20-01-2010
Родители недооценивают уровень стресса у своих детей
Каждый год Американская психологическая ассоциация (АПА) измеряет у населения "эмоциональную температуру", отражая результаты в отчёте "Стресс в Америке". В этом году впервые в опросе наравне со взрослыми участвовали и дети.
Что же выяснилось? Оказывается, дети испытывают стрессы не меньше взрослых, но их родители не всегда замечают это.
Согласно результатам исследования, треть детей в возрасте от 8 до 17 лет, участвовавших в опросе, сообщили, что уровень стресса у них вырос по сравнению с прошлым годом.
У почти половины из них переживания касаются школы, при этом только треть родителей этих участников знают о том, что их детей беспокоят школьные проблемы. Тридцать процентов опрошенных детей волнует финансовое состояние семьи, и только 18% их родителей считают, что этот вопрос может быть источником стресса для ребёнка. Двадцать девять процентов подростков беспокоятся о том, что их ждёт после окончания школы - о поступлении в вуз или поиске работы, - но о том, что дети озабочены этими мыслями, знают лишь 5% родителей.
Кроме прочего, родители часто не представляют и то, как отражаются стрессы на здоровье младшего поколения. Так, по данным опроса, на головную боль жалуются 30% детей от 10 до 12 лет и 42% подростков от 13 до 17 лет, тогда как об этом знают только 13% родителей. Трудности с засыпанием испытывают 39% детей 10-12 лет и 49% подростков, о чём знают 13% родителей. Расстройства пищевого поведения (повышенный или сниженный аппетит) отмечают 27% детей 10-12 лет, 39% подростков и только 8% их родителей.
Вот как комментирует результаты исполнительный директор АПА по профессиональной практике Katherine C. Nordal: "То, что мы видим с восприятием родителями детских стрессов, весьма напоминает ситуацию с опасными формами поведения: родители зачастую не знают о том, что их дети употребляют наркотики, страдают депрессией или ведут половую жизнь".
Чем мы можем помочь нашим детям? Как снизить их уровень стресса? На этот вопрос АПА отвечает на странице "Как говорить с детьми о стрессе?". Вот некоторые из описанных там предложений:
•выбирайте время для разговора так, чтобы ребёнок был готов к нему и мог вас послушать - перед сном, перед ужином, во время поездки в машине; •если дети говорят с вами о своих проблемах, оставьте свои дела и выслушайте их; •проявляйте интерес к тому, что они вам рассказывают, но не будьте назойливы; •прислушайтесь к их точке зрения, даже если это будет не легко; •дайте им договорить, прежде чем начинать отвечать; •повторите то, что ребёнок вам рассказал, чтобы убедиться, что вы поняли его правильно; •знайте, что ребёнок может проверять вашу реакцию, рассказывая только о части своих проблем - проявите терпение, слушайте внимательно, поощряйте их к разговору, и вы, вероятно, услышите всю историю; •скрывая от ребёнка "взрослые" проблемы, например, трудности с поиском работы, ссоры с партнёром, болезнь кого-то из членов семьи, вы только усилите его беспокойство: дети склонны предполагать худшее, поэтому делитесь с ними информацией (сообразно возрасту).
|