Когда у вас появляется свободное время, посвятите его хождению с малышом. Возьмите его за обе руки и поставьте перед собой. Отходя назад, побуждайте малыша к движению вперед. Не тяните ребенка за руки. Делая первые робкие шаги, дети внимательно наблюдают за движением своих ног. Не отвлекайте малыша. Позвольте ему сосредоточиться на сложном двигательном навыке. Пришло время привести в полную готовность видеокамеру. Совсем скоро ребенок сделает первый самостоятельный шаг!
На десятом месяце жизни происходят следующие изменения в развитии малыша:
- самостоятельно стоит с незначительной поддержкой
- самостоятельно ходит при поддержке обеих рук
- самостоятельно садится из вертикального положения
- может самостоятельно встать на ноги без поддержки
- берет очень маленькие предметы, используя большой и указательный пальцы
- свободно передает предмет другому человеку
- отдает видимое предпочтение правой или левой руке
- реагирует на веселую, ритмичную музыку
- может держать два небольших предмета в одной руке
- активно повторяет действия других людей
- понимает слова и обращенные к нему фразы
- может искать предмет, если видит, как его прятали
- может повторять одно и то же слово, отвечая им на любой заданный вопрос
- любит играть с водой
- отдает предпочтение одной из нескольких игрушек
- издает звуки для привлечения внимания
- может помахать рукой при прощании
- демонстрирует различные эмоции, такие, как огорчение, радость, грусть
- повторяет мимику взрослых
- имитирует звуки
- получает удовольствие от различных вариаций игры в прятки
- самостоятельно ест некоторые виды пищи
- повторяет слоги
- начинает воспринимать себя
- привлекает к себе внимание и с удовольствием общается со знакомыми людьми
- боится новых мест
Ребенок хорошо воспринимает только ту информацию, которая его интересует. Если интерес к предмету обучения отсутствует, то малыш может начать упрямиться и различными способами игнорировать ваш рассказ. Как правило, детей интересует еда и мало интересует обучение одеванию и раздеванию.
Настроение ребенка очень переменчиво. Не расстраивайтесь, если в какой-то момент малыш отказывается сделать что-либо. Неожиданно для вас настроение ребенка может измениться, и в непринужденной обстановке он сделает то, чего вы от него добивались в течение нескольких дней!
Улучшается представление малыша об окружающем мире. Он хорошо видит предметы в перспективе, различает размер и форму, верно воспринимает расстояние до предмета — далеко он находится или близко.
В этом возрасте ребенок осуществляет полный контроль за движениями рук и ног. Возможно, малыш самостоятельно передвигается по комнате вдоль мебели, за которую он может держаться. Он самостоятельно может вставать и стоять без поддержки рук. Малышу удается садиться из вертикального положения. Если ребенка держат за обе руки, он может сделать несколько шагов.
У малыша хорошо развита функция противопоставления большого и указательного пальцев. Благодаря ей малыш может брать пальцами очень маленькие предметы. (Настало время повышенного внимания к предметам, находящимся на полу. Теперь у ребенка появилась возможность не только отыскать, но и поднять и положить в рот найденный предмет.)
Также происходит улучшение координации движений тела и конечностей. Держа предмет в одной руке, ребенок может осуществлять захват другого предмета второй рукой. Малыш может, держа предмет одной рукой, второй изучать другой предмет.
Ребенок использует свои маленькие ручки и пальчики для изучения всех предметов, находящихся вокруг него. Пальчики оказываются во всех дырочках и отверстиях, которые только можно рассмотреть. Будьте внимательны к состоянию электрических розеток. Не оставляйте розеток, не прикрытых защитными крышками.
К этому возрасту ребенок запоминает большое количество слов и может выполнять простейшие просьбы. Он может помахать рукой при прощании, принести куклу или выполнить такую просьбу, как: «Подойди, пожалуйста, к бабушке».
Малыш может сказать несколько простых слов или продемонстрировать, как «разговаривает» то или иное животное. Он может повторить за вами движение, которое вы выполняете, призывая к тишине, прикладывая указательный палец к губам и говоря: «Тшш». Ребенок одинаково хорошо запоминает слова родного и иностранного языка. Возможности ребенка в изучении различных языков превосходят возможности взрослого. На то, что ребенок усвоит за полминуты, взрослый человек должен затратить 5—10 минут.
Не забывайте употреблять в своей речи такие слова, как «спасибо» и «пожалуйста». Несмотря на то, что малыш не может вам ответить, он воспринимает речевые обороты, используемые в вашей речи. Для того, чтобы научить ребенка вежливости, вполне достаточно вежливо вести себя по отношению к нему, к членам семьи и посторонним людям. Не удивляйтесь, когда, едва начав говорить, малыш произнесет свое первое «спасибо».
Малышам нравится играть с водой. Во время купания дети хлопают по поверхности воды руками, создавая каскады брызг. Детей очень привлекает туалетная комната. Она интригует своей постоянной темнотой. Постарайтесь, чтобы ванная и туалет были не доступными для свободных посещений малыша.
Ребенок повторяет за вами многие действия. Он так же, как вы, «причесывает» волосы и «чистит» зубы. Когда вы вытираете поднос-подставку его высокого стульчика после кормления, то он тоже делает рукой вытирающие движения. Ребенок получает удовольствие от такого вида активности.
Ребенок может начать разговаривать по игрушечному телефону. Он ведет разговор на понятном только ему одному языке. Отличительной особенностью этих разговоров является точная передача интонации предложений, которую малыш перенимает из общения взрослых. Дети точно передают самые тонкие нюансы голосов, которые они ежедневно слышат.
Ребенок выражает свои эмоции. Он может показать свое огорчение, рассерженность, радость, удовольствие. Малыш учится выражению эмоций у взрослых, которые его окружают. Он наблюдает и запоминает типы поведенческих реакций, которые демонстрируют окружающие его люди. Вот почему очень важно сдерживать свои эмоции и не устраивать бурных сцен. Рано или поздно вы увидите, что ребенок в точности повторяет ваше поведение в различных жизненных ситуациях!
Дети демонстрируют и типично детские поведенческие реакции. Время от времени они нуждаются в нежных объятиях и ласке. Постарайтесь не отказывать малышу в этом. Когда ребенок чувствует себя защищенным, его способность к познанию окружающего мира значительно возрастает.
Дети тщательно изучают окружающий их мир. Они начинают искать спрятанные от них предметы. Если спрятанную игрушку удается найти, то, когда вы перепрятываете ее, ребенок начинает поиски с места предыдущей находки.
Ребенок начинает выяснять размеры своего тела. Он забирается под стулья, в небольшие промежутки между мебелью. Иногда ребенок застревает, и вам приходится помочь ему выбраться из привлекательного узкого местечка.
Дети очень любят слушать сказки и короткие рассказы. Малыши готовы слушать одну и ту же историю снова и снова. Для взрослого многократное чтение одной и той же сказки может показаться утомительным и скучным, а у ребенка возникает ощущение полной безопасности и покоя. Он уже слышал эту историю и знает, что во время чтения не произойдет ничего неожиданного и неприятного. Чаще читайте ребенку его любимые сказки и время от времени находите новые истории, которые могут ему понравиться.
Время от времени дети демонстрируют свою беспомощность. Они полагают, что вы отложите все свои дела и приметесь им помогать. Если вы не можете оставить начатые дела немедленно, то постарайтесь объяснить это малышу. Позвольте ему самостоятельно справиться с его «маленькой» проблемой, что, несомненно, принесет ему большую пользу, чем если бы вы сделали это за него — малыш учится действовать самостоятельно.
Иногда, когда вы обращаетесь к ребенку, вы можете заметить, что он делает вид, будто не замечает вашего обращения. Не стоит из-за этого раздражаться. Ребенок может концентрироваться на каком-либо занятии и не замечать того, что происходит вокруг него. Для малыша сложно быстро переключиться с одного вида деятельности на другой. Поэтому постарайтесь отнестись с пониманием к его «невнимательности» к вам.
В этом возрасте дети начинают проявлять отрицательное отношение к ограничению их свободы. Ребенок может сопротивляться помещению в коляску или в автомобильное сиденье. Когда есть возможность предоставить малышу свободу передвижения, не стоит ее упускать. Для того чтобы малыш спокойнее относился к временному ограничению свободы, он должен знать о том, что при каждом удобном моменте ему дадут возможность беспрепятственно передвигаться. Когда ребенок спокойно относится к временному ограничению свободы, то можно считать, что он вам доверяет.
Дети, которые регулярно проводят время в самостоятельных играх, обладают большим количеством знаний и навыков, чем их сверстники, не играющие самостоятельно. Концентрируясь на поставленной задаче, ребенок самостоятельно находит пути решения, которые приводят его к желаемому результату. Играя со взрослым, ребенок чаще всего получает уже готовые решения. Малыш радуется общению, но при этом его мыслительная деятельность не так активна, как при самостоятельной игре.
Развитие детей происходит ступенчато. Ребенок длительно готовится к новому этапу своего развития, а затем направляет все свои усилия на оттачивание нового навыка. Малыш может сконцентрировать все свое внимание на произнесении новых слов или на умении ползать. Новые двигательные, речевые, умственные возможности буквально поглощают внимание малыша. Создается впечатление, что, кроме нового занятия, не существует ничего вокруг. Если навык поддается освоению, то ребенок радуется, если возникают трудности, то они вызывают огорчения. Как правило, ребенок, приступивший к новому занятию позже своих сверстников, быстрее их овладевает навыками его выполнения. Помните, что не следует огорчаться из-за того, что ребенок в чем-то отстает от своих сверстников. Ни в коем случае не надо подгонять малыша, он все сделает вовремя в соответствии со своей индивидуальной программой развития!