Развитие ребенка от года характеризуется эмоциональной и физической активнотью. Признаком нормального развития является подвижность ребенка, положительные эмоции при общении с взрослыми и сверстниками, радостный лепет и смех малыша. Ребенок бодрствует больше пяти часов в день, приобретает навыки самостоятельной ходьбы, подражает действиям взрослых. Координация движений становится совершенней, четче, ребенок более уверенно играет с кубиками, игрушками, кидает мяч. Продолжается сенсорное развитие, ребенок изучает свойства предметов. С наступлением годика у ребенка должны быть в игровом арсенале мячики, кубики, пирамидки, пластелин, хотя бы минимальные принадлежности для рисования.
Ребенку нужно помогать в игре, так как он может постоянно делать одни и те же движения, не развиваясь: убаюкивать куклу с утра до вечера или без конца кормить собачку. Придумывайте сюжеты для игры, добавляйте новые предметы и игрушки, включайте свою фантазию. Занимайтесь с ребенком, не ждите пока это сделают за вас в детском саду. Например, проводите занятия по отличию предметов друг от друга по цветам и по форме. Можно это делать на примере картинок, можно на реальных предметах.
Характерные признаки развития ребенка
В этом возрасте у ребенка развивается память. Это можно судить по его действиям или словам. Например, когда ребенку говоришь, что пойдем гулять, он начинает искать ботиночки или шапочку, вспоминает где они лежат. На втором году жизни ребенок учится таким необходимым в повседневной жизни навыкам как: умываться, одеваться, кушать ложкой, пить из чашки. Умываясь, ребенок должен уметь держать мыло в руках, намыливаться им, мыть руки и лицо, вытераться полотенцем. При одевании ребенок может сам одеть, снять трусы, майку, натянуть колготки, одеть шапочку.
Игровая деятельность ребенка на втором году жизни обогащается. Ребенок использует в игре уже не одни и те же предметы. Например, раньше убаюкивая только куклу, теперь малыш может улаживать спать и слоника, и зайчика, и даже машинку. Развивается в этот период и сюжетная игра. Ребенок, повторяя за мамой или папой берет газету и просматривает ее, как будто читая или может взять мамины расчески или одежду и повторять действия за мамой. Ребенок хоть и тянется к сверстникам, но все же большее предпочтение еще отдает взрослому окружению. Его развитие, общительность, открытость напрямую зависит от отношения к нему взрослых, на сколько они часто с ним играют и общаются.
Развитие предметной деятельности
В этом возрасте развитие мышления ребенка взаимосвязано с предметной деятельностью. Малыш учится перемещать предметы, перекладывать, складывать, обобщать, сравнивать. Выполняя какие-либо действия с помощью предметов, ребенок знакомится в плотную со свойствами предметов, например, насыпая песок лопаткой или черпая ковшиком воду. Ребенок начинает уже обобщать предметы, хотя и не всегда правильно, так как многие предметы ему не знакомые и опыт использования их невелик. Например, он может знать, что шар круглый и все круглые предметы будет называть шаром. Ребенок еще не различает такие понятия как выше, ниже, уже, тоньше, толще, меньше, больше. Он может только дать кому-либо или чему-либо определение: маленький или большой. Так же ребенок может определять в которое время суток бодрствовать, а в какое спать. Делает он такие выводы, судя по тому темно или светло за окном.
Тестовые задания для ребенка от года до двух лет
1.Пирамидка
Возьмите пирамидку, сложите ее правильно и попросите малыша повторить за вами. Не подсказывайте ребенку, просто наблюдайте за ним. Если ребенок неправильно собрал пирамидку, объясните ему его ошибки, повторите еще несколько раз все действия.
2.Кубики
Дайте ребенку 4 кубика и попросите его построить башню. Если ребенок затрудняется выполнить задание, подскажите ему, что для постройки башни необходимо ставить кубики один на другой вертикально. После пусть ребенок построит поезд, складывая кубики один за другим горизонтально, мостик можно соорудить, поставив один кубик на два других. Наблюдайте за ребеноком, старайтесь не подсказывать сразу малышу правильные варианты постройки, пусть он сам поймет в чем ошибается и учится исправлять ошибки.
3.Занятие с фигурами
Возьмите специальную доску с прорезями для фигур и вставляйте в нее фигуры, наглядно объясняя малышу, куда какая фигура и почему вставляется. После попросите ребенка повторить за вами, попровляйте его, если он неправильно что-то делает, будьте терпеливее, ребенок не сразу поймет суть задания.
4.Занятие на развитие моторики
Возьмите карандаш и лист бумаги. Проведите горизонтальную и вертикальную линии. Попросите ребенка повторить за вами. При хорошем результате ребенок в полтора года повторяет линии почти точно.
5.Развитие памяти
Необходимо попросить ребенка выполнить несколько действий подряд: сесть за стол, открыть книгу, закрыть книгу, встать из-за стола, дать книгу маме. В полтора года ребенок может повторить все несколько действий подряд.
6.Занятие на зрительную память
Возьмите детскую книжку или журнал и покажите ребенку: собаку, кошку, петуха, яблоко, тарелку, ложку и т.д. Пусть ребенок назовет эти предметы. В два года ребенок должен назвать не менее 3 предметов или персонажей.
Развитие ребенка от года до двух лет
Игры для ребенка от одного года до двух лет должны развивать тонкую моторику пальцев рук, мышление, восприятие информации, тренировать память. Для этого хороши игры на отличие предметов по форме, цветам, величине. Для развития речи ребенку нужно больше выполнять действий с предметами, так как малыш может говорить только то, что понимает, воспринимает. Необходимо больше читать ребенку, хорошо влияет заучивание маленьких стихотворений, сказок.
Игры на развитие сенсорных способностей
1.Занятия с пирамидкой
Покажите малышу, как снимать и одевать кольца на пирамидку. Пусть ребенок повторяет эти действия до тех пор, пока не научится делать правильно. Далее покажите ребенку маленькое и большое кольцо, объясните, чем они отличаются. Попросите его одеть сначала маленькое кольцо, а после большое и наоборот. Если вы видите, что ребенку занятие интересно, и он с удовольствием выполняет задания, то можно усложнить задачу. Например, пусть малыш продевает кольца в разном порядке, заканчивая самым большим колечком или нанизывает их по цветам.
2.Занятия с пирамидкой разной формы
Возьмите две пирамидки одной велечины, но различной формы. Например, круглые и квадратные. Объясните ребенку, чем отличаются пирамидки друг от друга. Покажите где квадратные, а где круглые кольца. Возьмите руку ребенка, проведите ей по пирамидкам. Объясните, что круглая пирамидка – гладкая, а квадратная-с острыми уголками.
3.Занятия с матрешкой
Покажите ребенку матрешку. Научите его открывать матрешку, закрывать, вкладывать и вынимать матрешки. Сначала встряхните большую матрешку, показывая ребенку, что внутри что-то гремит. После помогите открыть матрешку, достаньте из нее маленькую и поставьте рядом с большой. Спросите малыша чем они отличаются, где маленькая, а где большая матрешка. После положите маленькую матрешку в большую и попросите закрыть ее, но так, чтобы рисунок совпадал, это задание для ребенка может показаться сложным, но следует проявить терпение. Если ребенок усвоил задание, усложните его, задействовав еще одну матрешку. Выставте все три матрешки на столе и попросите назвать ребенка их по величине: большая, средняя, маленькая. Пусть ребенок в таком же порядке и собираетматрешки. Подсказываете малышу, куда какую матрешку нужно вставить, как должен совпадать рисунок.
4.Занятие на определение размера, формы и цвета фигур
Вырежьте из картона или твердой бумаги фигуры различного размера, формы и цвета. Начните задание на определение размера фигурок. Возьмите две коробочки и попросите ребенка складывать в одну коробочку маленькие фигуры, а в другую большие. После, если ребенок справляется с поставленной задачей, усложните задание на определение формы фигурок. Пусть ребенок раскладывает фигурки разной формы в разные коробочки. После удачной раскладки попросите малыша сортировать фигуры по цвету,например, в одну коробочку складывать зеленые кружки в другую красные.
5.Занятие на определение длины
Возьмите две палочки с закрепленными на них лентами. Только одна лента должна быть короткая, другая длинная. Покажите ребенку, как накручивать ленту на палочку. Когда ребенок научится, предложите ему игру-соревнование. Объясните, что победит тот, кто быстрее наоетает на палочку ленточку. Возьмите себе палочку с короткой лентой и обязательно выиграйте. После разложите ленты на полу и объясните чем они отличаются, затем спросите какую палочку он теперь выберет. Как бы там ни было, дайте ребенку палочку с короткой лентой и проиграйте. После снова уточните у ребенка какая длинная, а какая короткая лента, ребенок должен понять суть. Через несколько дней повторите соревнование, и понаблюдайте за действиями ребенка: запомнил ли он занятие и какую ленту выбрал. После закрепите занятия, попросив объяснить ребенка, почему он выбрал эту, а не другую ленточку.
Игры на развитие психомоторной фикции
1.Игра в прятки
Нужно спрятаться от ребенка, пусть он вас найдет. Подсказывайте малышу, говоря громко: «Найди меня!». Когда ребенок вас отыщет, радуйтесь вместе с ним, покружите его, поцелуйте, вообщем у него должны быть положительные эмоции от игры. После научите ребенка прятаться, а вы его ищите. Делать это необходимо недолго, но ребенок должен слышать, как вы его зовете, наблюдать за вашими действиями.
2.Прыжки
Держа ребенка под мышки или за руки попросите его попрыгать вместе с вами. Приговаривайте что-нибудь веселое и бодрящее: «Прыг-скок, прыг-скок, прыгну я на потолок!» После научите ребенка прыгать как зайчик, поджав ручки. Усложните задачу, подняв высоко игрушку, пусть ребенок, подпрыгивая, достанет игрушку.
3.Лазанье
а) Возьмите яркую, красивую игрушку или предмет и положите на диван. Чтобы достать нужную вещь ребенку предстоит залезть на диван.
б) Используя яркий предмет или игрушку, заставьте ребенка пролезть на четвереньках под стулом
в) Научите ребенка залезать и слезать со стула.
4.Игры с мячиком
а) Возьмите мяч, покажите его ребенку, дайте ему в руки, помогите бросить мяч на пол. После попросите его самого взять мяч и бросить его.
б) Сядьте на пол напротив ребенка, и катайте мячик друг к другу.
в) Для развития координации движений можно использовать воздушные шары. Например, пусть ребенок подбросит шар в воздух, чтобы он не падал.
г) Возьмите небольшую коробку и пусть ребенок бросает в нее мяч, не переживайте если ребенок не попадает, главное развить у него интерес к занятию.
5.Перешагивание предметов
Положите на полу много разных предметов, небольших, чтобы малыш мог их перешагнуть. Дайте малышу руку и пройдитесь по комнате. Перед препятствиями ребенок будет останавливаться. Научите его поднимать ногу и перешагивать препятствие
6.Рисование карандашами
Научите ребенка держать карандаш в руке, водить им по листу бумаги, проявите интерес к рисованию у малыша на примере красивых рисунков. Нарисуйте, например, тучку, а из тучки пусть идут капельки дождя, скажите как капает дождик «кап-кап».
7.Рисование красками
Возьмите краски трех цветов: красную, синюю, желтую и лист бумаги. Пусть малыш сначала повазюкает сухой кисточкой, а после уже покажите ему как макать кисточку в воду. Начните с простых мазков кистью, например, пусть это будут шажки зайчика или листья деревьев.
8.Лепка из пластилина
Возьмите кусочек пластилина, скатайте шарик, а после положите его на клееночку и прижмите пальцем. Попросие ребенка сделать шарик и лепешку спросите, чем они отличаются.
Развивающие игры для ребенка от двух до трех лет
Раньше ребенок играл только теми игрушками, которые попадались ему на глаза. Теперь же ребенок играет по собственному сюжету и замыслу, сам выбирает игрушки или предметы. В этом возрасте у ребенка развиваетсявоображение, фантазия, абстрактное мышление. Ребенок может уже выполнять сложные действия с предметами. Для детей от двух до трех лет главными становятся ролевые игры. Ребенок примиряет на себя роли мамы, папы, бабушки, воспитательницы, соседки, повторяет за персонажами из сказок, стихотворений. Ребенок уже запоминает все, что видит и слышит. Поэтому в присутствии ребенка нужно следить за своей речью и поведением, чтобы не удивляться завтра откуда у него в лексиконе новые неприличные слова. Торопить ребенка играть в ролевые игры не нужно, мышление и речь малыша должны быть подготовлены к этому.
1.Занятия с предметами различной величины
Продолжите упражнения с матрешками, также задействуйте другие предметы, которые можно вкладывать друг в друга, например, кастрюльки, крышечки, баночки, коробочки.
2.Занятия с бусиноками
а) Возьмите бусинки и веревочки различных цветов. Покажите ребенку, как нужно нанизывать бусинки на веревочку. Пусть ребенок научится нанизывать бусинки различных цветов по порядку.
б) возьмите бусинки разного размера. Научите нанизывать бусинки поочередно: сначала маленькую, после большую и т.д. Повторяйте вслух ваши действия, так ребенок скорее запомнит их.
в) возьмите бусинки различной формы: круглые, квадратные, овальные. Научите ребенка чередовать их.
3.Занятие на правильное произношение
Например, если ребенок произносит вместо «к» звук «в». Возьмите картинки на которых будут изображены предметы, или персонажи, название которых начинается на «к». Например, возьмите куклу и покажите ее на кртинках, целенапрвленно спрашивайте у ребенка, что изображено на картинке неправильно. Например, «Это мукла?» или «Это вувла?». После назовите правильно картинку, ребенок должен, кивнуть, показать, что согласен с вами. Когда ребенок поймет суть игры, попросите его, чтобы он произносил вслух правильные ответы. Чтобы закрепить занятия разучивайте специальные стихотворения, рифма которых попадает на проблемные слова.
4.Занятия на память и внимание
Разложите игрушки перед ребенком. Попросите его отвернуться и спрячьте одну из игрушек. Когда ребенок повернется спросите какая игрушка отсутствует. После перемешайте предметы и повторите игру. Усложнить задачу можно добавив еще игрушек.
5.Задания с мячом
-Бросать мяч друг другу и ловить его
-Ударять мяч об пол, чтобы он подпрыгнул как можно выше
-Бросать мяч вверх и уметь словить его
-Ударять мяч ногой, у кого мяч дальше покатится
-Попадать мячом в коробку, сначала двумя руками, после левой или правой.
6.Игра с шарами
Поставьте на стол три баночки разной величины и положите три шарика тоже разной величины. Попросите ребенка разложить шарики по величине: маленький шар в маленькую баночку и т.д. После попросите вложить банки друг в друга и разложить обратно.
7.Игра с картинками
Возьмите крупные картинки, которые ребенок уже хорошо знает. Разрежьте их пополам. Попросите ребенка соединить картинки и сказать, что это за предметы. Далее усложните задачу, разрезав картинки на четыре части.
8.Лепка
Продолжите занятия с пластилином. Научите малыша лепить грибочки, ягоды. Скатайте шарик, сделайте из него лепешку, пусть это будет шляпка грибочка. Слепите маленькую колбаску, присоедините к ней шляпку-гриб готов. Дальше скатайте кружочек, вытяните верхушку и потыкайте форму спичечкой, слепите листочки из зеленого пластилина и прикрепите их к верхушке - получилась клубничка.
© 2010 crazymama.ru
Статья написана специально для портала "CrazyMama.ru"
Копирование и цитирование разрешено только с письменного разрешения правообладателей