Ребенок продолжает исследовать предметы. Он узнает, что одни и те же предметы не изменяются с течением времени. Ребенок исследует размер, форму, текстуру поверхности, плотность, консистенцию, запах и звук, который можно извлечь из этого предмета. Многократное повторение действий приводит к хорошему запоминанию свойств предметов.
На девятом месяце жизни происходят следующие изменения в развитии малыша:
- уверенно стоит, располагает одну стопу перед другой
- самостоятельно встает, хватаясь за предметы опоры
- свободно сидит в стульчике
- ползает, держа в одной руке предмет
- поворачивает голову во время ползания
- держась руками за опору, может сделать несколько шагов
- может ходить, если взрослый держит за руки
- может ползти вверх по лестнице
- может скрести по игрушке одним пальчиком
- беря большие предметы, использует обе руки
- берет в каждую руку по предмету и манипулирует ими
- стучит перед собой предметами
- берет маленькие предметы при помощи большого и указательного пальцев
- хлопает в ладоши
- понимает простые указания
- отрицательно качает головой, если не согласен с чем-либо
- изучает предмет со всех сторон, ощущает трехмерность пространства
- может вспомнить игру, в которую играли в предыдущие дни
- узнает свое имя
- снимает подвешенные предметы
- при повторении одного и того же действия начинает скучать
- может выполнять простейшие инструкции
- начинает бояться высоты
- не любит находиться в ограниченном пространстве
- хочет играть рядом с родителями
- повторяет игры
- начинает оценивать настроение окружающих людей
- протестует, если отбирают какой-либо предмет
- выбирает понравившуюся игрушку
- учится постоять за себя
- привлекает внимание окружающих, повторяет действия, которые вызвали одобрение или смех
- имитирует звуки, такие, как кашель и чихание
- самостоятельно ест некоторые виды пищи
- пьет из чашки и играет ею
Способность понимать речь стремительно растет в этом возрасте. Теперь ребенок понимает больше слов. До того как малыш начнет самостоятельно говорить, он научится хорошо понимать речь. Продолжайте разговаривать с ним. Говорите всегда, когда есть возможность. К 8—12 месяцам ребенок начнет понимать часто употребляемые слова, такие, как «сок», «печенье», «мяч», «малыш», «ботинок», «бутылочка», «нет», «спать», «мама», «папа», «до свидания». Ребенок начинает выполнять простейшие указания. Он может помахать рукой, когда его просят попрощаться, или, если просят, приползти.
Для улучшения понимания речи больше читайте малышу. Ребенок показывает свое понимание речи ответом на простые вопросительные предложения. Например: «Покажи, пожалуйста, где ...» Ребенок покажет тот предмет, который вы назвали. Или, когда вы играете в игру «Какой большой!», малыш может, улыбаясь, поднять руки вверх и показать вам, какой он большой.
Малыш продолжает самостоятельные разговоры. Вы можете заметить, что он имитирует интонации вашего голоса или пытается произнести отдельные, порой сложные для него звуки.
В этом возрасте малыш совершенно свободно сидит. Сидя, он может поворачивать тело в любую сторону в поисках игрушки. Ребенок может лечь, встать, присесть. Ему нравится менять положение тела. Эти упражнения делают мышцы спины еще сильнее.
Малыш ползает на четвереньках. Он поднимает грудь и живот и удерживает их параллельно полу. Если пока еще ребенок не двигается постоянно, то скоро это начнется!
Повышается интерес ребенка к мелким предметам. Малыш использует большой и указательный пальцы для захвата мелких крошек печенья или хлеба. Иногда вы можете увидеть, как малыш подбирает небольшие ниточки или мусоринки, находящиеся на полу.
Ребенок зрительно сравнивает большие и маленькие предметы. Это «примеривание» позволяет обдумать способ захвата предмета.
Внимание! Все мелкие предметы, даже если они кажутся безопасными, храните в недоступном для ребенка месте. В это трудно поверить, но даже сухая фасоль или горох могут привести к трагическим последствиям. Они могут оказаться в гортани ребенка, что приведет к остановке дыхания. Ребенок может поместить их в нос или в ухо. При наличии влаги эти зерна разбухают и могут привести к повреждению важных структур, таких, как барабанная перепонка. Ребенок с инородным телом в носу или ухе теряет покой и становится болезненно возбужденным.
Происходит развитие памяти. В этом возрасте ребенок может активно использовать свою память, извлекая из ее недр случаи, происшедшие с ним самим. Он хорошо понимает, что для того, чтобы покатился мячик, необходимо но нему ударить. Ребенок помнит это, потому что уже ударял по мячу! Малыш узнаёт свое имя и откликается на него. Он так же хорошо знает названия предметов, которые показывала и называла ему мама.
Изменяется характер игр. Ребенок растет, и характер игр меняется. Малыш может играть одновременно с двумя игрушками. Он может раскладывать предметы по отдельным группам. Некоторые игрушки может класть в корзину, а другим место в кастрюле.
К возрасту 9 месяцев разнообразные виды деятельности приносят малышу удовольствие. Одним из них является танец. Малышу также нравится ломать игрушки либо рвать книги или бумагу. Пусть это не настораживает и не пугает вас. Ребенка привлекают простые игры, такие, как прятки. К этому возрасту ребенок становится инициатором игр. Теперь он играет больше, чем прежде. Ребенку нравится посещать магазины. Там он видит много новых для него и, безусловно, интересных предметов.
Улучшение координации движений. Теперь малыш может стоять с небольшой поддержкой. Он может балансировать руками, для того чтобы не упасть, доставая игрушку. Малыш начинает лучше садиться из положения стоя. Если он еще не научился это делать, то помогите ему.
Он уже совершает путешествия? Если ребенок еще не начал «путешествовать», то совсем скоро он начнет это делать. Первые прогулки осуществляются по маршруту вдоль дивана или вдоль низкой мебели. Ребенку нужна опора. Держась за диван или низкий шкаф, ребенок переставляет ноги. Он делает это с большим напряжением душевных и физических сил. Уже скоро он будет отпускать руки и пытаться добраться от одной опоры до другой.
Не злоупотребляйте словом «нельзя». Ребенка интересуют все окружающие его предметы. Он пытается указывать вам пальцем, чтобы вы дали ему интересующий его предмет. Может случиться так, что предмет, который хочет получить малыш, опасен для него, и вы отвечаете ребенку отказом. Малыш может не всегда подчиняться вашим словам: «Нет» или «Нельзя». Он может выглядеть в такие минуты обиженным или даже рассерженным. Это нормально. Не увлекайтесь запретами. Если вы будете постоянно повторять запреты, ребенок перестает воспринимать их, а это не является вашей целью. Малыш должен понимать, что вы очень его любите и если что-то запрещаете, то надо подчиняться. Ребенок должен понять, что вы не отказываете во всем подряд, а только в особых случаях. После отказа в одном разрешите малышу в другом.
Малыша очень интересуют звуки, которые он слышит. Он уже знает, что «мяу» говорит кошка. Или что звук дверного звонка означает, что кто-то пришел. Вы можете помочь ребенку с интерпретацией звуков, чтобы у него не возникало ошибочных представлений.
Учите ребенка вести себя достойно. Если вы чем-то расстроены или даже злитесь, не стоит выплескивать свои эмоции при ребенке. Дело в том, что дети перенимают модели поведения родителей. Они как маленькие губки, которые впитывают не только воду, но и частички влаги, находящиеся в воздухе. Дети замечают и перенимают не только яркие поведенческие реакции, они чувствуют и воспринимают саму атмосферу отношений!
Будьте достойным примером. Дети перенимают у родителей большую часть поведенческих реакций на происходящие события. Например, ребенок пролил сок. Можно спокойно вытереть стол, а можно начать ругать ребенка. Только своим примером можно научить малыша быть злым, а можно наоборот. Главное — помните, как себя ведете вы, так же себя будет вести и ваш ребенок.
Освободите дорогу! Ребенок исследует все уголки и закоулки вашего дома. Преодолев один круг, он отправляется на второй. При ползании малыш может подбирать одной рукой интересующие его предметы. Иногда он берет в руку игрушку и какое-то время ползает с ней. Он может ползать с выпрямленными ногами — начинается подготовительный период для перехода от ползания к ходьбе.
Будьте внимательны, если в доме есть лестница. Лестница привлекает внимание ребенка. Однако он не может самостоятельно взбираться по ней и сползать вниз. Помните о необходимости блокировать оба конца лестницы. Не забывайте закрывать предохранительные дверцы на щеколды.
Вы стали замечать, что ребенок все чаще выпрямляет ноги и руки, находясь на четвереньках. Эти действия малыша — предвестники скорого самостоятельного хождения.
Вы замечаете, что ребенок все больше и больше разговаривает. Ему нравится имитировать ваш кашель или чихание. Он готов повторять за вами все получающиеся у него звуки.
Иногда, малыши изменяют произношение слов. К 9 месяцам дети знают больше слов и могут продемонстрировать, как разговаривают корова, собачка, киска... Малыши начинают сравнивать животных, увиденных на картинках, и настоящих живых животных, увиденных в реальной обстановке.
В этом возрасте дети чрезвычайно любопытны. Никакой новый предмет не может ускользнуть от их внимания. Малышам хочется все потрогать и попробовать.
Чрезмерное любопытство может привести к серьезным проблемам. Например, малыш может опрокинуть пепельницу и начать копаться в ее содержимом. Может захлопнуть дверь в ванной комнате, может обнаружить унитаз и счесть его хорошей емкостью для размещения игрушек. Малышей очень интересуют рулоны туалетной бумаги, которые они разматывают, разрывают, разбрасывают. Если вы не позаботились о безопасности малыша и не сделали предохранительных замков на дверях, то вы можете оказаться свидетелем подобных случаев.
Терпение и еще раз терпение. При общении с детьми необходимо иметь большое терпение. Чем старше малыш, тем более изобретательным и любопытным он становится. Каждый раз вы будете шокированы его новой выдумкой. Наберитесь терпения и не выплескивайте отрицательные эмоции на малыша. Помните о принципе копирования поведенческих реакций.
Дети начинают стесняться. Если вам кажется, что малыш стеснительный, не огорчайтесь из-за этого. Таким детям просто нужно больше времени, чтобы приспособиться к сложившейся ситуации. Стеснительные дети чаще играют самостоятельно и с трудом идут на контакт с другими детьми, потому вводите малыша в новый коллектив постепенно. Не форсируйте его взаимодействия с другими детьми. Ваше давление может привести к обратному результату: и ребенок больше замкнется в себе.
Обратите внимание на поведение ребенка в коллективе. Если он тянет к вам ручки, то еще не готов к общению с большим количеством детей. По возможности постарайтесь вовлекать ребенка в коллективные игры. С возрастом застенчивость малышей проходит.
Вы наверняка заметили, что ребенок стал более любознательным, чем в предыдущие месяцы. Он может проползти под стулом, столом и кроватью, встать, взять в руку интересующий его предмет, снова сесть и начать его исследовать. Будьте бдительны, выходя за пределы вашего дома. Ребенка интересуют камни, травинки, веточки, окурки — все, что окружает его.
К этому возрасту дети могут находиться на самых разных стадиях двигательного развития. Большинство детей к возрасту 9 месяцев уже хорошо ползают. Многие могут самостоятельно стоять, но время от времени они нуждаются в поддерживании равновесия. Некоторые дети могут совершать небольшие путешествия вдоль мебели. Единицы делают первые самостоятельные шаги без поддержки и, совсем редко, по-настоящему ходят!
Различие в освоении двигательных навыков только подчеркивает индивидуальность каждого ребенка. Если родители малыша уделяют большее внимание одному из направлений развития ребенка, то другое направление временно находится в забытьи.
Очень важно помнить, что каждый ребенок — это индивидуальность. Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, даже если они его старшие братья и сестры или дети из двойни или тройни. Каждый ребенок развивается по своему индивидуальному плану и разными темпами. До тех пор пока вы замечаете пусть медленное, но поступательное движение вперед, не стоит беспокоиться о развитии малыша.