Из истории возникновения детского плавания
Первую школу по плаванию и закаливанию младенцев во «взрослых» ваннах организовали в 1966 г. в Австралии тренеры, супруги Тиммермансы. Их методика брала начало с занятий по плавательной методике, апробированной на своей собственной дочери. С 1966 по 1976 гг. плавание малышей в грудном возрасте стало бурно развиваться в России, Японии, Германии, США. Во времена бывшего СССР плавание грудничков впервые организовали москвичи в 1976. Активно проводились исследования по физиологии плавания у грудных детей, множество данных было обобщено благодаря российскому физиологу, профессору И.А. Аршавскому. В 1979 г. на специально созданной базе в подразделении педиатрической клиники в Мюнхене появился Научно-исследовательский институт детского плавания. В нём весь имевшийся опыт был собран, обобщён, изучен врачами и передан преподавателям плавания. Плаванию обучили более 700 малышей. Почти у всех оказались отличные показатели невосприимчивости к простудным заболеваниям, они стали более активными и развивались быстрее своих сверстников.
Основная цель занятий плаванием – превратить врождённые инстинктивные движения ручками и ножками в осознанные, активные и более эффективные, укрепить здоровье ребенка и обучить его жизненно важному умению – самостоятельно держаться на водной поверхности. В течение первого года необходимо обучать ребенка максимально доступным для его возраста навыкам плавания. На это может уйти примерно 200-250 занятий и около 10-11 месяцев. Обучать малышей спортивным способам плавания можно будет уже через два-три года.
Влияние плавания на физическое развитие грудного ребенка
Успех в деле первичной и повторной профилактики заболеваний, нормального развития и воспитания детей грудного возраста может быть обеспечен только при правильном уходе, питании и учете биоритмов и циклов сна и бодрствования. Внутриутробное развитие плода происходит в водной среде. Врожденные плавательные рефлексы у ребенка сохраняются в течение первых 3-3,5 месяцев жизни и являются основой для раннего обучения плаванию.
Физически беспомощные и неспособные координированно двигаться на суше после рождения, дети активны и эмоциональны в полной ванне. Удельный вес малыша меньше, чем удельный вес взрослых женщины или мужчины, поэтому младенцы имеют хорошую плавучесть и легко держатся на воде, если у них выработан и закреплен навык плавания. Ежедневные занятия плаванием научат грудного ребенка плавать уже к окончанию первого года его жизни.
Если вы начали занятия в большой ванне через 2-3 недели с момента рождения ребенка, либо как только зажила пупочная ранка, и продолжаете их регулярно, то у ребенка уже к четвертому месяцу появляются сознательные активные движения руками и ногами. При подкреплении приобретенного навыка в течение первых 2 лет способность плавать обычно сохраняется на всю жизнь. Если прекращать занятия более чем на один-два месяца, это приведет к потере плавательного навыка, и его придется восстанавливать. Важное значение имеет закаливающая, гигиеническая, механическая и физическая силы воды.
Какие изменения у грудных детей происходят при регулярных занятиях плаванием?
Ярко выраженные положительные эмоции от плавания – радость, улыбка, гуление, визг – переходят после плавания в стойкие реакции торможения – крепкий, здоровый сон. Укрепляется сердечно-сосудистая система. Воздействуя на мельчайшие подкожные кровеносные сосуды, сила воды улучшает периферический кровоток, а, значит, и сократительную способность сердца. Важное влияние оказывает плавание на постановку дыхания. Заметно развивается дыхательная мускулатура. Давление, которое создает вода на грудную клетку, увеличивает длину выдоха, за таким выдохом обычно следует более глубокий вдох. Глубокое дыхание – это мощное средство профилактики заболеваний дыхательных путей. Воздействие на кожу воды усиливает теплопродукцию, что оказывает положительное влияние на функцию внешнего дыхания. Стимулируется аппетит, улучшается пищеварение – основа нормального развития грудных детей. Раскрытие и функционирование добавочных капилляров кожи способствует увеличению интенсивности обменных процессов. В комплексе со всеми другими гигиеническими мероприятиями плавание содействует гармоничному развитию и воспитывает жизненно важный прикладной навык – умение держаться на воде.
Занятия в воде, как правило, сопровождаются специальным массажем и гимнастикой на пеленальном столе. Это формирует у ребенка активные движения, укрепляет мышцы, суставы и связки, благоприятно воздействует на организм, повышает общую выносливость, отмечается более совершенное развитие моторных и статических функций.
Дети, занимающиеся малышковым плаванием, в несколько раз реже страдают от острых респираторных инфекций, легче их переносят, и у них практически не бывает проблем с кожей и желудочно-кишечным трактом.
Практически каждый здоровый ребенок, начиная с 10-15 дней жизни, при отсутствии противопоказаний может заниматься плаванием.
Противопоказания: открытая пупочная рана, инфекционные поражения кожи, слизистых оболочек и общие противопоказания, относящиеся к назначению гимнастики и массажа. Процедуру прекращают, если ребенок демонстрирует неудовольствие, плачет или кричит, а также в случае появления «гусиной кожи» или дрожи.
Родители – домашние инструкторы плавания
Родителям перед началом обучения своего младенца придется освоить методику проведения занятий, отрабатывая технику поддержки и проводки в воде сначала с куклой на пеленальнике, без воды, потом в условиях ванны. Три-четыре первых занятия стоит проводить в специальной, оборудованной в условиях детской поликлиники, ванне. Если детская поликлиника бассейна не имеет, можно, после совета участкового педиатра, начать занятия в условиях домашней ванны самостоятельно. Если вы занимаетесь в домашних условиях, вам обязательно нужно получать ежемесячную консультацию врача-педиатра, медсестры, методиста по плаванию. Заранее приготовьте термометр для воды, ковшик или кувшин с запасом теплой воды, песочные или обычные часы, детское мыло, простынку, полотенце для малыша, игрушки (плавающие и потопляемые). Игрушки для купания необходимо выбрать самые разнообразные, разной формы, чтобы создать необходимые положительные эмоции, а также дать стимул к гребковым движениям младенца. Игрушки выберите и приготовьте заранее. Они должны быть яркими и безопасными (лучше резиновыми и пластмассовыми, не бьющимися, не «линяющими»), средних размеров, чтобы ребенку было легко сразу их увидеть на бортике ванны и удерживать в ручках.
Готовим ванну к занятиям плаванием
В домашних условиях плавание проводят в обычной ванне, которую тщательно чистят и ополаскивают. Самое лучшее и безопасное средство – взять обычную пищевую соду и помыть ею. Перед первыми занятиями плаванием не помешает вылить в ванну пару ведер кипятка. В последующем так обрабатывать можно один раз в неделю. Если до купания малыша ванной никто не пользовался для мытья или стирок, будет достаточно ополаскивания поверхности ванны горячей водой из душа. На пол ванной комнаты надо постелить резиновый коврик и поставить невысокий стул для взрослого. Для контроля за продолжительностью купания поблизости надо иметь часы. Важно, чтобы во время купания дверь в ванную комнату не была полностью закрыта. Это необходимо для того, чтобы при переносе ребенка из наполненной паром ванной в условия сухого воздуха жилой комнаты не возникли некоторые проблемы (например, с ушами), так как для человеческого организма неестественно резкое изменение влажности воздуха. Кипятить воду или добавлять в нее перманганат калия (марганцовку) совершенно не требуется. И совершенно не будет никаких проблем, если при купании ребенку в рот попадет немного воды!
Когда начинать занятия плаванием
Оптимальный возраст для начала занятий – период от пяти дней до двух недель жизни ребенка. В три месяца плавательный рефлекс уже угасает, и ребенка будет намного труднее научить активно плавать. Поэтому самым поздним сроком начала указывают 3-3,5 месяца, далее это будет почти невозможно. После трех месяцев занятие плаванием носит индивидуальный характер и более трудоемко.
Частота и продолжительность занятий
Заниматься с малышом плаванием нужно ежедневно, в одни и те же временные промежутки. Ребенок должен быть не голодным и не сонным, лучше плавать в первой половине дня. Чтобы занятия радовали ребенка, говорите с ним, подбадривайте, направляйте его действия. Можно сопровождать купание негромкой мелодичной музыкой.
В воде температурой выше 35 °С ребенок не имеет стимулов к активности, процедура не вызывает неприятных ощущений: в воде он всем своим видом демонстрирует блаженство. Однако при погружении в воду с температурой ниже 30 °С у ребенка могут возникать отрицательные эмоции, так как шевелить руками и ногами, чтобы согреться, не хочется, и он начинает возмущаться. Поэтому начинают с температуры выше 30 С, чтобы малыш полюбил саму процедуру купания. Но задерживаться надолго в таком температурном режиме не рекомендуется, так как купание в теплой воде мало что дает в плане закаливания.
Особое внимание надо обращать на возможность постепенного погружения головки ребенка в воду. В подготовительный период, когда ребенку один-два месяца, в воду ему погружают только рот на пару секунд, что тренирует задержку дыхания и дыхание через нос. К полугоду, когда малыш начнет играть в игрушки, ему дают достать тонущий предмет со дна ванны из положения сидя. При этом постепенно увеличивают глубину, стимулируя таким путем погружение головой с носом, а затем и целиком.
После перерыва в занятиях плаванием, связанного с болезнью иди другими причинами, температура воды и продолжительность занятия такие же, как в начале обучения, необходимо строго соблюдать правила постепенности. Приступать к занятиям плаванием после заболевания можно только после разрешения врача.
Подготовка к плаванию
К подготовительным мероприятиям относятся массаж и плавательная гимнастика. Плавание – это нагрузка на организм, поэтому необходима небольшая разминка, которую может сделать своему ребенку любая мама. Если что-нибудь перепутаете, не страшно: не совсем правильно сделанный массаж полезнее, чем вообще никаких действий.
Массаж и гимнастику вместе взятые выполняют не более 20-30 минут, то есть 10-15 минут на каждую из процедур.
Обязательна строгая последовательность: массаж – гимнастика – погружение в ванну.
Место проведения массажа и гимнастики – на пеленальном столе. Массаж проводим в два этапа – поглаживаем и разминаем. Сначала проводят поглаживания без особого давления, соблюдая последовательность:
• ноги от стопы к голени и бедру;
• руки от кисти к предплечью, плечу; переворачиваем на живот:
• ягодицы,
• спина; опять переворачиваем животом кверху:
• живот,
• грудная клетка,
• шея и голова.
После поглаживания в той же последовательности проводят разминание мышц.
Особенно следует отметить массаж живота, так как он понадобится не только перед плаванием, но и при болях в животе, так как в этом случае быстрее наступает облегчение. Основание кисти следует поставить ребенку улобка, затем массировать круговыми движениями пальчиками по направлению часовой стрелки. После массажа выполняются гимнастические упражнения, называемое «сухое плавание». Оно поможет ребенку усвоить гребковые движения.
Упражнение 1.
Ребенок лежит на спине, ноги вытянуты. Мама обхватывает сзади и снизу область голеностопных суставов малыша и попеременно поднимает и опускает его ноги (движения ног, как при плавании кролем) 10-12 раз.
Упражнение 2.
Ребенок лежит на спине. Имитация движений ног при плавании брассом, или «лягушка». Мама сгибает обе ноги ребенка в коленных и тазобедренных суставах, затем разводит колени в стороны и быстро выпрямляет ноги малыша, возвращая их в исходное положение. Упражнение повторяют 8-10 раз.
Упражнение 3.
Ребенок лежит на спине, руки в стороны. Держа ребенка за кисти, мама делает одновременные гребковые движения к бокам, затем поднимает руки малыша вверх, возвращая их в исходное положение (имитация второй половины движения рук при плавании брассом на спине). Упражнение повторяют 8-10 раз.
При проведении гимнастики уделяют внимание рефлекторным упражнениям, имитирующим движения пловца. К таким упражнениям относятся:
• рефлекторное разгибание позвоночника – при проведении большим и указательным пальцами вдоль позвоночника снизу вверх ребенок производит разгибание позвоночника и тазобедренных суставов;
• рефлекс ползания – отталкивание ногами от предмета в положении ребенка на животе и на спине;
• рефлекс Моро – отведение рук в стороны и раскрывание кулачков в ответ на похлопывание по ягодицам или вблизи головы по поверхности, на которой лежит ребенок;
• рефлекс Робинсона – захватывание предмета при легком надавливании на ладони ребенка.
Продолжение следует.
© 2011 crazymama.ru
Статья написана специально для портала "CrazyMama.ru"
Копирование и цитирование разрешено только с письменного разрешения правообладателей.