Часть первая. Закаливание как средство повышения и укрепления иммунитета.
В кабинет детского врача вошла молодая женщина. За руку она вела девочку. Девочка пугливо озиралась по сторонам. Она казалась чересчур полной и неповоротливой. Большой шерстяной платок обхватывал ее голову, плечи и талию, на шее был толстый шарф, на ногах – вязаные носки и тёплые сапоги. Девочка с трудом передвигала ноги. Мать начала торопливо раздевать ее – развязала и сняла платки, затем стала расстегивать многочисленные кофточки и рубашки. На стуле выросла целая гора одежды. А вот и сама девочка – она оказалась совсем не такой полной, как показалось вначале, наоборот, перед врачом стоял ребенок худенький, бледный, с плоской, доскообразной грудью, обвисшими плечами, торчащими лопатками.
Девочка закашлялась, засморкалась, съежилась от холода, хотя термометр на стене показывал +22°С, а в окно светило теплое весеннее солнце. Взгляд у девочки был потухший, полный тоски и печали.
«Вот так всегда – наступает весна, а с ней начинаются наши страдания – опять бесконечные катары, бронхиты, этот ужасный кашель и насморк», – со вздохом сказала женщина, обращаясь к врачу. Врач внимательно обследовал девочку, а когда она оделась и вышла из кабинета, обратился к матери: – У вас много детей?
– Это наш единственный ребенок, – взволнованно ответила мать. – Сколько надежд возлагаем мы на нее! В ней вся наша жизнь и радость. Мы для нее ничего не жалеем – только разве птичьего молока ей не хватает, а дочка растет слабая, хилая. Сердце обливается кровью, как посмотришь на нее! Что же делать, доктор? Помогите, ведь мы ее так любим! – со слезами воскликнула женщина.
– В том, что ребенок растет у вас ослабленный и больной, виноваты вы сами, – сказал врач. – Ваша девочка растет изнеженная, как мимоза в ботаническом саду. Ее частые простуды, насморки, кашель – все это результат отсутствия закаленности.
– Да, мне много раз советовали серьезно заняться закаливанием организма дочки, но я не знаю, как к этому делу приступить.
Немного истории.
Все мы знаем, что здоровье наших детей на 10-20% зависит от наследственности (болезней и склонностей к ним), на 10-20% – от воздействий на ребенка окружающей среды, на 8-12% – от состояния системы здравоохранения в вашем регионе и на 50-70% – от того, какой образ жизни ведет ребенок.
Закаливание как фактор повышения сопротивляемости организма к воздействию различных метеорологических условий использовалось еще в древние времена. Дошедшие до нас опыты закаливания насчитывают несколько тысяч лет. Так, Абу Али ибн-Сина (Авиценна) в XI веке создал «Канон врачебной науки». Он разделял медицину на теорию и практику, а практика, в свою очередь, выделяла науку о сохранении здоровья и науку о лечении больного тела. В одной из глав этого труда рассказывалось о купании в ледяной воде – в том числе и маленьких детей, – а также о способах подготовки (своеобразном закаливании) для тех, кто собирался совершить путешествие в местности с экстремально жарким или, напротив, морозным климатом.
У древнейшего русского летописца Нестора, жившего в XI веке, описывается, как начинают парить в бане и купать в холодной воде младенца сразу после рождения. Такие процедуры продолжались несколько недель, а затем повторялись каждый раз, когда ребенок заболевал.
У скифов, по свидетельствам Геродота и Тацита, было принято купать своих только что рожденных детей в холодной воде. Якуты натирают новорожденных снегом и обливают холодной водой несколько раз в день. У жителей Северного Кавказа практикуется два раза в день обмывание малышей ниже пояса ледяной водой, причем с первых дней жизни.
Основоположник отечественной медицины С.Г. Зыбелин в рукописи «Слово о вреде, проистекающем от содержания себя в теплоте излишней» 1773 года писал: «Весьма полезно... мыть младенцев холодной водою для приведения в крепость и для предупреждения многих болезней».
В Европе идея оздоровления с помощью закаливания появилась в романе-письме Ж.-Ж. Руссо «Юлия, или Новая Элоиза» (1761 г.). Мысли автора, вложенные в уста главных героев романа, не потеряли своего значения и на сегодня. Юлия, давая оценку системе воспитания своего первого малыша, говорила: «Он привык бегать и в жару, и в холод с непокрытой головой, носиться, пока не запыхается, обливаться потом, и он закален... ему не страшна простуда... Я боюсь губительной трусости родителей, ибо своими хлопотами и заботами они расслабляют, изнеживают ребенка... сковывают множеством ненужных предосторожностей и, наконец, достигают того, что на всю жизнь обрекают его неминуемым опасностям, от коих они желали уберечь его на короткий срок; своими стараниями спасти ребенка в детстве от безобидного насморка они заранее накликают на него воспаление легких, плевриты, солнечные удары и безвременную кончину».
Что такое закаливание.
Определение, приведенное В. Далем в «Толковом словаре живого великорусского языка», дает трактовку закаливания только применительно к людям. В. Даль говорил, что закалка для человека – это «приучение его ко всем лишениям, нуждам, непогоде, воспитание в суровости». Известным русским физиологом академиком И.Р. Тархановым, автором вышедшей в 1899 году книги «О закаливании человеческого организма», определяется таким образом сущность закаливания: «К слову «закаливание» или «закал» в приложении к организму русская речь прибегает по аналогии с явлениями, наблюдаемыми на железе, стали, при их закаливании, придающем им большую твердость и стойкость». Известным русским педиатром, активным сторонником закаливания Г.Н. Сперанским, закаливание рассматривалось как способ воспитания в организме способности быстро и правильно приспособиться к меняющимся условиям внешней среды.
Проанализировав и обобщив известные на тот момент научные данные, физиолог А.П. Парфенов отметил возможность «определять закаливание человека частным случаем тренировки, которая направлена на совершенствование способности организма выполнять работу, что связана с повышением стойкости его тканей в отношении действия вредных влияний». Любое совершенствование достигается длительной тренировкой. Тренировки – это залог успеха всяких мероприятий. Чтобы похудеть и приобрести аппетитные формы, мы тренируем мышцы тела. Если хочется интеллектуального развития – тренируем мозг путем постоянного обучения. Тот же принцип действует и в отношении защитных свойств детского организма. Им тоже нужны постоянные тренировки, которыми, безусловно, и является закаливающие процедуры.
Закаливание болезней не лечит – оно их предупреждает, такова его основная профилактическая роль. Закаленный ребенок может легко переносить и жару, и холод, резкие смены внешних температур, которые способны ослабить защитные силы организма.
Как укрепляется иммунитет при закаливании?
Под закаливанием принято понимать использование естественных сил природы – солнца, воздуха и воды – для повышения устойчивости организма к действию метеорологических факторов – холода, тепла, пониженного или повышенного атмосферного давления. В течение жизни организм человека постепенно приспосабливается к окружающим условиям – воздействию различного рода раздражителей: холода, сырости, жары. Кому не приходилось промокнуть под дождем «до нитки» или отогревать замерзшие или промокшие ноги! А бывает и так, что «семь потов сойдет» в жаркую погоду, когда от зноя и душного воздуха не знаешь, куда деваться. Есть люди, которые легко переносят любую перемену погоды, резкие смены тепла и холода, – таких людей называют закаленными. Но есть и те, кто при малейших изменениях погоды начинает чувствовать недомогание, у них появляются насморк, кашель, бронхиты. В таких случаях обычно говорят, что человек простудился. Под простудой в настоящее время принято понимать временное снижение сопротивляемости организма инфекциям под влиянием переохлаждения и сырости.
Микробы – возбудители болезней – всегда живут в организме, особенно много их находится в носоглотке. До поры до времени эти микробы не приносят вреда, но, стоит человеку простудиться, микробы быстро активизируются, размножаются и вызывают различные заболевания. Особенно часто это случается весной и осенью, когда погода особенно неустойчивая. Снизившаяся общая сопротивляемость организма создает у незакаленных людей предрасположение к острым респираторным заболеваниям. Совершенствование ответных реакций организма ребенка на переохлаждение способствует сокращению частоты заболеваний верхних дыхательных путей и пневмоний и значительно снижает общую заболеваемость в детском возрасте.
Понятие закаливания связывается с приспособлением организма к охлаждающему воздействию внешней среды. Чтобы сохранять постоянную внутреннюю температуру, наше тело уравновешивает теплообразование и теплоотдачу. У детей повышенный уровень теплообразования по сравнению с взрослыми. Теплоотдача осуществляется со всей поверхности кожи, а также с поверхности слизистых оболочек. Дети, особенно раннего возраста, острее взрослых реагируют на изменения температуры внешней среды. В основе этого явления лежат возрастные анатомо-физиологические особенности функционирования терморегуляционной системы.
Кожа малышей из-за своего особенного строения обладает меньшим, чем у взрослого человека, свойством теплоизоляции. Кожные покровы детей богато снабжены сильно разветвленными сетками капилляров, поэтому имеют более высокие температуры нагрева. Кожа детей всегда более влажная, а ее относительная поверхность по отношению к телу больше.
Из-за всего этого дети теряют больше тепла. Кроме того, сложный аппарат терморегуляции ещё недостаточно готов к тому, чтобы обеспечить малышу комфорт при взаимодействии с внешней средой. Потому детский организм на переохлаждение даёт сложную реакцию, которая вовлекает в себя многие системы, в особенности сердечно-сосудистую. Сначала происходят рефлекторные сужения (спазмы) кровеносных сосудов – кожа бледнеет, – затем сосуды расширяются – кожа становится розовой. Следующие реакции будут различны у закаленных и незакаленных детей.
При регулярном закаливании сосуды начинают постоянно пульсировать – попеременно расширяться и сужаться. Благодаря этому кровоснабжение и питание тканей не меняется, они могут нормально работать.
У незакаленного ребенка после спазма и последующих расширений сосуды уже не сужаются и не пульсируют, кровь застаивается в капиллярной сети – кожа становится мраморной. Питание тканей нарушается, их функционирование резко ослабевает. Если незакаленный малыш выпьет холодной воды, съест мороженое, промочит ноги, пробежит по холодному полу босиком, у него рефлекторно нарушится кровоснабжение слизистых оболочек в носу и глоточном кольце, и они потеряет защитную функцию, причем и от собственной микрофлоры, и от микробов вдыхаемого воздуха.
Охлаждение ослабляет защитные функции организма, провоцируя возникновение заболеваний. Отсюда понятна важность тренировок теплорегуляции систематическим закаливанием, особенно у малышей-дошкольников, ведь у них отмечается наибольшая пластичность иммунной системы и всех систем организма в целом.
Закаливанием мы оказываем на организм общеукрепляющее воздействие, улучшаем кровообращение, повышаем тонус центральной нервной системы, нормализуем обмен веществ, уменьшаем число простудных заболеваний в несколько раз – иногда можно почти полностью предотвратить их возникновение. Закаливание может способствовать повышению физических и умственных способностей. Закаливанием тренируется весь организм ребенка и особенно его терморегуляционный аппарат.
О механизмах и способах закаливания поговорим в следующих материалах.
© 2011 crazymama.ru
Статья написана специально для портала "CrazyMama.ru"
Копирование и цитирование разрешено только с письменного разрешения правообладателей.