27-09-2012
Будущее ребенка могут предсказать его сверстники
Канадские психологи из университета Конкордии (Монреаль) огласили результаты масштабного эксперимента. В нем были задействованы 700 человек. В течение 35 лет добровольцы дважды проходили анкетирование – составляли психологические портреты себе и другим. Как выяснилось, дети оказались прекрасными аналитиками. Описывая личность своих ровесников, они отмечали черты, в наличии которых те сознавались лишь спустя 20 лет.
Исследование канадцев было начато в 1976 году. В нем принимали участие школьники первых, четвертых и седьмых классов. Они должны были оценить себя и своих одноклассников по трем характеристикам: - доброжелательность, - агрессия, - социальная изоляция.
Спустя 20 лет, в 1999 году, ученые опять обратились к своим респондентам. Исследователи предложили им снова пройти анкетирование. Психологов интересовала самооценка повзрослевших людей. Они должны были оценить свой уровень экстравертности и добросовестности.
«Как оказалось, черты характера, проявившиеся у людей спустя годы, были замечены их сверстниками еще в ранней юности, – заявила преподаватель кафедры психологии Лиза Сербин. – Так, например, школьники, которых одноклассники изначально считали необщительными, повзрослев, воспринимали себя менее доброжелательными (по сравнению с данными первого опроса). Те же, кого в детстве оценивали как позитивных и уступчивых, впоследствии называли себя экстравертами».
Кроме того, эксперт отметила, что, оценивая самих себя в юном возрасте, респонденты были необъективны и выдавали желаемое за действительное. Так, например, школьники, считавшие себя очень отзывчивыми и доброжелательными, повзрослев, изменили свое мнение.
Результаты этого эксперимента показали, что дети лучше оценивают других, чем себя. Они хорошо составляют психологический портрет друзей, так как проводят с ними массу времени. Поэтому, пытаясь понять свой характер, ребенку лучше полагаться на мнение окружающих, а не доверять собственной интуиции.
|