МАМЫ И ДЕТИ: ОБЩЕНИЕ: СПРАВОЧНИКИ: ИМЕНА И ДАТЫ: БИБЛИОТЕКА:
Поиск:
 
Мамы. Мамины дневники
Будущие мамы. Дневники
Дети. Интересы. Дети говорят
Фотоальбомы Фото по темам
Видеоальбомы Видео по темам
Наши фотоконкурсы
Форум мам
Клубы
Опросы
Комментарии
Оценки
Новости
Роддома Курсы Консультации
Больницы Поликлиники
Лекарства Болезни
Детские сады, ясли. Школы
Группы развития Магазины
Куда пойти. Специалисты
Зодиакальный гороскоп
Восточный гороскоп Друидов
Имена Подбор имени по святцам
Святцы Святые покровители
Лунный календарь Лунные дни
Определить пол ребенка!!!
Вопросы почемучек Мамин словарь
Детские стихи Потешки Загадки
Детские песни Аудиосказки
Мультфильмы Детские фильмы
Статьи Книги Журналы Сайты
Игры для девочек Объявления
e-mail:
пароль:
регистрация забыли пароль?
Подскажите родителям
ОБСУЖДАЕМЫЕ ТЕМЫ
Показать игры читать ещё
СЛУЧАЙНОЕ ФОТО
ПОСЛЕДНИЙ КОММЕНТАРИЙ
НОВОЕ В ДНЕВНИКАХ
читать ещё
РЕЙТИНГ ДНЕВНИКОВ
СЕЙЧАС НА САЙТЕ
Предложение наших партнеров: Бойлеры; purmo радиаторы . Источники бесперебойного питания.
 
Закаливание – приемы и методы.. Развитие ребенка. ( развитие ребенка до года )
Ребенок до года / Развитие ребенка


Закаливание – приемы и методы.
Закаливание – приемы и методы.


Часть вторая. Основные правила закаливания.


Начинать закаливание ребенка можно практически в любом возрасте. Причем чем раньше начнете, тем здоровее будет организм.
Для каждого ребенка характерно индивидуальное состояние здоровья и физическое развитие. То, что может быть по­лезным одному, навредит другому. Поэтому зака­ливание следует начинать только после обследования и разрешения дет­ского врача, если ребенок полностью здоров. В течение всего периода проведения закаливающих процедур нужно регулярно консультироваться с врачом и проверять их эффективность.
Чтобы закалить организм, нужно длительное время, большое тер­пение и настойчивость. За несколько дней результатов не добиться. Лучше всего начать в летний период, а затем уже закаляться систематически круглый год.
Эффекта от закаливания детей в раннем возрасте стоит ожидать, только если строго соблюдены основные правила, о которых мы сейчас и поговорим.



Систематичность закаливания.


Принцип систематичности подразумевает ежедневное выполнение процедур. Длительные перерывы в закаливании ослабляют или вовсе сводят на нет приобретенный защитный эффект. В основе этого принципа лежит условно-рефлекторный ха­рактер ответной сосудистой реакции. Повторное и регуляр­ное закаливающее воздействие приводит к формированию стой­кого рефлекса, который после прекращения процедур исчезает очень быстро – в дошкольном возрасте за 5-7 дней. Перерыв больше 10 дней пол­ностью снимает все эффекты от закаливания.
Закаливание не проведешь «про запас», оно будет эффективным только если организм постоянно подкрепляется и тренируется. Обеспечивать систе­матическое проведение закаливания в течение года легче, когда оно полностью вписано в ежедневное расписание ребенка.
Закаливание рекомендуется начинать в теплые месяцы года, тогда само по себе длительное пребывание малыша в окружающей воздушной атмосфере в легкой одежде начинает тренировать его защитные силы. Затем тренировки проводят уже круглогодично, без перерывов. Подчи­няясь правилу систематического повторения закаливающих воздействий, его уже нельзя отменить даже в случае легкого заболева­ния малыша, не сопровождающегося значительным нарушением его общего состояния. При недомоганиях просто примените слабо действующие методы.
В холодные месяцы тоже не нужно прекращать закали­вающие процедуры. По мере того, как изменяются условия, связанные с сезонностью, или меняется характер погоды, варьируется назначе­ние методов закаливания, но они не отменяются совсем. На­пример, душ или общее обливание, проводимое летом, можно заменить местным обливанием ног зимой, а общая воздушная ванна, проводимая в жаркий летний день, при похолодании заменяется частичным обнажением тела.



Постепенное увеличение воздействия.


Постепенно и последовательно наращивать интенсивность процедуры – обяза­тельное условие правильного закаливания. Организм тренирует приспособительные механизмы тогда, когда перед ним ставятся новые задачи. Большим значением обладает постепенное увеличение сил зака­ливающих факторов. Это достигают разными способами – сни­жают температуру воды, либо увеличивают площадь, на которую воздействуют, или, наконец, удлиняют экс­позицию. В любом случае нужно обеспечивать постепен­ный переход к более сильному раздражителю и обязательно контролировать реакцию ребенка на новый раздражитель.
Когда переходить от более легких воздействий на более сильные, определяет состояние конкретного малыша. На начальном этапе закаливания все воздействия сопровождаются выраженными реакциями сердечно-сосудистой системы и органов дыхания. По мере того, как по­вторяются все воздействия, эти реакции ослабевают и вновь могут нарастать, если усилить раздражающий фактор, например, начать использовать более холодную воду.
Помните: чтобы избежать переохлаждения, не допускайте очень резких смен температуры, однако надо учесть, что если их увеличить совсем незначительно, это не будет сопровождаться формированием закалки.
Каждый отдель­ный случай предоставляет выбор среднего значения между чрезмерно сильными и чрезмерно слабыми воздействиями. Например, если использовать более холодную воду, она должна вызвать кратковременное усиление пульса, увеличить глубину или частоту дыхания. Если этот эффект не достигается, значит, температура воды была снижена недо­статочно. Если же участился пульс и появилось дрожание, наличие «гусиной кожи», то есть признаки переохлаждения, зна­чит, вы снизили температуру воды чрезмерно или малыш еще не готов к смете температур.



Индивидуальный подход.


Этот фактор закаливания детей учитывает возраст и физическое развитие ребенка. При выбо­ре дозировок и формы проведения закаливающей процедуры не­обходимо учитывать индивидуальные особенности организма.
Обратите внимание на здоровье малыша, какие он перенес заболевания – недавно и за всю жизнь, особенности его физического и психического развития, условия жизни.
Положительного эффекта от закаливания стоит ждать тогда, когда, исходя из общих приемов, которые разработаны для разных возрастов, вы будете осуществлять индивидуальное построение занятия, особенно если малыш ослабленный, часто болеющий, имеет хронические заболевания, либо он здоровый, но не закален­ный. Основная методическая тактика – применение бо­лее щадящих воздействий и более аккуратное и постепенно увеличивающееся по силе тренирующее воздействие.
Результат тренировок малыша во время закаливания в оп­ределенной мере зависит от особенностей его высшей нервной деятельности. Малыш, имеющий сильный и уравновешенный тип цен­тральной нервной системы, поддается тренировкам гораздо быстрее, чем слабый. Если поведение ребенка часто возбужденное, то ему будут полезны успокаивающие процедуры. Если преобладает торможение, ребенку назначаются возбуждающие процедуры.
Например, ребенка увлекают подвижные игры, спокой­ные занятия его утомляют, он неусидчив, часто отвлекается даже во время еды, особенно возбуждается перед сном, спит неспокойно и мало, а пробуждаясь, сразу проявляет актив­ность. Такому ребенку не нужны бодрящие воздействия пос­ле сна (душ, общее обливание). Наоборот, ему полезны ус­покаивающие методы закаливания перед сном – теплая ван­на, обтирание.
Другой ребенок почти все время проводит в спокойных иг­рах, не проявляя интереса к подвижным, спит много и про­буждается медленно, сонлив. Ему полезны бодрящие методы (обливание, душ) сразу после сна, тогда ребенок активнее включается в режим.



Проведение закаливаний при оптимальном тепловом состоянии.


Все знают, что эффекта от тренировки функ­ции теплорегуляции можно достигнуть при периодиче­ских действиях раздражающих агентов, а вот длительное перенапря­жение приводит к истощению функции. Если малыш замерз, у него срабатывают защитные сосудистые реакции; тогда сформировать нужный ответ на закаливание не получится. Если ему жарко, включится усиленное по­тоотделение, тогда даже умеренные закаливающие воздействия могут привести к переохлаждению малыша, это происходит потому, что при увеличении влажности резко возраст­ет теплопроводность кожи. Таким образом, оптимальной от­ветной реакцией теплорегуляции можно добиться только в условиях теплового комфорта.
Применение всех закаливающих процедур должно быть только на фоне положительного эмоционального настроя ребенка. Закаливание нужно проводить только при хорошем настро­ении крохи, тогда проще вырабатываются поло­жительные условные связи. Если во время первого сеанса за­каливания малыш чувствует себя спокойным, то тогда и дальше ему всегда будут интересны эти процедуры, они будут ассоциироваться у него с хорошим настроением. Если ребенок чем-то расстро­ен, то лучше перенести закаливание на другое время или со­всем отменить в этот день. В противном случае вырабатыва­ется отрицательный условный рефлекс, и тогда в дальнейшем процеду­ры всегда будут вызывать у ребенка негатив и не принесут пользы.


Разнообразие средств и формы.

Такой подход к процедурам обеспечивает малышу все­стороннее закаливание. Закаленность организма повышается только на тот раздражитель, воздействию которого ребенка многократно подвергали. Например, на повторные воздей­ствия холода формируется повышение устойчивости только к нему, а повторные воздействия тепловых процедур, наоборот, формируют устойчивость к жаре. Все элементы закаливающих процедур разделяются на общее воздействие, когда закаливанию подвергают всю поверхность тела, и местное, на­правленное воздействие на отдельные участки тела. За счет сочета­ния общего и местного закаливания в значительной мере повышается устойчивость организма малыша к воздействию неблагоприятных внешних факторов.
Эффекты устойчивости к холоду проявляются на том участ­ке, на которое оказывалось воздействие. Закаливание стоп не вызовет устойчивости к замерзанию туловища, и наобо­рот. Поэтому закаливающие воздействия необходимо комби­нировать и направлять переменно на разные участки тела, чередовать общее и местное воздействие, направлять их на более чувстви­тельные зоны тела – стопы, носоглотку.
Развитие устойчивости строго специфическое, т.е. ее вырабатывают именно на конкретные факторы или сочетания факторов, воздействию которых подвергался организм. Это означает, что закаливающие действия нужно изменять по силовой характеристике – делать слабее либо сильнее, менять продолжительность – они могут быть быстрыми, средними или медленными, изменять характер применения – только холод или сочетание его с физическими нагрузками. Эффективность от закаливания будет выше, если сочетать его с физической нагрузкой в виде упражнений или занятий такими ви­дами спорта, как плавание, лыжи и коньки, легкая атлетика.
После выраженных физических, эмоциональных и психиче­ских нагрузок целесообразно уменьшать силу охлаждения.
Нарушение этих правил не только не приведет к положи­тельному эффекту от закаливания, но может даже чрезмерно активировать нейроэндокринную систему и затем ее истощить. В лучшем случае мы не получим ожидаемого результата, в худшем – спровоцируем заболевание.


Основные условия закаливания в детском возрасте по проф. Г.Н. Сперанскому:

У малыша отсутствует беспокойство и плач во время про­цедуры, если это грудной и ранний возраст, малыш не боится процедур – если он старше. Ребенок хорошо себя чувствует после процедуры. Процедуры должны быть оптимальны по длительности применения и по возможности непрерывны. Многие из них рекомендуется сделать постоянными моментами в режиме ребенка. Внимательно наблюдайте за диетой ребенка во время всех закаливающих процедур, у него должны быть полноценное пи­тание и нормальные прибавки в весе.
Необходимы большая постепенность проведения закали­вания и постоянное усиление (дозировка) раз­дражающих воздействий (снижение температуры воздуха и воды и т.д.). По возможности старайтесь точно учитывать реакцию со сто­роны нервной системы, нет ли возбудимости, сонливости.
Не начинайте закаливание детей, имеющих острые заболевания, особенно повышенную температуру, падение веса, а также в тех случаях, когда ребенку не нравится применяемый вид закаливания.
Если ребенок заболевает, все закаливающие процедуры немедленно прекращаются. Снова приступить к закаливанию можно только пос­ле полного выздоровления, но применять его нужно очень осторожно: начинать опять с ми­нимальных воздействий, постепенно усиливая их и начиная комбинировать различные способы закаливания.
В закаливании предполагается не только наличие закаливающих процедур, а целая группа мероприятий, которые надо осуществлять ежедневно. Нужно соблюдать воздушный режим, регулярно проветривать помещения, поддерживать темпе­ратуру воздуха в границах нормы. Необходимо одевать детей так, чтобы обеспечить тепловой комфорт. Легкие костюмы с ко­роткими рукавами и носки как постоянную одежду допускают при температуре воздуха в помещении до 23 °С. При более низкой температуре (18-22 °С) детям младшего дошкольного возраста можно одеть колготы, старшим – гольфы или легкие штанишки. Проводят физкультурные занятия в спортивной форме при температуре воздуха 17-18 °С, общие воз­душные ванны длительностью 3-5 минут (во время переодевания ко сну) – это способ каждодневного закаливания воздухом. Его эффективно можно дополнить обязательными прогулками в любую погоду, причем одеть ребенка так, чтобы вещи не стесняли активную деятельность. Сюда же добавьте физкультурные занятия на воздухе. Закаливающим эффектом обладают ежедневные водные процеду­ры. Приучите детей по утрам мыть руки до локтя, уши, шею, верхнюю часть груди прохладной водой, а перед ночным сном умываться, мыть ноги или лучше – принимать душ.
Закаливание должно быть комплексным: желатель­но, чтобы замечательная триада – солнце, воздух и вода – работала в единстве. Если ребенка при­учают только к холодной воде, это не значит, что сквозняков или холодного воздуха он переста­нет бояться.
Медицинских противопоказаний к закаливанию нет, только острые лихорадочные заболевания. Глубоко ошибочно мне­ние, что закаливающие процедуры вредны ослабленным де­тям. Задача состоит в правильном подборе и дозировании этих процедур индивидуально для каждого ребенка.

Далее поговорим подробно о каждом методе закаливания – воздухе, воде и солнце.




© 2011 crazymama.ru
Статья написана специально для портала "CrazyMama.ru"
Копирование и цитирование разрешено только с письменного разрешения правообладателей.



Поместить ссылку в:
МАМЫ И ДЕТИ:
Мамы. Мамины дневники
Будущие мамы. Дневники
Дети. Интересы. Дети говорят
Фотоальбомы Фото по темам
Видеоальбомы Видео по темам
Наши фотоконкурсы
ОБЩЕНИЕ:
Форум мам
Клубы
Опросы
Комментарии
Оценки
Новости
СПРАВОЧНИКИ:
Роддома Курсы Консультации
Больницы Поликлиники
Лекарства Болезни
Детские сады, ясли. Школы
Группы развития Магазины
Куда пойти. Специалисты
ИМЕНА И ДАТЫ:
Зодиакальный гороскоп
Восточный гороскоп Друидов
Имена Подбор имени по святцам
Святцы Святые покровители
Лунный календарь Лунные дни
Определить пол ребенка!!!
БИБЛИОТЕКА:
Вопросы почемучек Мамин словарь
Детские стихи Потешки Загадки
Детские песни Аудиосказки
Мультфильмы Детские фильмы
Статьи Книги Журналы Сайты
Игры для девочек Объявления
Crazymama. Top100 Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
© 2008-2014 crazymama.ru
ВНИМАНИЕ! Все материалы, содержащие медицинскую информацию, приведены только для ознакомления и не могут быть использованы для лечения заболеваний. Во всех случаях, посоветуйтесь с врачом.
Все материалы этого сайта могут использоваться, перепечатываться, распространяться и цитироваться только с указанием активной гиперссылки на первоисточник.
Разработка сайта Вебстудия Настройка
Реклама   О портале   Контакты