком матери или смесью. Недостатком является необходимость покупать или готовить самим продукты прикорма определенной консистенции и объема. Достоинством является большая контролируемость качества продукта, его аллергенности и переносимости.
Какой бы вид прикорма вы не выбрали, существуют определенные моменты, на которые следует обратить внимание:
1. если ребенок вскармливается грудью, все его потребности в энергии и питательных веществах, а также в жидкости покрываются первые полгода исключительно за счет грудного молока. Ни прикорма, ни сока, ни даже воды ему не требуется – только грудное вскармливание по его требованию с обязательными ночными кормлениями.
2. При вскармливании ребенка современными адаптированными молочными смесями (заменителями грудного молока) нет необходимости вводить прикорм ранее 5-5.5 месяцев – современные смеси полностью покрывают потребности ребенка до полугода.
3. При введении любых продуктов, даже потенциально не аллергенных, нужно ориентироваться на ребенка, на его индивидуальные реакции. Что хорошо для одного малыша, может абсолютно не подходить другому.
4. Срок введения прикорма, оптимальный именно для вашего ребенка определит врач, может быть колебание как в сторону раннего. Так и в сторону более позднего, на 1-2 месяца. Но общее правило - лучше опоздать с прикормом, чем поторопиться.
5. В период болезни ребенка, в период "кишечных колик" до 3-4 месяцев введение прикорма вообще запрещено, это приведет к срыву в ферментной системе и нарушениям пищеварения.
6. Нельзя начинать прикорм или введение новых продуктов в сильную жару, в период вакцинации - за 5 дней до и 3-5 дней после нее, при стрессах или переездах, а также во время эпидемий или болезней ребенка или членов семьи.
Сразу настройтесь на введение прикорма с ложки, потому что все остальные способы лишь затруднят в дальнейшем формирование правильных и своевременных навыков жевания и глотания более густой и плотной пищи. С введением прикорма у малыша начинает формироваться определенный ритм приемов пищи и свои привычки в еде. Все объемы, предлагаемые педиатрами и диетологами, являются лишь ориентировочными – ваш ребенок может и не съедать всю порцию или наоборот, требовать добавки. Грудничкам лучше давать прикорм перед кормлением грудью, а искусственникам – перед кормлением смесью.
Приобретите для ребенка специальные ложечки, желательно из пищевого пластика и с закругленными концами. Если вы используете обычную ложку, то храните ее отдельно от всех и постоянно ее стерилизуйте.
Вводить нужно по одному продукту, повышая дозу постепенно. Реакцию на продукт нужно отслеживать в течение трех суток – если реакции нет - дозу можно увеличивать более быстрыми темпами. Обязательным является ведение пищевого дневника хотя бы первые 6 месяцев введения прикорма, а оптимальным является его ведение до трех лет, в нем нужно отмечать введение всех продуктов и возможные реакции на них.
Стартово, достаточно будет половины или полной чайной ложки прикорма в сутки, постепенно доза повышается. Для первых прикормов очень удобно пользоваться мерными стаканчиками, чтобы отмерять необходимые дозы пищи. Доза повышают на одну-две чайных ложки в день, доводя дозу до вашей обычной. Не всегда малыш будет съедать ту дозу, которая написана в книгах или рекомендована врачом, у каждого своя норма. Настаивать на том, чтобы малыш съел именно положенную порцию не стоит, насилие может вызвать негативную реакцию и формирование пищевого невроза с отказом от еды вообще. Всегда имейте прикорма чуть больше – но никогда не настаивайте.
С чего начать?
Ранее существовала рекомендация начинать прикорм с соков, причем уже с 2-3 месяцев. Это в корне неверное понятие и оно полностью пересмотрено врачами на сегодняшний день. Никаких дополнительных питательных свойств, приписываемых ему ранее, он не содержит. Железо из сока усваивается крайне плохо, витаминов там всего 1% от суточной потребности, жажду он не утоляет и вовсе не стимулирует аппетит. А вот вреда от такого раннего введения сока очень много и это уже доказано. Промышленно изготовленные и домашние соки слишком концентрированы, и детям их давать нужно только разведенными, как минимум в 2-3 раза. Кроме того, они содержат большое количество фруктовых кислот, раздражающе действующие на желудочно-кишечный тракт, вызывая поносы, воспаление кишечника и аллергию. Более того, в соках содержится много сахара, раздражающего поджелудочную железу и нарушающего ее работу, соки подавляют чувство голода за счет высокой калорийности, поэтому дети хуже кушают. Поэтому, вывод тут однозначен – до 10-12 месяцев соки малышу давать не стоит, они не пойдут ему на пользу.
Существует два способа начала прикорма – фруктовый или овощной. Предпочтение стоит отдавать овощному, потому как фрукты имеют природный более сладкий и насыщенный вкус, поэтому если начать с фруктов, то есть большой процент вероятности, что менее вкусные овощи кроха кушать откажется совсем. Кроме этого, фруктовые пюре в основном дают в свежем виде, а овощные дают термически обработанными, проще говоря, вареными. А это значит, во фруктах намного больше фруктовых кислот и они могут раздражать нежный желудочно-кишечный тракт малыша, вызывая нарушения пищеварения.
Предлагать новое блюдо всегда нужно в первой половине дня – до 12 часов дня. Если разовьется реакция на прикорм – особенно в виде жидкого стула или сыпи – это будет не ночью, и вы будете готовы отследить реакцию. Кроме того, нужно иметь ввиду, что при начале прикорма и цвет, и консистенция стула изменятся – и большинство продуктов прикорма дают изменение цвета, например, груша дает интенсивную зелень в стуле. Обычно при введении прикорма, первое время, прикорм будет выходить почти в неизменном виде. И привыкание кишечника может выразиться в появлении небольшого количества слизи и зелени, при условии хорошего самочувствия.
Что выбрать?
Если малыш здоров, у него хороший вес и рост, или склонен к запорам, тогда лучше начать прикорм с овощного пюре. В случае недобора веса, послабления стула и плохом аппетите лучше начать с каши. Будем считать, что речь идет о нормальном здоровом малыше.
Итак, начинаем есть овощи. Как решить – с каких начать? При ведении прикорма есть два варианта - баночные, готовые прикормы промышленного производства и прикормы, приготовленные заботливыми руками мамы. Вопрос о качестве и пользе прикормов, приготовленных дома или готовых баночных сложный. Тут выбор зависит от вас - если вы уверены в качестве продуктов, из которых будете готовить, знаете, что сможете приготовить именно так, как нужно на данном этапе малышу – готовьте сами. Но баночное питание тоже неплохое – оно изготовлено только из высококачественного сырья, тщательно проверяется и оптимизировано под потребности ребенка в каждом возрастном периоде. Кроме того, эти два вида можно разумно сочетать – что-то готовить самим, а чем то баловать и из баночек. Не всегда зимой можно достать качественные фрукты и овощи, тогда баночки могут стать отличной альтернативой. Кроме того, можно рекомендовать пользоваться такой заморозкой и консервацией летних запасов впрок.
Что за чем вводится?
Как мы выяснили – стартуем с овощей, начинаем с моно компонентных овощей с низкой аллергенностью – белой и зеленой окраски. Это кабачок, патиссон, репа, цветная капуста и брокколи. Не рекомендуется вводить первым прикормом картошку – она богата углеводами и усваивается тяжело, поэтому ее надо вводить позже, сначала с 20% от всего пюре – постепенно увеличивая дозу. После того, как ребенок попробовал монокомпонентные пюре, можно переходить к смеси овощей – сначала делайте смеси из знакомых овощей, постепенно можно к знакомым смесям добавлять по 1 чайной ложке новинок. С осторожностью стоит вводить такие овощи как морковь, тыква, белокочанная капуста и горошек. Кроме овощных пюре допустимо введение овощных отваров по 20-30 мл, а чуть позже при адаптации к пюре можно готовить детский суп-пюре. Для приготовления пюре не используют ни соли, ни специй. Консистенция пюре для первых прикормов гомогенная, тщательно протертая и полужидкая. С адаптацией к овощам возможен переход на очень мелко измельченную, а затем и размятую вилкой.
Не всем детям овощной прикорм нравится сразу, но это не значит, что от него нужно отказаться и перейти к другому виду. Дело в том, что вкус овощей сильно отличается от смеси или грудного молока, поэтому ребенок должен привыкнуть к новой пище, предлагайте ему овощной прикорм не менее 10-15 раз, и если даже после этого ребенок отказывается наотрез, стоит перейти к другому виду овоща.
Как продолжить?
В качестве второго прикорма (или в некоторых случаях, как сказано выше, первого) рекомендовано вводить каши. Принципы ввода каши не отличаются от принципов ввода овощей. Они также даются утром, начиная с 2-3 ложек и отслеживая реакцию. Но, не все каши можно давать крохе первым прикормом. Первыми в питании малыша должны появиться так называемые безглютеновые каши – рисовая, гречневая или кукурузная. В них нет особого белка злаковых – глютена (или глиадина), который у малышей при раннем его введении в пищу может вызывать тяжелое заболевание – глютеновую энтеропатию. Она проявляется жидким стулом, похудением и нарушением обмена веществ. Кроме того, глютен является еще и фактором риска развития пищевой аллергии - малышей начинает сыпать «на все», после того, как они начинают употреблять глютеновые каши. При хорошей переносимости спустя примерно месяц можно пробовать потихоньку овсяную и мультизлаковую каши. А вот пшенку, перловку и манку стоит давать только после года – они слишком сложны для усвоения на первом году жизни. Кроме того, начинают каши с безмолочных – готовят их на воде, грудном молоке или смеси. Коровье молоко, чаще всего используемое при приготовлении каши при раннем введении может вызвать аллергию – белок коровьего молока сильно раздражает кишечник и является сильным аллергеном.
Как готовить каши, какие выбрать – тут опять выбор за вами. Можно давать ребенку готовые каши промышленного производства, а можно варить и самим. Можно взять обычную крупу, промыть ее и высушить, а затем смолоть на кофемолке и сварить как обычно. Можно сначала сварить обычную кашу и смолоть ее на блендере. Но, в детскую кашу не стоит добавлять сахар, крупа должна просто иметь свой естественный вкус. Готовые каши стоит разводить кипяченой водой, грудным молоком или смесью. Но, каши из пачек часто имеют в составе сахар или различные добавки. Так что внимательно читайте этикетку.
При введении каш есть несколько основных моментов. Изначально консистенцию каши нужно делать пожиже - рекомендуется 5% каша, если вы варите ее сами, а на этикетке готовых каш обычно указывается – как правильно ее развести. В дальнейшем нужно постепенно увеличивать густоту каши, формируя навыки питания более густой пищей, жевание и глотание.
Конечно, несмотря на появление в питании ребенка новых продуктов, грудное молок или смесь все равно остается основной пищей ребенка, ведь прикорм не может пока полноценно заменить его в питании ребенка. Со временем количество прикорма будет закономерно увеличиваться, постепенно вытесняя смеси или ГВ из питания.
© 2010 crazymama.ru
Статья написана специально для портала "CrazyMama.ru"
Копирование и цитирование разрешено только с письменного разрешения правообладателей