К этому времени ребенок начинает хорошо видеть. Теперь, когда вы его держите, он может рассмотреть части вашего лица, брови, губы. Его взгляд следует за предметом не только в вертикальном и горизонтальном направлениях, но и при круговой траектории движения предмета. Ребенок хорошо узнает членов семьи и отличает их от чужих. Вы замечаете, что лицо малыша сияет, когда он видит вас. Он лучше следит за движущимися предметами, быстро перемещая вслед свой взор.
На четвертом месяце жизни происходят следующие изменения в развитии малыша:
- уверенно держит голову в течение непродолжительного времени
- может перекатываться со спины на живот и с живота на спину
- может сидеть с поддержкой
- поворачивает голову во все стороны
- фокусирует взгляд на различные расстояния
- может ударить предмет кулачком
- во время игры смыкает пальчики и руки
- отталкивает от себя подвешенные предметы, а когда они возвращаются, тянет их в рот
- рассматривает место падения предмета
- интересуется запахами
- улыбается и гулит при появлении человека
- пробует возможности своего голоса, гулит разными тонами
- ожидает знакомых мероприятий, таких, как кормление, купание, сон
- пытается привлечь внимание родителей, если они находятся поблизости
- отдает предпочтение некоторым игрушкам
- может самостоятельно успокоиться
- интересуется отражением в зеркале, может улыбнуться ему
- узнает каждого члена семьи
Теперь в вашем доме раздаются детские трели. Много времени дети уделяют произнесению звуков. Поскольку вы разговаривали с малышом, то он начал отвечать вам взаимностью. Длительные "ба-ба-ба" и "га-га-га" являются ответами на все ваши вопросы.
Совсем недавно малыш с трудом фокусировал взгляд на лице человека. Теперь он свободно следит за любым движущимся предметом, хорошо видит вдаль, в состоянии рассмотреть всех находящихся вокруг него людей. Он хорошо различает цвета и отдает предпочтение красному и синему.
Ребенок свободно захватывает интересующие его предметы. Пришло время убирать прикрепленные к детской кроватке движущиеся яркие игрушки. Теперь нужны новые игрушки, которые можно брать в руку и держать.
Предлагайте малышу игрушки, которые можно брать в рот и жевать. Это могут быть специальные кольца, предназначенные для детей в период прорезывания зубов.
Каждый момент времени ребенок чему-либо обучается. Познание чего-то нового доставляет ребенку истинное удовольствие. В такие минуты он может продемонстрировать вам свою радость. Он начнет хаотичные движения ручками и ножками. Разделите с малышом эти незабываемые минуты. Улыбнитесь ему, погладьте по животику. Если ребенку взгрустнулось, постарайтесь его понять. Возьмите его на руки. Поговорите с ним. Иногда ваше присутствие — это все, что нужно малышу для радости. Такое поведение ребенка является показателем несомненного доверия к вам.
В скором времени ребенок выберет какую-нибудь мягкую игрушку, которую он будет прижимать к себе и которая даст ему ощущение безопасности и комфорта.
У малыша появилось новое увлечение. Он пытается ударить по подвешенным над ним игрушкам ногами и ступнями! Вы замечаете, как малыш берет в руки свои ступни, внимательно ощупывает пальчики ног. Время от времени он совершает круговые движения ногами типа движений велосипедиста. Иногда берется руками за колени и начинает их исследовать.
У ребенка появляются «плавательные» движения, которые являются подготовительным этапом для начала ползанья. Лежа на животе, малыш поднимает голову и начинает движения руками и ногами, напоминающие движения пловца стилем брасс.
Ребенок пробует перекатываться или переворачиваться со спины на живот и обратно. Как правило, ребенок осваивает сначала только часть поворота. Например, из положения на спине он может перевернуться только на бок. Поворот на правый бок может получаться, а на левый — нет. Не ожидайте, что за один день малыш выполнит полный перекат со спины на живот и обратно. Иногда процесс обучения этому нелегкому делу занимает у ребенка недели. Зато, когда малыш освоит новое движение, он может выполнять его много раз, пока не наступит усталость.
Вашему малышу может нравиться, когда его раскачивают. Рецепторы мозга расценивают такие движения как приводящие к получению удовольствия. Держите ребенка крепко, не позволяйте ему выпасть из ваших рук при раскачивании.
Улучшается и развивается взаимодействие глаз и рук. Когда ребенок видит предмет, он тут же тянет к нему руки. Кулачки открылись, пальцы свободно скользят по предметам. Малыш одинаково владеет обеими руками, но уже сейчас можно заметить некоторое доминирование одной руки. Владение руками стало более свободным. Очень часто руки оказываются во рту.
Ребенок находится в постоянном поиске нового предмета. Он трогает мамину цепочку и папины усы. Ему нравится изучать и собственное тело.
Ребенок испытывает радость от общения с вами и другими членами семьи. Он активно выражает свои эмоции. Своим поведением и мимикой ребенок показывает, когда он обрадован или огорчен, удовлетворен или испытывает беспокойство.
Очень часто он призывает вас к игре своими «трелями». Если ребенок длительное время находится один, он может начать капризничать. Ему нужно внимание и взаимодействие.
Малыш начинает «разговаривать» с вами. Вы можете быть удивлены, когда ребенок, смотря на вас, произнесет несколько слогов подряд. У него происходит становление речи. Малыш пытается самостоятельно произнести доступные для него звуки вашего языка. Продолжайте разговаривать с ребенком. Это поможет развить уже имеющиеся у него навыки.
Читайте и пойте ребенку, включайте музыку. Чтение тренирует разговорные навыки ребенка и стимулирует его эмоциональное развитие. Когда вы читаете ребенку, он испытывает любовь к вам. У него возникают особые чувства, если вы держите его на коленях и общаетесь только с ним. Позднее он будет ассоциировать эти замечательные чувства с чтением!
Если вы читаете малышу, то делайте это медленно. Изменяйте громкость, тембр и высоту голоса. Чаще останавливайтесь, чтобы посмотреть на реакцию малыша. Читайте ритмичные стихи, под которые можно осуществлять совместные движения, например: «Мишка косолапый по лесу идет. Шишки собирает, песенку поет».
Дети любят слушать как музыку, так и песни. Предлагайте ребенку для прослушивания джаз, классическую и популярную музыку. Не включайте музыку очень громко. И не стесняйтесь, почаще пойте ребенку сами.