24-06-2013
Дети могут быть хорошими помощниками уже в три года
Дети с самого раннего возраста начинают понимать , что значит быть хорошим помощником. Если взрослый говорит, что он хочет попить воды, и тянется за стаканом, малыш услужливо его передаст. Но если ближайший стакан окажется, например, треснутым, большинство детей в возрасте от 3 лет будут вместо него искать более подходящую емкость.
Исследователь Кристина Р. Олсон из Йельского университета и ее коллеги провели тест в группе 3-летних детей, попросив их ознакомиться с четырьмя парами функциональных и дисфункциональных элементов: реальным и игрушечным мобильным телефоном, нормальной пластмассовой баночкой и чашкой с дыркой в дне, настоящим и мягким молотком, рабочим и высохшим маркером.
Потом детям сказали, что они должны помочь взрослым подготовиться к игре. В первом эксперименте взрослые просили один из объектов для практических целей и в половине случаев указывали на чашку с дыркой. Дети, как оказалось, понимали, что взрослые не знают, что лучше. Они игнорировали конкретный запрос и вместо этого передавали функциональную версию объекта в 68% случаев. Если взрослый показывал на функциональный объект, дети передавали его в 97% случаев.
"Похоже, даже очень маленькие дети могут признать, что помощь кому-то может иногда означать обращение внимания на их конечную цель, а не конкретные просьбы, – говорит Олсон. – Эта забота показывает, что даже в первые несколько лет жизни дети имеют удивительно глубокое понимание помощи".
|