Что такое детская фантазия?
А вам ни когда не приходилось слышать от младшей сестренки или девочки из соседнего подъезда какую-нибудь выдуманную историю. Например, дочь моей подруги, когда я прихожу к ним в гости, постоянно рассказывает мне о том, как ее кукла Сонька на ночь поет ей колыбельные песни, а утром будит ее, гладя по голове. Фантазия у ребенка красочная и разнообразная. Не нужно отвергать подобные фантазии, так как люди с обширной фантазией вырастают творческими личностями: великими художниками, писателями, дизайнерами. Хотя есть и недостатки фантазий. Это когда фантазии появляются из-за каких-либо страхов, обид, конфликтов, злости. Так же к фантазии можно отнести и такую неприятную нам ложь, ведь дети когда-то все же начинают врать, причем все и нужно быть к этому готовыми. Но все же начнем с хорошего - развития фантазии.
Развитие фантазии от года до трех лет
Основное развитие фантазии выпадает на два, три года. Но чтобы к этому времени ребенок был подготовлен, нужно с ним заниматься.Читайте малышу книжки различных жанров: стихотворения, проза, сказки. Главным пластом для развития творческой фантазии являются сказки, так как сказочные персонажи и моделируют фантазию, необходимую малышу. Играйте с ребенком, и больше используйте предметы замещающие, например, расставьте стульчики, сядте и скажите малышу, что это поезд, а кубик пусть будет чашкой с чаем.Так же играйте, используя замещающие образы, например, имитируйте мяуканье кошки, гавканье собачки или кукареку петушка, можно не просто произносить звуки, имитирующие голоса животных, а и повторять их движения, повадки. Например, выгнуться как кошка или как петушок помахать крылышками.
Особенности воображения от трех до семи лет
В этом возрасте для развития воображения нужно ребенка научить играть в сюжетно-ролевые игры. Например, во врача и пациента ,или покупателя и продавца, или ребенок может просто проигрывать увиденное или услышанное за день. Не забывайте, что дети этого возраста очень восприимчивы и еще не всегда могут различать фантазию от правды. Они могут испугаться того же папу наряженного в деда мороза, объяснив это например «у этого деда страшная борода». Ребенок тогда начнет понимать точно, где реальная жизнь, а где выдумка, когда в его лексиконе появятся слова «понарошку», «непоностоящему», «как будто правда».
Немаловажное значение имеют игрушки. Сейчас рынок переполнен игрушками, какими хочешь, но в этом, то и проблема. Игрушки делают, чуть ли не копиями настоящих чашек, тарелочек или чайничков. Это не всегда хорошо. Так как в игре ребенку нужны замещающие предметы, именно поэтому так часто ребенок отказывается играть такими излишне реалистичными игрушками и поднимает с земли палочки, крышечки, фантики, камешки. Многие мамы попросту считают такие «сюрпризы», принесенные домой хламом, и безжалостно выкидывают их. Ребенок в таких случаях очень расстраивается, но, как правило, на следующий день тащит с улицы новые трофеи. Для развития фантазии можете изготавливать игрушки сами, например, выстругивая их из дерева или можно сшить тряпичную куклу. Даже в наше время многие малыши таким самоделкам больше рады чем магазинным Барби и суперменам. Особенно если они принимали в процессе изготовления хоть какое-то участие. Клейте аппликации, лепите из пластилина или теста фигурки, научите ребенка рисовать, читать стихи, а позже они будут сочинять сами.
Фантазии от страхов
Ребенок может бояться темноты, закрытого пространства, нападения на улице, чужих людей. Каких-то существ, устрашающих звуков, зубной боли, уколов и т.д. Переживание некоторых страхов скорее полезно для психики ребенка, чем вредно. Дело в том, что так у ребенка вырабатывается иммунитет к устрашающим ситуациям и что самое главное ребенок воспитывает такие необходимые во взрослой жизни качества как осторожность, инстинкт самосохранения. Если же страхи имеют конкретные очертания, например, когда малыш боится какое нибудь выдуманное чудовище, то нужно помочь ребенку понять, что его придуманный персонаж не страшный. Например, вылепите из пластилина малышу прикольное, смешное чудище, используя яркий, разноцветный пластилин, сделайте ему добрые глаза и улыбку. В фантазии ребенка чудище будет ассоциироваться уже с добрым и веселым существом. Если этот метод не поможет, тогда попросите малыша нарисовать его страх, после этого скажите ребенку, чтобы он пририсовал что-нибудь этакое чудищу, чтобы оно для него стало не страшным.Так же с фантазиями-страхами можно бороться доброй фантазией. Например, купите малышу игрушку в виде домовенка или волшебника и скажите, что он теперь будет защищать его и с ним можно ничего не бояться. Полезными могут оказаться прогулки перед сном, пусть все плохие мысли малыша улетучатся.
Фантазии от гнева, злости
Плохие, агрессивные фантазии возникают у ребенка чаще всего после лицезрения жестоких драк или сцен насилия: на улице, дома, в телевизоре, из комиксов, из услышанного. Для ребенка, конечно же, насилием может быть даже крик взрослых, плохое отношение родных брата или сестры. Ведь от родственников ребенку тяжелее принимать какие-то злые выпады и то, что он простил другу или знакомому из двора, родным не прощается и не забывается, а может накапливаться неделями, месяцами, а то и годами. Отсюда и конфликты в подростковом возрасте, когда подросток не в чем не подозревающей матери заявляет о какой-то обиде нанесенной ему в детстве, которая гложет до сих пор и не дает покоя. Иногда ребенок после таких перенесенных обид может стать очень жестоким по отношению к людям, животным или даже себе. В некоторых случаях ребенок напротив замыкается в себе и считает себя во всем виноватым, что с ним происходит и если люди обращаются с ним плохо, он принимает это как должное из-за комплекса, приобретенного в детстве. Одним из факторов, пагубно влияющих на психику ребенка и призывающий быть его агрессивным, пусть и на подсознательном уровне- это телевидение. Особеннно возмущает поток современных, абсолютно лишенных души и полезности мультфильмов. Это шедевры со стрельбой, погонями, безнравственным поведением персонажей. А что и говорить об их внешности, иногда устрашающей или даже отталкивающей. Ребенок, наблюдая за действием главных добрых героев, считает, что так и подобает себя вести в обществе. Но ведь так называемые добрые персонажи в мультфильмах ведут себя ничуть не лучше плохих, поэтому не удивляйтесь если после просмотра таких мультиков ваш ребенок начнет играть в жестокие игры .
Фантазии граничащие с ложью
Родители начинают беспокоиться по поводу вранья их смышленыша, когда например, на вопрос куда делось варенье из баночки стоящей на столе ребенок отвечает, что его не брал, а сам облизывает остатки на губах. Как же быть? Где эта грань между фантазией и ложью? Все таки для начала определимся в понятиях. Фантазия-это разыгравшееся воображение, не причиняющее ни кому вреда. Ложь-это выдумка ради собственной выгоды и благополучия. Естественно, чтобы врать нужно уже более или менее знать, что последует за теми или иными поступками и уметь разговаривать. Поэтому врать дети начинают примерно после четырех лет. Многие ребятишки управляют таким способом родителями, воспитателями или сверстниками. Некотоые дети врут от недостатка внимания, если их ложь вызывает к себе жалость. Во многих случаях дети начинают врать и, видя, как окружающие его взрослые врут. Например, когда мама, услышав телефонный звонок, просит папу ответить и сказать, что ее нет дома. Или когда, проходя мимо знакомых на их приглашение в гости папа отвечает, что извиняется, но он уезжает в командировку. Ребеноку не вдомек, что это вежливая ложь, для него вся ложь одинаковая.
По каким причинам ребенок врет
1.Главная причина-боязнь наказания взрослых. Например, отрицание разбитых очков. Если это так, значит стоит пересмотреть свои методы воспитания, так как ребенок будет и дальше продолжать врать.
2.Не запрещайте ребенку все подряд, так как малыш будет постоянно искать себе оправдание. Есл вы запретите ему есть конфеты, он может придумать, что тетя Лена приходила и разрешила, так как у него взрослый будет ассоциироваться с этакой запрещающей и разрешающей инстанцией.
3.Причиной вранья может быть и желание приукрасить какие-то свои достоинства или поступки, чтобы выглядеть лучше или, например, чтобы понравиться противоположному полу, ведь уже в таком возрасте дети кокетничают.
Что же делать, чтобы ребенок не врал?
В первую очередь следите за своими действиями и словами, особенно в присутствии малыша. Старайтесь, чтобы малышу хватало вашей любви и внимания. Общайтесь чаще с малышом, обговаривайте проблемы, пусть для вас это мелочи жизни, для ребенка же иногда самая мелочь, может казаться нерешаемой и угнетающей проблемой.
© 2010 crazymama.ru
Статья написана специально для портала "CrazyMama.ru"
Копирование и цитирование разрешено только с письменного разрешения правообладателей.