В данной таблице представлен максимальный возраст, к которому у ребенка должны появиться определенные навыки и умения, если ребенок старше указанного здесь возраста и не обладает соответствующими возрасту навыками, то стоит обратить на это внимание и проконсультироваться со специалистом. Если ваш ребенок выполняет перечисленные действия до указанного срока, то можно быть уверенным, что психо-эмоциональное развитие ребенка протекает нормально. Пример:если ребенку исполнилось два месяца, а он еще не прислушивается к звуку погремушки, то это - повод обратиться к педиатру.
Навыки и умения
Крайний срок появления (в месяцах)
Следит глазами за источником света (лампочкой или фонариком)
1
Прислушивается к звуку погремушки, следит за ней глазами
2
Удерживает головку в вертикальном положении, хотя бы 30 с
3
Улыбается в ответ на разговор и улыбку
3
Тянет руки к игрушке
4
Переворачивается со спины на живот
5
Просится на руки к матери
6
Стучит кубиком или игрушкой по поверхности
7
Стоит кратковременно при поддержке за руки
8
Ползет вперед
9
Сбрасывает игрушки со стола
10
Стоит и передвигается, держась за опору
11
Реагирует на свое имя
11
Делает шаги, держась за руки взрослого
12
Подает взрослому игрушки
12
Стоит сам, хотя бы 10 с
13
Говорит «мама», «папа»
15
Повторяет слова (или части слов) за взрослыми
16
Играет игрушками, мячиком, строит башню из трех кубиков