Особенности малышей.
Для первого года жизни характерны следующие особенности:
– к моменту рождения у ребенка еще не закончено морфологическое и функциональное созревание ни одной из систем организма, они активно достраиваются.
– отдельные органы, системы и механизмы их саморегуляции созревают не одновременно. По мере их развития организм работает всё более слаженно.
– высокая пластичность организма ребенка на фоне продолжающегося развития и созревания, что позволяет соответствующими воздействиями быстро ликвидировать возникшие отклонения в развитии и состоянии здоровья. То есть организм ребенка в какой-то мере может восстанавливаться после кратковременных или не чрезвычайно сильных вредных воздействий.
– максимальный темп физического развития приходится на 2-4-й месяцы жизни. Он обеспечивается высоким уровней обмена веществ с преобладанием анаболических процессов (синтеза белка), а относительная энергетическая потребность детей этого возраста в 3 и более раз превышает таковую у взрослого человека. За первый год длина тела увеличивается на 50 %, масса тела – втрое. В первые месяцы заметно увеличивается подкожный жировой слой, который достигает максимума к 9 мес. Интенсивный рост скелета обусловливает повышенную его ранимость. В то же время органы пищеварения в функциональном отношении еще недостаточно зрелы, чем и объясняются нередкие желудочно-кишечные заболевания у грудных детей; в этот период единственной пищей для ребенка является грудное молоко;
– тесная взаимосвязь и взаимозависимость физического и нервно-психического развития с состоянием здоровья ребенка. В раннем возрасте оптимальный уровень нервно-психического развития – один из компонентов хорошего физического развития. И, наоборот, отклонения в состоянии здоровья в свою очередь приводят к снижению функциональных возможностей организма: например, при гипотрофии (дефицит массы тела) уменьшается клеточность и работоспособность коры головного мозга, что отражается на уровне нервно-психического развития; более того, при нарушениях развития в результате несбалансированного питания впоследствии полной компенсации не происходит («закон невосполнимости дефектов развития»), т. е. эти нарушения носят пожизненный характер.
Важная роль взрослых в развитии ребенка.
Необходимо подчеркнуть, что первый год жизни – период быстрого нервно-психического развития ребенка. За год он проходит очень большой путь – от полной беспомощности до понимания речи взрослого и умения говорить слова, ходить, играть, самостоятельно пить из кружки и прочее.
Существуют и социальные особенности: участие и роль взрослого в обеспечении ребенку всех сторон его развития и формирования здоровья. Эта особенность вытекает из генетически запрограммированной беспомощности ребенка. Тесно связаны биологические и социальные условия. Дети, воспитанные у животных, выживали, но не становились полноценными людьми, или погибали в результате значительного снижения функциональных возможностей (гибель могла наступить даже от несущественных причин). Все это обусловлено отсутствием взаимозависимости физического и нервно-психического развития.
Незрелость малыша имеет и положительную сторону – на то, что может развиваться и развивается, можно воздействовать. И главное условие здесь – правильное питание ребенка на первом году жизни, ведь оно – мощный модификатор роста и развития.
Особенности питания.
Надо представлять особенности пищеварения у детей раннего возраста. Пища, поступающая в организм ребенка, обеспечивает основные его жизненные функции: с пищей доставляется энергия, необходимая для всех процессов организма. Процесс ее усвоения проходит ряд последовательных стадий.
Начальным звеном усвоения пищи является пищеварение (первая стадия), которое начинается в ротовой полости и продолжается в желудке и кишечнике. Здесь пища подвергается механическим и химическим воздействиям: сложные пищевые вещества превращаются в простые и всасываются (вторая стадия) из кишечника в кровь. Из крови они проникают в клетки (третья стадия), так клетка получает энергию и строительные материалы для своей жизнедеятельности. И, наконец, наступает последняя, четвертая стадия – удаление продуктов обмена из организма. Чтобы эти процессы протекали правильно, питательные вещества должны быть определенного качества и соответствовать потребностям организма ребенка.
У детей первого года жизни, особенно первых месяцев, пищеварительная система еще незрелая. Она отличается рядом анатомо-физиологических особенностей, которые отражаются как на функциональной способности этих органов, так и на патологии пищеварения и питания в раннем возрасте. У ребенка на первом году жизни потребность в пище относительно больше, чем у взрослых и детей старшего возраста. Удовлетворению этой потребности способствует, помимо повышенных окислительных (обменных) процессов, и относительно большая длина кишечника, и повышенная всасывающая способность его слизистой оболочки.
Хотя у детей первых месяцев жизни имеются все необходимые пищеварительные ферменты, их активность ограничена. Она может быть достаточной при условии, если ребенок получает строго определенную физиологическую пищу, а именно – женское молоко. Молоко животных (в частности, коровье или козье) перед поступлением в желудок должно быть соответствующим образом подготовлено к процессам переваривания.
Молочное (лактотрофное) питание исключительно грудным молоком матери – итог эволюции жизни, позволяющий разрешить противоречия между огромными потребностями быстро растущего организма и относительно низкой степенью функционального состояния аппарата пищеварения. Ребенок первого года жизни наиболее адаптирован к перевариванию и усвоению именно женского молока. Этому служит преобладание пристеночного пищеварения в кишечнике (всасывание пищевых веществ в неизмененном виде), обилие сосудов в слизистой оболочке кишечника и повышенная ее проницаемость.
К рождению ребенка не все ферментные системы печени достаточно зрелы, созревание их идет после рождения, и установлена отчетливая зависимость их активности от вида вскармливания.
Наследственно запрограммированный механизм созревания ферментных систем обеспечивает оптимальное течение обменных процессов только при грудном вскармливании! Искусственное вскармливание стимулирует более раннее неоптимальное их развитие, и возникают выраженные диспропорции в формировании ферментных систем (метаболический стресс). Именно поэтому замена грудного вскармливания искусственным (искусственные молочные смеси – чужеродная пища) или смешанным может рассматриваться как грубое вмешательство в обменные процессы организма ребенка первого года жизни (особенно в первые месяцы) и, по сути, является метаболической катастрофой.
Почему не стоит менять питание?
Функции отдельных звеньев системы пищеварения у ребенка с первых дней жизни координируются нейрогуморальными факторами, однако диапазоны регуляторных влияний очень ограничены. В связи с этим у детей грудного возраста легко возникают расстройства пищеварения от различных факторов: нарушения в диете, перегревания, инфекции и др. Все это требует от врача и родителей соответствующего подхода к вскармливанию ребенка, обеспечению его пищей, соответствующей возрастным особенностям пищеварения. При изменении режима питания и соотношения отдельных пищевых веществ изменяется и сила пищеварительных соков, происходит адаптация, т. е. приспособление организма.
Важно подчеркнуть, что при изменении характера питания (перевод на искусственные молочные смеси, введение прикорма) адаптационные изменения ферментов происходят не сразу. В течение определенного промежутка времени пищеварительный тракт, действующий по инерции, не обеспечивает выработку ферментов, необходимых для оптимальной обработки продуктов нового рациона. При этом возникает опасность расстройства пищеварения.
Особенности пищевого поведения.
Формирование пищевого поведения зависит от зрелости нервной системы. В момент рождения ребенок способен координировать действия, связанные с сосанием, глотанием и дыханием; зрение еще не фокусируется. Примерно до 3 месяцев ребенок ритмично сосет с помощью языка, передвигая его вверх-вниз. На 12-16-й неделе характер сосания меняется, и язык двигается взад-вперед, а не вверх-вниз. При попадании пищи на язык ребенок способен втянуть нижнюю губу, когда ложку вынимают изо рта, передвинуть пищу с задней части языка и проглотить. В 6-месячном возрасте у ребенка отмечается лучшая координация движения глаз и кистей рук, он берет предметы в руку и кладет их в рот. Также развиваются жевательные движения, очищение ложки губами, кусание, жевание, боковые движения языка и перемещение пищи к зубам, в 12-24 месяца имеют место вращательные жевательные движения, стабильность челюстей. Это имеет значение для того, какие типы продуктов можно употреблять в различные возрастные периоды:
- только жидкости до полугода,
- пища в виде пюре с 6 до 10-12 мес.
- растертые и рубленые блюда с 10-12 мес.
- продукты, которые можно есть руками, пища с семейного стола с полутора лет.
Исходя из таких особенностей ребенка, самой оптимальной пищей для него хотя бы в первые полгода должно стать грудное молоко мамы. Необходимо с самого начала приложить все усилия для сохранения естественного вскармливания со своевременным введением прикорма и продолжением кормления грудью хотя бы до полутора-двух лет.