К этому времени малыш хорошо держит голову и координирует ее движения. Лежа на животе, ребенок высоко поднимает голову. По собственной воле он поворачивает голову в любом направлении. Новым моментом в развитии двигательной активности является способность малыша, лежа на спине, поднимать вверх руки, обхватывать и трогать собственную голову. Малыш частенько берет в руки свои ноги. Ему нравится рассматривать и сосать пальчики ног. На пятом месяце ребенок способен повернуть голову назад для того, чтобы посмотреть, что там происходит.
На пятом месяце жизни происходят следующие изменения в развитии малыша:
- удерживает ровно голову при различных положениях тела
- тянет ступни в рот, может сосать пальчики ног
- лежа на животе, поднимает обе руки и ноги
- повторяет движения пловца стилем брасс, которые являются подготовкой к ползанию
- может раскачиваться, изгибаться, перекатываться
- приближаясь к предмету, начинает делать хватательные движения
- по своему желанию захватывает предмет
- может удерживать предмет между указательным и средним пальцами
- играет с погремушкой, находящейся у него в руке
- хватает находящиеся вблизи предметы
- берет предметы в рот
- может удерживать бутылочку двумя руками
- может быть готов к введению прикорма
- различает запахи
- способен к активному общению в течение часа
- с удовольствием и интересом извлекает новые звуки
- гулит, визжит и щебечет
- произносит слоги
- хочет держать, крутить, трясти и брать в рот различные предметы
- смеется во время игры
- может заплакать, если игра не удается
- ради игры может прервать кормление
- улыбается и издает различные звуки, призывая к игре
- повторяет мимику взрослых
- протягивает ручки, если хочет, чтобы его подержали
Детям нравится находиться в обществе. Они любят послушать разговоры взрослых, музыку. Сейчас у них особое время: детский мозг способен отозваться на речь, произнесенную на любом языке мира! Ребенок произносит много звуков, позволяющих ему привлекать внимание других людей. Малыши любят повторять. Если ребенок здоров, но кто-то рядом закашлял, то он непременно попытается повторить кашель. Мимика взрослых, их движения — все становится предметом подражания. Если вы заметили, что во время смеха окружающих засмеялся и ваш малыш, то это верный признак успешного социального развития.
Ребенок многократно повторяет одни и те же звуки. Он тренирует артикуляцию своей речи. Когда ребенок «разговаривает», он пытается имитировать интонации и модуляции настоящего разговора. Прислушавшись, вы можете различить высокую интонацию вопроса или ровную интонацию повествования.
Если раньше малыш произносил слоги длинной вереницей, то сейчас он начинает комбинировать их в короткие последовательности. Например, он произносит: «Ма-ма, па-па, ба-ба, да-да, га-га». Пока ребенок не понимает значения этих сочетаний, но совсем скоро это будет ему доступно.
При общении с ребенком старайтесь называть предметы и из составные части. Во время чтения детских книг обращайте внимание на детали рисунков. Чаще проговаривайте и показывайте элементы лица. Сначала покажите глаза, нос, рот на рисунке, затем дотроньтесь и назовите эти элементы на лице ребенка и на своем лице. Покажите на рисунке и назовите действия, например: "Мальчик прыгает, бежит, плывет".
Ребенок начинает активно реагировать на вашу мимику и тон вашего голоса. Он чувствует, когда его поведение становится недопустимым. Ребенок привлекает внимание взрослых капризами, даже может заплакать, если игра не ладится.
Лежа на животе, малыш поднимает голову, изгибает спину, отталкивается ногами. Все чаще ребенок повторяет движения пловца. Мышцы приобретают новую силу. В ближайшие месяцы ребенок начнет ползать. Возможно, уже сейчас ребенок может преодолевать небольшие дистанции. При передвижении малыш не поднимает тело над поверхностью, но все равно это уже большой прогресс.
Упражнение для ног. Когда вы, поддерживая, ставите малыша на ноги, то малыш оказывает интенсивное давление ногами на твердую поверхность опоры. Это упражнение развивает мышцы ног и подготавливает ребенка к предстоящему самостоятельному стоянию. Малышам нравится немного постоять.
При повышении двигательной активности нарушается сон малыша. В этом возрасте происходят кардинальные изменения в образе жизни малыша. Из практически неподвижного он становится активным и неугомонным ребенком. Он пытается обрести свободу передвижения. Его двигательная активность не прекращается ни на минуту. К вечеру, когда приближается время ритуала подготовки ко сну, ребенок остается таким же неугомонным, как и час назад. В этом возрасте дети испытывают трудности с засыпанием. Ночной сон становится более беспокойным. Малыш вертится и елозит, пока не упрется головой в стенку кровати, попав, таким образом, в безвыходную для него ситуацию.
Если малыш начал вставать на ножки, то, проснувшись ночью, он встает, держась за бортик кровати. Малыши, только начавшие самостоятельно вставать, еще не знают механизма возвращения в исходное положение. Ребенок опускается на попку только в том случае, если он упал. Так малыш, вставший на ножки в кроватке, не может опуститься обратно. Он стоит и плачет. Он попал в безвыходное положение. Помогите ему лечь.
Ключ к решению проблемы — обретение навыков свободного, самостоятельного передвижения. Как только ребенок пройдет этот этап развития, сон наладится. Постарайтесь понять и помочь ребенку в настоящий момент.
Ребенок уже начал понимать строгую последовательность некоторых событий. Например, будучи голодным, он начинает совершать сосательные движения при виде бутылочки. Или, взяв в руки погремушку, малыш ожидает появления звуков. Он начинает следить за падающими предметами. Однако момент исчезновения предмета, когда вы его прячете, является для ребенка волшебным. Малыш не может понять, как предмет, который только что был перед ним, неожиданно исчезает. В этом возрасте дети не способны начать искать спрятанный у них на глазах предмет.
Ребенок легко захватывает предмет. Обычным действием становится перекладывание предмета из руки в руку.
Теперь малыш может самостоятельно заниматься игрушкой около 15 минут. Пришло время позаботиться об обеспечении круговорота игрушек. Если вы хотите предложить ребенку новую игрушку, не забудьте убрать все старые. Чаще всего в этом возрасте ребенок может взаимодействовать только с одним предметом. Поэтому на время бодрствования приготовьте малышу только одну игрушку. Для создания круговорота игрушек установите очередность игр с разными предметами. Игрушку, которую ребенок хорошо изучил, убирайте и доставайте другую, которую малыш забыл, и она снова станет для него открытием.
Ему по-прежнему нравятся яркие предметы. Голубой, зеленый, оранжевый — новые предпочтения цветовой гаммы.
Малышу нравится рассматривать лица на близком расстоянии. Он старается повторить мимические движения взрослого. Если первая попытка не увенчивается успехом, то ребенок многократно повторяет одно и то же движение.
Ребенок легко перекатывается с живота на спину. Это движение он выполняет при помощи рук и ног. Более сложный перекат, со спины на живот, малыш начнет выполнять уже через несколько недель.
Если вы хотите, чтобы ребенок изучал иностранные языки, то начинать никогда не рано. В раннем возрасте вы можете научить ребенка сразу нескольким языкам. Способность детского восприятия не ограничивается только одним иностранным языком! В раннем возрасте дети способны воспринимать иностранные языки так же, как и свой родной язык. Если родители ребенка разговаривают на двух языках, то ребенок будет знать оба языка и разговаривать с каждым из родителей на том языке, на котором разговаривает родитель. Если все члены семьи ребенка, включая бабушек и дедушек, будут разговаривать на разных языках, то ребенок вырастет полиглотом. Восприимчивость ребенка к иностранным языкам напрямую зависит от настроения родителей в этом вопросе.
Всем хорошо известно, насколько беспомощен ребенок при рождении. Состояние малыша зависит от вас каждую минуту его жизни. Ухаживая за ребенком и вовремя приходя ему на помощь, вы учите его доверять вам. Малыш начинает понимать, что в любую трудную для него минуту вы окажетесь рядом и поддержите его.
В течение жизни ребенка будут моменты, когда его доверие к вам будет возрастать или уменьшаться. Важно то, что доверие к другим людям позволяет взрастить уважение к самому себе. Если ребенок не доверяет окружающим его людям, то в будущем он становится нерешительным, постоянно сомневающимся человеком. При общении даже с новорожденным не забывайте слов прощения, извинения. Общайтесь с малышом как с равным себе человеком.
Для получения большей информации о предметах малыш по-прежнему помещает в рот все, что ему удается захватить. При помощи губ и языка ребенок исследует поверхность предмета, его формы. В рот может отправиться все, что попадется малышу на пути, — от папиного галстука до маминых бус. Будьте внимательны, оберегайте ребенка от опасных для него предметов.
В течение дня у ребенка могут возникать периоды затишья. В это время ребенок предается самостоятельным играм. Теперь он может играть сам с собой в течение длительного времени. Детям по-прежнему нравится наблюдать за лицами, им особенно нравится рассматривать глаза. В это время ребенок начинает интересоваться вашим телом и одеждой!
Если малыш захотел вздремнуть, то обязательно положите его в кроватку. Даже если он не засыпает, дайте ему возможность побыть одному и успокоиться. Это пойдет ему на пользу.
Если вы хотите заняться ранним развитием ребенка, то не стоит оказывать на него давление. Никакие игрушки, пособия и программы не окажут такого развивающего воздействия, как это смогут сделать ваша любовь и внимание.