На втором месяце жизни ребенок уже хорошо узнает ваше лицо и отличает голос. Когда вы разговариваете с ребенком, он может открывать и закрывать рот и раскачивать головой. Малыш начинает связывать услышанное с тем, что он видит.
Ноги малыша потихоньку распрямляются. Начинают раскрываться кулачки, разгибаются пальцы на руках и ногах.
На втором месяце жизни происходят следующие изменения в развитии малыша:
- движения становятся более свободными
- пропадают рефлексы, свойственные новорожденным
- лежа на животе длительное время удерживает голову приподнятой
- улучшается мышечный тонус малыша
- ребенок уже бодрствует продолжительное время в течение дня
- к концу второго месяца удерживает, но еще неустойчиво голову в сидячем положении
- малыш уже может ударять по предметам
- он быстро успокаивается при звуках маминого голоса
- узнает окружающую обстановку
- помнит неоднократно встречавшиеся предметы
- следит за движущимися предметами
- начинает управлять движением рук
- смотрит на руки
- крутит руками и ногами
- уделяет особое внимание отдельным предметам
- интересуется различными звуками
- различает голоса, лица людей
- выделяет голос матери среди других голосов
- повторяет некоторые свои действия
- улыбается в ответ на вашу улыбку
- смотрит на человека в ожидании
- дольше не отвлекается при общении
- свободно общается со знакомыми людьми
- успокаивается при сосании пальца или пустышки
- успокаивается, когда его берут на руки, когда видит лицо человека или слышит его голос
- предпочитает рассматривать людей, а не предметы
Когда вы усаживаете ребенка к себе на колени, он кратковременно удерживает голову на одной линии со спиной. Если ребенок лежит на животе, то он способен запрокинуть голову назад. Для развития малыша и укрепления его шейных мышц старайтесь в течение дня укладывать его в различные положения — на правый и левый бок, на живот, присаживать его к себе на колени, катать в коляске, носить в передней переноске или на руках.
Ребенок хорошо видит на расстоянии 45 см от уровня глаз. Лучше всего ребенок видит свои руки и может следить за их движениями. Малыш пытается ударять по подвешенной над ним игрушке и дольше удерживает погремушку.
Малышу начинают нравиться тихие звуки музыки. Когда ребенок слышит речь, его нервная система получает множество импульсов, что приводит к развитию мозга. Старайтесь как можно больше разговаривать со своим малышом, проговаривайте все свои действия. Этим вы помогаете его развитию.
На втором месяце вы уже можете заметить особенности личности малыша: тихий он или напористый, активный или спокойный.
У ребенка, сидящего у вас на коленях, можно заметить зрительную активность. Теперь положение лежа на спине ассоциируется у него со сном. Старайтесь часть бодрствования держать его на руках в полусидячем положении. Ребенок с большим удовольствием будет смотреть на окружающие его предметы.
Громкие звуки могут испугать малыша, но иногда он удивленно ищет глазами источник звука.
Малыш отдает предпочтение ярким, движущимся игрушкам. Сложные и объемные игрушки нравятся ему больше, чем простые и плоские. Ребенок становится утонченным зрителем и любит рассматривать красивые предметы.
После того как малыш изучил свои руки, он начинает проверять их в действии. Поднося руки к лицу, он дотрагивается до носа, глаз, рта.
Ребенок уже пробует все "на зуб". Он тянет в рот все предметы, которые ему попадаются: игрушки, одеяло, одежду, свои руки. Это не означает, что он голоден. Таким образом он их изучает. Ребенок использует все органы чувств для познания окружающего его мира.
С каждым днем улучшается память ребенка. Даже при незначительном объеме информации он может припомнить, какое действие мамы последует. Например, при виде бутылочки малыш испытывает волнение, потому что она ассоциируется у него с началом кормления.
Малыш издает много звуков. Он гулит, гудит и выражает эмоции всеми доступными ему способами. Он пробует в действии мимическую мускулатуру, пытаясь воспроизвести разное выражение вашего лица. Малыш получает удовольствие от рассматривания себя в зеркале.
Плач — это форма общения малыша с окружающими его людьми, которая идентична словесному общению людей друг с другом. Вы уже, наверно, хорошо ориентируетесь в особенностях плача своего ребенка. Отреагируйте на плач ребенка, как только вы его услышите. Ведь только плачем ребенок может заявить о своих проблемах. Вот несколько советов, которыми вы можете воспользоваться, чтобы успокоить малыша.
- Методом исключения установите, что ребенок не голоден, не мокрый, не замерз, ему не жарко и у него ничего не болит.
- Возьмите ребенка на руки, присядьте поудобнее. Взгляните в глаза малыша. Если он смотрит на вас, прижмите его к себе покрепче.
- Ласково поговорите с ребенком. Скажите ему, что с вами он в полной безопасности.
- Возьмите ребенка за руку. Не отпускайте руку малыша до тех пор, пока он не успокоится.
Если описанные выше мероприятия не помогают, попробуйте другие.
- Включите воду в душе. Шум воды успокаивает.
- Поместите малыша в детскую качалку и покачайте. Имейте в виду, что если ребенок начнет дремать, то при прекращении качания он тут же проснется.
- Оденьте малыша и отправьтесь на прогулку в коляске.
- Сделайте ребенку массаж, выполняя нежные длинные поглаживания.
- Если вы так и не смогли успокоить малыша, вызовите педиатра. Возможно, ребенок нездоров.
Понимание причин плача — важный момент в осуществлении ухода за малышом. Немедленное реагирование на плач малыша в первые шесть месяцев не избалуют его. Наоборот, это даст ребенку возможность почувствовать вашу заботу о нем. Уже с первых недель жизни вы учите малыша доверять вам. Спокойный, уравновешенный ребенок значительно лучше воспринимает действительность, легче обучается и быстрее растет. Ваше внимание и забота помогут ребенку приобрести самостоятельность в старшем возрасте.
Установлено, что дети, которых носят в передних переносках, плачут гораздо меньше остальных. Дети, которые много плачут и капризничают, находятся в состоянии постоянной тревоги и испуга. В переноске ребенок чувствует себя в безопасности, познает окружающий мир и готов к восприятию новой информации.
Каждый малыш индивидуален и темпы его развития могут отличаться от других детей. Не сравнивайте своего ребенка с другими. Если Вас беспокоят темпы развития Вашего ребенка, обратитесь за консультацией к педиатру.