Процедура плавания.
Плавать в большой ванне малыш может на спинке или на животике, когда его поддерживают руками, с автономной поддержкой – при помощи особых технических средств (круг или пенопластовые вставочки в чепчике) и самостоятельно, активно гребя руками и ногами. Однако каков бы ни был вид плавания малыша, он должен носить интервальный характер – проплыв, отдых, проплыв и снова отдых. Начинают занятие с плавания на спине, чередуя его с плаванием на груди и животе. Пассивную реакцию во время плавания на спине можно использовать для отдыха. Малыш обычно активизирует свои движения в воде при плавании примерно к 8-9 минуте занятия – из-за формирования специфического настроя и улучшения кровообращения в мышцах.
В цикле плавания задействуется выполнение различных элементов, ребенка периодически переводят из одного положения в другое точными ручными поддержками. Помните, что нельзя перехватывать тело малыша и переводить его из одного положения в другое без фиксации и остановки в вертикальном положении.
Детей учат плавать при помощи ручной поддержки либо надевая на головку специальный плавательный чепчик с пенопластовыми вставками. Головка наиболее тяжелая, и для нее необходима наибольшая поддержка. Поддерживать руками следует под голову и шею, а также за верх спины.
Поддержка руками.
Ручные поддержки могут быть различными – в положении на спинке и животике.
- Двойные ручные поддержки для плавания на спинке – кладем четыре пальца под спину, шею и голову, оба больших пальца лежат на грудке.
- Одноручные поддержки по типу «ковшика».
- Одноручные поддержки «полукольцо» – большим и указательным пальцами обхватываем шею, руку располагаем на затылке, слегка сбоку, чтоб не мешать малышу грести.
- Можно использовать поддержку двумя руками за головку и щеки, слегка заводя руки к подбородку.
Одноручные поддержки в положении на грудке осуществляют, держа малыша «ковшиком»: тыльная сторона большого пальца упирается под подбородок ребенка, остальные четыре пальца поддерживают под грудью. Второй рукой двумя пальцами слегка поддерживают за затылок (поддержку именуют «ухватом» – работает указательный и большой пальцы). Поддержка под подбородок помогает малышу держать рот закрытым и не напиться воды. Одной рукой также можно осуществлять поддержку под грудь.
Используя любой способ поддержек, следите, чтобы тельце малыша было полностью и постоянно погружено в воду (кроме лица). Стремитесь помогать малышу находить оптимальные для сохранения равновесия положения. При плавании в положении на спине поддержка проводится обязательно с погружением ушек.
Как только малыш научится правильно делать гребковые движения конечностями, характер поддержек меняется. Когда ребенок лежит на спине, двойная поддержка осуществляется сначала тремя, потом двумя, а потом и одним пальцем под затылком крохи.
Все виды поддержек проводятся очень мягко и дают деткам предельную свободу. Это позволяет ребенку проявить инстинкт самосохранения, который лежит в основе плавательного рефлекса.
Самостоятельное плавание ребенка.
Малыш плавает в положении на спине, а головку ему поддерживает система пенопластовых поплавков, которые вставлены в кармашки чепчика и расположены за ушками крохи. Малыши могут плавать с такими поддержками начиная с трех-четырех месяцев, они обычно немного раздвигают ручки в стороны для баланса. Автономная поддержка при плавании на грудке посложнее, ее можно применить только если ребенок активно двигает ручками.
При плавании на спинке не делается ныряний и задержек дыхания, поэтому оно наиболее доступно на начальном этапе освоения. Плавание на грудке связано с ныряниями и задержками дыхания. Поэтому младенцев сначала обучают задержкам дыхания и самостоятельным погружениям, и только после этого применяются самостоятельные соскальзывания, упражнения по типу «торпеды».
Переходим к занятиям.
После выполнения массажа и предварительной гимнастики берем малыша со стола в положении на грудке, держим двумя руками под мышками, спинкой к себе, и переносим его к ванне. Медленно вносим малыша в воду вертикально ножками и стоим. Даем речевую команду: «Стоим!», – ждем 15 секунд, при этом малыш подошвами упирается в дно ванны, находясь в вертикальном положении, следим за тем, чтобы подбородок крохи был над поверхностью воды.
Далее даем команду: «Пойдем, пошли или идем!», – проходим плавно всю длину ванны, следя за тем, чтобы малыш опирался стопами и переступал ими по дну.
Даем новую команду: «Стоим или встаем», – останавливаемся и отдыхаем 15 секунд в положении стоя – это предупредит двигательное переутомление. Не торопитесь сразу перейти к плаванию на спине.
Теперь переходим в положение лежа на спине, проводя его без перехватывания малыша кистями рук.
Для этого большой палец и ладонь каждой руки переходит на щеки, указательный и средний пальцы переводим под шею, а безымянным и мизинцем поддерживаем затылок – делаем двойную ручную поддержку. Уши и грудка ребенка будут находиться под водой.
Выполняем отталкивание стопами от борта ванны и медленно делаем проводку, плаваем на спинке до другого края ванны «челночком» шесть-восемь раз в каждую сторону. Двойная ручная поддержка делается мягко, аккуратно и свободно, даем ребенку возможность проявлять инстинкт самосохранения, который лежит в основе плавательного рефлекса. Как только малыши начинают сами грести, характер поддержки меняем на одноручную поддержку, которая позволит свободной рукой простимулировать гребковые движения.
Переводим малыша из положения на спинке в положение стоя, командуя: «Стоим!», – однако кроха будет стоять уже не в двойном ручном захвате под мышками, как сначала, а в захвате левой рукой за шею сзади, ладонь повернута к затылку. Правой рукой держим за грудь, большим пальцем – под подбородком.
Снова проходим по дну ванны стопами от торца к торцу и обратно, после этого останавливаемся и стоим 15 секунд.
Теперь переходим на плавание на груди – правую руку ковшиком помещаем под подбородком ребенка. Два пальца заводим под подбородок до уха малыша, формируя глубокий захват, большой палец отводим в сторону. Зрительно контролируем, чтобы на всем пути плавания подбородок малыша находился над водой. Даем команду: «Поплыли!», – держа под подбородком ковшиком одной рукой, ухватом за шею сзади другой рукой, продвигаем кроху к правому ближнему углу ванны, поворачиваем к правому дальнему углу, т.е. делаем «восьмерку». Повторим ее несколько раз.
Во время плавания на груди надо соблюдать осторожность и следить, чтобы малыш не опускал в воду подбородок, а кисть поддерживающей руки была выше поверхности воды. Сделаем шесть-восемь «восьмерок» и отдохнем в положении стоя 15 секунд.
Затем выполняем ходьбу стопами по дну ванны в вертикальном положении от края до края ванны, не забываем о командах – «стоим» или «идем».
После выполняем упражнение «крестик». С двойной ручной поддержкой в положении на спине медленно проводим кроху по длине ванны «челночком», в ближнем углу ванны осуществляем поворот ножками, направляясь по диагонали в дальний угол ванны. Делаем проводку с поворотом, уши погружены в воду. Повторяем упражнение шесть-восемь раз. Снова даем команду: «Стоим», – отдыхаем в положении стоя 15 секунд.
Таким образом, в цикле плавания за один раз включается три последовательных упражнения:
- плаваем на спинке «челноком»,
- плаваем на груди «восьмерками»
- плаваем на спине «крестиком».
После каждого блока упражнений повторяем стояние с ходьбой.
Необходимо запомнить, что процесс отдыха должен занимать более половины всей процедуры плавания. Особое внимание уделите речевому сопровождению. Малыш запоминает данные вами команды, закрепляя таки образом двигательные навыки – «стоим», «идем», «плывем», «ныряем».
В общем один цикл плавания равен примерно 50-60 метрам, а ходьбы – около 5-6 метров, среднее время процедуры занимает 3-5 минут.
Первые занятия состоят из одного-двух циклов, каждый следующий месяц добавляем к занятию по 3-5 минут, соответственно увеличивая количество циклов. В два месяца их будет четыре, в три месяца – пять, а далее – по желанию крохи.
Погружения и ныряние.
Часто родители не могут преодолеть собственный страх и стараются вообще обойтись без этих полезных упражнений. Однако ныряние совершенно не страшно и не опасно для младенца – у новорожденных очень хорошо выражены рефлексы, которые препятствуют попадению воды в нос и рот. Если в первые два-три месяца жизни не начать нырять, эти рефлексы угаснут. Но и при обыкновенном купании в большой ванне редко обходится без того, чтобы хотя бы однажды малыш не соскользнул с поддерживающих его рук и не нырнул под воду. Это не опасно и даже полезно. Быстро выньте малыша, он закричит, закашляется и прочихается, вместе с кашлем и чиханием выйдет вся пыль, что скопилась за это время в верхних дыхательных путях. Дайте ребенку успокоиться и продолжите процедуру купания.
Сознательно организовывать ныряния более правильно. Делать это нужно в положении крохи на груди. Громко произносим команду «ныряем!» и проводим малыша на несколько секунд под воду. У него очень быстро выработается условный рефлекс, потом уже одно только слово «ныряем!» будет командой к задержке дыхания.
В первый месяц занятий начинайте проведение имитированных погружений, чтобы отработалась задержка дыхания на речевой сигнал «ныряем!», поливая водой лобик и лицо крохи. При этом погружений под воду не проводим.
Когда проводится плавание на груди «восьмерками», учимся поддерживать голову ребенка одной рукой ковшиком, и выполняем глубокий хват указательным и средним пальцами у уха малыша. Имитацию погружения проводим, поливая лицо ребенка через каждые три проводки «восьмеркой». Во время процедуры малыш задержит дыхание примерно на 2-3 секунды, пока с лица стечет вся вода. Родители могут допустить ошибки при имитации – не полностью забирая воду горстью, поливая на затылок вместо лба, либо резко плеская воду под нос ребенка. Надо отрабатывать забор воды из-под подбородка и уверенно выливать ее полной горстью на лоб и лицо.
Когда пойдет второй месяц занятий (не путаем с возрастом малыша), после команды «ныряем!» и поливания на лицо окуните головку под воду на 20-30 см от поверхности, держа малыша руками.
В третий месяц ныряем уже, отпуская руки после того, как протянули ребенка вперед на 20-30 см, в возрасте полугода можно проныривать на 40-50см, а в год – на метр.
После проныривания и выныривания головки, следует дать отдохнуть малышу стоя 10-15 секунд, а затем снова плывем восьмеркой.
К пяти-шести месяцам дети начинают сами после ныряния выходить из воды, переворачиваться на спинку, чтобы плавать-дрейфовать со свободным дыханием, происходит срабатывание так называемого спасательного рефлекса. Если ребенку еще трудно поворачиваться, помогайте ему делать повороты, это так называемая «торпеда с поворотами».
Дети очень любят прыгать в воде, поэтому примерно в два месяца уже можно проводить вертикальные прыжки в воде с ручными поддержками, сначала в медленном и спокойном ритме. К четырем месяцам можно по команде «ныряем!» переходить к вертикальным ныряниям.
Процедура закаливания в «холодном пятне».
В конце каждого занятия обязательна закаливающая процедура – проведение ребенка в «холодное пятно», образуемое струей холодной воды. В первый месяц делаем 4-6 проводок, ежемесячно увеличиваем их число на одну, и к году достигаем 16-18. В «холодном пятне» за одну проводку выполняйте 2 поворота спиной-грудью (но не в самой струе). Можно вводить под струю руки или ноги, но только после 2-3 месяцев занятий. Детям нравится пронос и контрастное закаливание. Кран с холодной водой открывается с первого же занятия.
Многие родители, горячо взявшись за обучение малыша плаванию, постепенно охладевают к занятиям. После полугода у ребенка появляются новые двигательные навыки, родители, следя за его успехами на «суше», пропускают занятия в ванне, что значительно снижает закаливающий эффект, мешает закреплению приобретенных навыков. Нельзя ослаблять внимание к занятиям плаванием, необходимо шире использовать готовность ребенка к подражанию, придумывая новые игры в воде.
После занятия.
Процедуру плавания надо заканчивать правильно. Под мышки выньте ребенка из воды и накиньте ему на голову пеленку. Она должна быть достаточно большой, чтобы завернуть его целиком. На столике доведите кожу до сухого состояния, промокая, а не вытирая ее – это принципиально. Не спешите и не нервничайте, что малыш замерзнет. Обработайте естественные складки кожи специальным детским кремом. Запеленайте малыша или наденьте распашонку и ползунки. Теперь займемся головой ребенка. Главное после пребывания в воде, разумеется, — уши. Сделайте турунду: возьмите спичку, туго намотайте на ее конец ватку, после чего снимите ее со спички. Тонкий конец получившейся турунды введите в ушко малышу. Гигроскопичная вата впитает в себя остатки воды, поэтому оставьте ее, пока полностью не высохнет головка малыша. Теперь можно покормить его и уложить спать. Бывает, что после ванны ребенок сразу засыпает, в этом нет ничего страшного. Спустя некоторое время он просыпается с очень хорошим аппетитом, и, подкрепившись, засыпает крепко и надолго. С таким ребенком целесообразно заниматься в 9-10 часов вечера, чтобы к полуночи наступил спокойный ночной сон.
© 2011 crazymama.ru
Статья написана специально для портала "CrazyMama.ru"
Копирование и цитирование разрешено только с письменного разрешения правообладателей.