Книга написана в 80-х годах, и её можно рекомендовать всем без исключения. Особенно - людям творческим, музыкальным. Один читатель даже написал: "чудо посетило нас дважды - в тридцатых Мастер и Маргарита и в восьмидесятых Альтист". Это не случайно, романы чем то схожи... Альтист написан очень хорошим языком, читается на одном дыхании. Одна творческая натура (знакомая) в эпоху дефицита даже согрешила - стащила её из библиотеки, не могла расстаться... Цитирую: «Альтист Данилов» – культовый роман в творчестве Владимира Орлова. Вершина «мистического реализма» нашего времени, отмеченная печатью настоящего мастера. История любви и ненависти, творчества и безумия – возможность проникнуть в потаенные глубины психологии современников. Высветить демоническое в человеке и человеческое в демоне. Тема, необычайно притягательная для читателя во все времена…
Кому то личность Альтиста напомнила Башмета, но ведь это не суть.... Эта книга не оставит Вас равнодушными, ведь "души" ней много...И, знаете, настоящей интеллигентности.
(1):
Нюсечка
Ребёнок может научить взрослого трём вещам: радоваться без всякой причины, всегда находить себе занятие и настаивать на своём
Что ж, продолжим: предложу несколько отзывов из инета: Цитата, // kerigma// fantlab.ru/work13860 Я так и не решила, стоит воспринимать это все всерьез или нет. В смысле — стоит ли говорить о сюжете, морали, чувствах героев, музыке. Или просто порадоваться изумительной пародии не понятно на что. Книжка, действительно, на грани: она слишком хороша для просто стеба или просто пародии, тн. «юмористической фантастики». Для тех, кто не читал, я очень затрудняюсь описать этот текст, потому что ничего похожего раньше не встречала. Я серьезно, народ. Нигде в мировой литературе я не встречала ничего похожего! Ну ладно, все же, попробую пересказать вкратце. Итак, имеется обычный человек советского периода, годов этак 70-х, когда все «доставали», однако особого недостатка в первостепенных продуктах вроде бы уже не испытывали. Альтист в театральном оркестре, нежно любящий свою музыку — но вроде бы без особо великих достижений на данном поприще. Однако с этой личностью все не так просто, потому что на самом деле он вовсе даже не человек, а демон, посланный на землю из некого таинственного демонического пространства (тоже, впрочем, организованного по принципам советской бюрократии) с целью «вредить и не пущать» ход человеческой цивилизации. При этом Земля — далеко не единственный, хотя и главнейший мир, где демоны ведут свою деятельность. Итак, часть времени герой ведет обычную человеческую жизнь, ходит на обеды к знакомым, стоит в очередях, а часть — занимается аналогичной хней в своей демонической организации. И то, и другое описано невероятно забавно, причем в чем собственно юмор, точно определить и показать пальцем не удается. Отчасти дело в описываемых обстоятельствах, которые поражают своей мелкостью — от всех деталей так и разит невыносимым бытом) Отчасти — в изумительном языке, за который автору огромный решпект. Слог романа — пожалуй, наиболее «пародийная» его часть, потому что состоит по большей части из очень характерных «примет времени», специфических словечек и выражений, изумительно отражающий совок во всей его необъятности. Особенно забавно, когда такими словами описываются вещи, никак к советскому быту не относящиеся, например, демонические похождения. Но и помимо «советской терминологии» язык очень своеобразен, в нем есть какая-то специальная неправильность, неловкость, хотя некоторые нарочитые неправильности очень западают в душу и оказываются неожиданно точными. Пожалуй, более всего роман похож на Хармса — не по стилю, и не по сюжету, а по общему настроению и впечатлению. Другое дело, что бессмыслицы Хармса настолько бессмысленны, что от них быстро устаешь, и нельзя прочитать, скажем, 500 страниц подряд. А у Орлова мало того, что гладкий линейный сюжет — так он еще не перестает удивлять каждым своим поворотом, и действительно нельзя предсказать, что окажется в этот раз за углом и будет ли там вообще угол. Я нежно люблю такие книги))
(1):
Нюсечка
Ребёнок может научить взрослого трём вещам: радоваться без всякой причины, всегда находить себе занятие и настаивать на своём
//Dentyst// fantlab.ru/work13860 В одном из телеинтервью (где-то 1988-89г.) Владимира Орлова спросили о героях его книг. И он на полном серьёзе сказал, что Данилов так и играет в оркестре ГАБТа, только теперь он уже солист. Корреспондент лишь улыбнулся — типа «Всё шутите...» А ,между прочим, я верю автору — он настолько точно , в деталях описал жизнь человека-демона, что я прекрасно представляю его себе — высокого , худого,бородатого, вечно усталого, не от мира сего. Роман этот у меня в числе наилюбимейших. Из некоторых других вещей я могу перечитать «избранные места», но если берусь за «Альтиста», то читаю от начала и до конца, заново смакуя каждую строчку, каждую фразу , и поверьте — они того стоят. Стиль повествования я не назвал бы лёгким — приходиться «вчитываться», «входить» в Москву начала семидесятых прошлого века, но постарайтесь проникнуться настроем романа — не пожалеете. Книга многоплановая — тут и юмор, и сатира, и любовь, и милая сердцу фантастика... Основной же темой (по-моему) является Музыка (именно так, с большой буквы). Музыка пронизывает всю жизнь Владимира Алексеевича, даже не пронизывает — он просто живёт в Музыке и Музыкой.... Ближе к концу выясняется, что он даже мыслит уже не словами, а музыкальными фразами. Конечно с первой страницы мы уже знаем, что Данилов — демон, но узнавая его глубже я ловил себя на том, что никакой он не демон (даже «на договоре») — а человек (хотел написать «простой человек», но «простой» здесь не подходит). Настоящий русский интеллигент с его вечной неуспокоенностью, вечным недовольством своим творчеством, рефлексиями, стремлением к совершенству. Человек очень мягкий, не умеющий отказывать, робеющий перед агрессивным мещанством и не очень-то и счастливый, хотя стоило бы только ему сдвинуть пластинку браслета... Но — т-сссс ,об этом — в книге. Очень красочно изображены и другие персонажи, они запоминаются не меньше, чем главный герой, хотя , конечно, они и не занимают столько места в романе. Быт , время то описаны чрезвычайно точно — местами на меня даже лёгкая ностальгия охватывает. Одним словом — нужно читать и перечитывать такие шедевры. Классика же это натуральная...
(1):
Нюсечка
Ребёнок может научить взрослого трём вещам: радоваться без всякой причины, всегда находить себе занятие и настаивать на своём
Ирина, здравствуйте, вот я вроде и выхожу из коматоза своего послебольничного))) Интересная тема, думаю, но не читал эту книгу. у Вас она есть в электронном виде? на мыло скинуть сможете?
Здравствуйте, Илья - проще дать Вам ссылку в библиотеке Мошкова. Книга действительно стоящая, и самое интересное - хоть она и имеет достаточно широкий круг читателей (и поклонников), но все же далеко не так известна, как, например, Мастер и Маргарита. Почитайте, не пожалеете - она с первых строк "цепляет", и не относится к произведениям, которые себя нужно пересилить для начала прочтения ;) А Вам желаю выздоровления, войти в колею и даже более - как мы поняли, Вы справляетесь с застарелой болячкой. Дай Вам Бог исцеления всякой телесной немощи, крепкого и бодрого духа!
lib.ru/PROZA/ORLOW_O/altist.txt
(1):
Нюсечка
Ребёнок может научить взрослого трём вещам: радоваться без всякой причины, всегда находить себе занятие и настаивать на своём
Ирина, спасибо, я уже скачал текст себе на ноутбук - распечатаю, люблю читать с бумаги, знаете ли, детская привычка и нравится перелистывать листики))) Супругу привет! Да, застарелая была, теперь больше нет! ее совсем больше нет - и это не может не радовать!!! остались мелочи, но как же мозг плохо приходил в себя после этого несчастного наркоза интубированием, Вы бы только знали!!! на самом деле, это было больше смешно, чем грустно! ничего не болит в голове, и только вдруг осознаешь, что сидишь над курсовой работой вместо 2-х часов - ПЯТЬ!!! и еще не сделал даже половину, а клиенту сдавать уже скоро))) ну, интеллектуальный труд тем и хорош, что чем больше им занимаешься, тем лучше скорости работы извилин развиваются!!! благодаря своим заказам восстановился! И теперь очень хочется почитать что-то новое, с чем еще не сталкивался!!!
Это одна из моих любимых историй, я прочитала эту книгу, ничего не зная о "магическом реализме" и подобных направлениях в литературе и - была настолько поражена, очарована и влюблена в этот мир! думаю, что и сейчас эта книга будет производить такое же впечатление, на того, кто еще не прочитал ее
Вы правы. Я прочла ее на одном дыхании и была поражена. Цепляет книга очень сильно и заставляет о многом передумать. Мне еще тесть сказал, что в советское время книгу эту хоть и выпускали малым тиражом, но она очень долго была запрещена и найти было очень сложно. Оно и понятно - влиятелен стиль письма автора.
Я - это Он, а Он - это Я. Наш ребенок - это вечность. Наши ДЕТИ - это бесконечная вечность!!!
Чувствую себя тупой на фоне, но у меня книга не то, что восторга, а вообще никаких эмоций не вызвала. Так, недоумение... Домучала ее, можно сказать, просто чтоб дочитать. Смысл повествования не уловила, к чему все это написано...
Возможно, что это просто не ваш стиль? Я вот к примеру не перевариваю читать мыльные оперы типа романов... фи... одна мокрота, пошлость и сопли. А вот классика - это дело другое, здесь можно шкурку и на себя прикинуть, словно со стороны посмотреть!
(1):
бмт
Я - это Он, а Он - это Я. Наш ребенок - это вечность. Наши ДЕТИ - это бесконечная вечность!!!
Читала эту книгу давно. Недавно вспомнила о ней, хотела перечитать, но кто-то приделал ей ноги. Надо найти обязательно. Она мне попалась совершенно случайно. Без всяких рекомендаций со стороны, в каком-то журнале. Я была в восторге.
Недавно перечитала книгу Орлова В. Впервые читала как раз после ее выхода где-то в году 80-81. Тогда захватила как раз "чертовщинка". Сейчас же интересным показалась тема рефлексии Данилова, иногда болезненной рефлексии. Главный герой не может, не умеет, не хочет ответить хаму, приспособленцу, подлецу той же монетой, и позволяет себе искать недостатки прежде всего в себе. Он удивительно по-доброму относится к "несовершенным" людям и защищается уходом в свои "демонические" возможности.