Кому не знакома эта ситуация: весь вечер вы готовились с ребенком к контрольной, все правила выучили, все примеры разобрали – а в дневнике опять тройка! И ведь теорию он вам вчера повторил, задания из учебника при вас выполнил – а в классе почему-то опять наделал ошибок. Что случилось? Может быть, подвела память? Да нет – вы просите ребенка повторить вам правила и он повторяет. Может, задания оказались непонятными? Тоже непохоже - просматривая контрольную вместе с вами, ребенок видит, какие ошибки допустил, понимает, как нужно было сделать задания правильно. «Почему же ты не сделал на контрольной, как говоришь сейчас?», - спрашиваете вы. А ребенок только пожимает плечами: не знаю, отвлекся, пропустил что-то, не туда посмотрел…
Дело здесь не в недостаточной подготовке. Для хорошего результата вашему ребенку не хватило не знаний, а внимания. Психологи определяют внимание как избирательную направленность на тот или иной объект. Если же говорить проще, то внимание это способность сосредоточиться на чем-то, сконцентрироваться, не отвлекаться на посторонние вещи.
Что произошло на контрольной?
Выполняя задания, ребенок думал не о них, а о предстоящей перемене, о том, как пройти очередной уровень в компьютерной игре, о вкусных (или невкусных!) пирожках в школьном буфете… Как мы сказали бы в быту, «невнимательность подвела».Конечно, ничего ужасного не произошло – одна тройка еще не конец света. Но всем нам приходилось встречать взрослых людей, не способных сосредоточиться на чем-то одном, выделить главное, отсеять второстепенное. Людей, которые постоянно разбрасываются, берутся за десять дел сразу и не доводят ни одного до конца. Обычно мы не задумываемся о том, что эти взрослые – вчерашние невнимательные школьники, те кто «ловил» на уроках «ворон», смотрел в книгу, а видел… сами знаете что.
Как же помочь ребенку стать внимательным, научиться сосредотачиваться на важных вещах?
Чтобы развить внимание, нужно тренироваться. Суть тренировок в том, чтобы в течение ограниченного времени методично, не отвлекаясь, выполнять определенное задание. Лучше, если это будет задание из той области, в которой ребенок чаше всего ошибается.Например, если у сына или дочери проблемы с правописанием, попросите его прочесть текст из учебника, подсчитывая количество определенных букв (например, букв А), в каждой строке. Можно выполнять это задание с карандашом – буквы А подчеркивать, а другие, например буквы О, вычеркивать. При этом ребенок должен не только механически «сканировать» текст, но и понимать прочитанное – когда он закончит читать, пусть расскажет вам, о чем говорилось в учебнике.Важно выполнять упражнения регулярно, но так, чтобы они не были ребенку в тягость. Поэтому лучше заранее договориться о том, как часто вы будете заниматься и сколько времени посвящать тренировке. Скажем, упражнение с буквами (иногда его еще называют корректурной пробой) можно выполнять ежедневно по 5 минут. И конечно очень важно отмечать успехи юного интеллектуала: «Молодец! Заметил все буквы А. Ни одной не пропустил!» или «Хороший темп! Сегодня успел выполнить на 5 строк больше, чем вчера!»Обычно ребятам нравится упражнения, напоминающие игру. Так что ваш школьник скорее всего охотно согласится, если вы попросите его найти в следующих предложениях «спрятанные» названия стран и их столиц. Можете даже попробовать сделать это с ним наперегонки!
1. Запер утку в сарае - злые люди хотели маленькую птичку мою украсть.
2. Франц и я заключили пари. Жак - свидетель.
3. Кто говорит, что кит айсберг разбил? Не верь папе - кино это.
4. Ира, не уходите, пока что-нибудь не выберете. Герань хотите?
5. Кассир и я нашли без труда маски.
6. На подоконнике стояли настурция и стакан карамели.
7. Соблаговолите подойти к нашей принцессе Ульяне, не то сие будет рассмотрено как укор ея величеству.
Вот что спрятано в тексте:
1 предложение: Перу – Лима (Запер утку в сарае - злые люди хотели маленькую птичку мою украсть).
2. Франция – Париж (Франц и я заключили пари. Жак – свидетель).
3. Китай – Пекин (Кто говорит, что кит айсберг разбил? Не верь папе - кино это).
4. Иран – Тегеран (Ира, не уходите, пока что-нибудь не выберете. Герань хотите?).
5. Сирия – Дамаск (Кассир и я нашли без труда маски).
6. Турция – Анкара (На подоконнике стояли настурция и стакан карамели).
7. Сеул – Корея (Соблаговолите подойти к нашей принцессе Ульяне, не то сие будет рассмотрено как укор ея величеству).
Работа по развитию внимания – очень благодарная работа. Если выполнять упражнения регулярно, результат скоро заметите и вы, и учителя, и сам ребенок. Ошибок в контрольных станет меньше, оценки улучшатся , - и когда-нибудь ваш ребенок скажет вам спасибо за ваше терпение и настойчивость!
Источник:
Subscribe. Дети