Родителей всегда волнует вопрос, все ли у крохи в порядке в развитии? Правильно ли работает его нервная система? На что надо обратить внимание доктора при осмотре и оценить самим во время общения с малышом?
Во время приема.
При осмотре не торопитесь сразу разворачивать ребенка, поскольку безусловные рефлексы и двигательная активность у новорожденного лабильны и легко истощаемы. Осмотр лучше проводить через 2-2,5 часа после кормления, когда малыш бодрствует и находится в спокойном состоянии. Исследования во время сна или при беспокойстве могут дать нечеткость ответных реакций.
Общий осмотр.
При внешнем осмотре головного и лицевого скелета следует обратить внимание на стигмы дисэмбриогенеза – это мелкие особенности внешности, не мешающие жизни и здоровью: искривленный мизинчик, приращенная мочка уха и другие. Они могут указать врачу на то, что во время беременности на плод воздействовали неблагоприятные факторы. Такие особенности внешности могут быть связаны с внутренними нарушениями в организме. Наличие у одного ребенка сочетания нескольких стигм в области головы, лица, конечностей свидетельствует о высокой степени стигматизации и о возможности существования аномалий развития нервной или другой системы. За порог стигматизации, по различным данным, принимается 5-7 стигм у одного ребенка.
Головка.
Далее врач оценит окружность и форму черепа, состояние черепных швов и родничков. При обследовании родничка и черепных швов обращается внимание на их размеры и состояние. Размеры большого родничка не должны превышать 3x2,5 см, коронарный и сагиттальный швы раскрыты примерно на 0,3 см и пальпируются. У части детей определяется также малый родничок размером 1x0,5 см. Уменьшение размеров большого родничка при нормальной окружности головы, правильном темпе его роста и раскрытых черепных швах можно рассматривать как вариант нормы.
У здоровых новорожденных часто отсутствуют содружественные движения глазных яблок, иногда спонтанно возникает сходящееся кратковременное косоглазие, отдельные нистагмоидные толчки (плавающие глазки). Содружественные движения глазных яблок появляются к концу первого месяца жизни. Взгляд в этом возрасте обычно направлен вперед, в связи с чем при пассивных поворотах головы глазные яблоки движутся в противоположном направлении (симптом «кукольных глаз»). При осмотре глазных яблок может быть выявлен симптом Грефе, при котором между краем радужки и верхнем веком виден участок склеры. Появление симптома Грефе на фоне повышенной возбудимости ребенка нередко сопутствует скрытой гидроцефалии. Учитывая, что симптом может отмечаться также при экзофтальме (конституциональном), при гипотрофии, недоношенности, он имеет диагностическое значение лишь при других признаках гидроцефалии.
От симптома Грефе следует отличать симптом «заходящего солнца», когда при быстром разгибании головы или тела ребенка глазные яблоки закатываются вниз, а сверху радужки просматривается склера. Симптом «заходящего солнца» появляется обычно при гипертензионно-гидроцефальном синдроме, такого ребенка должен срочно осмотреть невролог.
С момента рождения ребенка реакция зрачков на свет живая. При исследовании зрачков необходимо отмечать их форму и величину – они должны быть округлыми, равномерными. Фестончатая или грушевидная форма зрачков может быть признаком врожденной колобомы или катаракты (дефекта эмбрионального периода).
К моменту рождения ребенок реагирует на звуки: при разных звуках новорожденный зажмуривает глаза. Смыкание век является универсальной реакцией новорожденного при проверке всех дистанционных чувствительных анализаторов: обонятельного, зрительного, слухового. Отсутствие смыкания век при звуковых раздражителях наводит на подозрения о нарушениях слуха. Иногда при звуковых раздражителях ребенок зажмуривает глаза, вздрагивает и разводит в стороны ручки. Резкое вздрагивание при звуковых раздражителях указывает на повышенную судорожную готовность.
Движения крохи.
Проверка двигательной сферы начинается с внешнего осмотра ребенка. Анализируется поза и движения конечностей, которые в этом возрасте почти постоянны. Здоровый ребенок не может долго находиться в состоянии покоя. При внутриутробных поражениях и повреждениях нервной системы ребенка при родах могут наблюдаться различные изменения позы и движений.
Вытянутые ноги с тенденцией к перекрещиванию на уровне бедер и варусная установка стоп (вывернуты внутрь) с резким тыльным сгибанием характерны для спастического пареза. Очень важна правильная оценка мышечного тонуса ребенка. В норме до 1,5-2 месяцев отмечается физиологическое повышение мышечного тонуса в сгибателях, что придает конечностям сгибательную позицию. Руки и ноги приведены к туловищу. Пальцы рук сжаты в кулачок с захваченным внутрь большим пальцем, стопы в умеренном тыльном сгибании. Известно, что такая позиция носит название «позы эмбриона». Отличием от внутриутробной позы плода является тенденция к запрокидыванию головки за счет повышенного тонуса в сгибателях шеи. При затруднении разведения бедер следует провести дифференциальный диагноз между дисплазией, врожденным вывихом тазобедренных суставов и статическим гипертонусом при церебральных параличах. Сухожильные рефлексы у новорожденных очень лабильны. Обычно из-за мышечной гипертонии удается вызвать только коленные рефлексы.
Что должен уметь новорожденный?
Некоторые показатели нервно-психического развития здорового новорожденного ребенка:
— в возрасте 10 дней удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение);
— в возрасте 18-20 дней удерживает в поле зрения неподвижный предмет, успокаивается при сильном звуке;
— в возрасте 1 месяца сосредоточивает взгляд на неподвижном предмете, появляется плавное прослеживание движущегося предмета, прислушивается к звуку, голосу взрослого, появляется первая улыбка на разговор взрослого; лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову.
Оценка нервно-психического развития может быть следующей:
— возрасту соответствует;
— возраст опережает;
— от возраста отстает (указать, какому возрасту соответствует).
Значение воспитания и режима для гармоничного психического развития ребенка.
Здоровье ребенка во многом определяется характером его воспитания. В старинной легенде рассказывают о маме, которая пришла с вопросом к мудрецу. Она спросила, когда она должна начинать воспитывать своего кроху шести месяцев от роду. Мудрец дал ответ, что она опоздала со своим вопросом ровно на шесть месяцев.
Психологи считают, что половину своих умственных способностей человек развивает в первые 3-4 года жизни. Если неправильно воспитывать его в этот период, неизбежна либо задержка развития мозга, либо формирование нежелательных привычек, создающих картину отрицательного поведения ребенка.
Слово «режим» французского происхождения. Оно означает систему правил, необходимых для достижения определенной цели. Режим дня — это правильно распределенное по времени чередование основных режимных процессов. Поскольку цикличность процессов — важнейшее свойство жизнедеятельности всех живых организмов, оптимальный режим дня ребенка должен составляться с учетом его биологических ритмов. Базовыми взаимодополняющими элементами, на которые опирается режим дня ребенка первых месяцев жизни, являются кормление, бодрствование и сон, поэтому формирование режима следует начинать с учетом индивидуальных потребностей новорожденного ребенка в соответствии с правилами свободного вскармливания (вскармливания по требованию).
Правильный режим дня укрепляет здоровье ребенка, предохраняет его нервную систему от переутомления, приучает выполнять в определенной последовательности основные режимные процессы, т. е. имеет большое воспитательное значение. Режим дня постепенно дополняется обязательными элементами гигиены: умыванием, подмыванием, купанием, закаливанием, двигательной нагрузкой. Устанавливается фиксированное время для прогулок. Приучение ребенка к режиму начинается с момента рождения, по мере роста ребенка постепенно должен изменяться и режим.
Нормальное, не только психическое, но и физическое развитие ребенка может быть обеспечено при реализации полноценного сна, основу механизмов которого составляет сложнейшая нейрофизиологическая и биохимическая деятельность ряда структур головного мозга.
Важнейшими факторами в воспитании здорового ребенка, которые должны обязательно входить в ежедневный распорядок дня, являются достаточная двигательная активность и эффективное закаливание.
Известный специалист по физиологии детей профессор И.А. Аршавский считает главной системой организма ребенка скелетно-мышечную. Все остальные системы развиваются в прямой зависимости от нее. В лаборатории возрастной физиологии и патологии, которую возглавлял Аршавский, было сформулировано энергетическое правило скелетных мышц, которое гласит: процессы жизнедеятельности прежде всего зависят от двигательной активности. Другими словами, чем активнее работают мышцы, тем более жизнеспособен человек, тем крепче его здоровье и выше интеллект. Движения, особенно пальцами рук, стимулируют развитие разных отделов мозга, и чем раньше они войдут в жизнь ребенка, тем лучше у него будет развита нервная деятельность.
Если правильно организовать физическую активность, она будет способствовать развитию у ребенка логического мышления, активирует память, инициативу, воображение, самостоятельность. Такие дети более внимательны и наблюдательны, более дисциплинированны. Занятия укрепляют волю и вырабатывают характер. Таким образом, включая скелетно-мышечную систему в напряженную работу, вы ведете совершенствование всех органов и систем, создаете те резервы мощности и прочности организма, которыми и определяется мера здоровья.
Одним из важнейших средств физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста является физическая культура, включающая массаж, гимнастику, закаливание, а также физкультуру, активные игры, спортивные занятия.
© 2011 crazymama.ru
Статья написана специально для портала "CrazyMama.ru"
Копирование и цитирование разрешено только с письменного разрешения правообладателей.