Давайте посмотрим на детскую комнату и представим, какими игрушками мы ее наполним: радостными, яркими и в то же время развивающими природные способности малыша. Начнем с самого раннего возраста. Что мы знаем, о младенце, ребенке до 1 года? Прежде всего то, что ребенок плохо видит и слышит в первые месяцы жизни. Он практически обездвижен, не умеет ни ползать, ни даже поднимать голову. Для него мир размыт, непонятен и неуютен вследствие своей непонятности. Поэтому основная задача родителей - стимулировать развитие органов восприятия ребенка, чтобы помочь ему войти в этот чуждый ему мир. Мы часто стараемся окружить ребенка вещами нежных розовых, голубых и других светлых тонов. Однако, специалисты по детскому развитию не советуют этим злоупотреблять. Ведь таким образом мы делаем мир малыша еще более размытым и неясным, а ему для развития зрения необходимо видеть контрастные цвета, яркие контуры предметов.
Ребенок не различит бледно-розового мишку с бледно-желтым бантиком. Подарите ему ярко красного мишку с черными крупными глазками и сочно-желтым бантом. Такую игрушку малыш заметит сразу и начнет учиться распознавать ее отдельные детали.
Со звуками та же история. Окружите малыша четкими распознаваемыми звуками. Ходите громко, закрывайте и открывайте дверь с шумом (конечно, не таким, чтобы перепугать остальных домочадцев), говорите плавно и отчетливо. Это позволит малышу почувствовать себя уютней. Он быстро научится распознавать вашу походку, поймет, что следует за хлопком двери. Не сомневайтесь по поводу самой разной музыки (колыбельные, ритмичная танцевальная музыка, классические произведения) - пусть малыш слушает ее с самого рождения. Делайте с ним какие-нибудь особые действия под музыку: поглаживания, укачивание, похлопывание; расчесывайте его, танцуйте с ним по комнате, хлопайте в ладоши, выстукивайте ритм на бортиках кроватки. Эти простые упражнения разовьют у малыша спонтанное чувство ритма, музыкальный слух, введут его в многообразный мир звуков.
И, конечно, нельзя забывать о разнообразных погремушках: шуршащих, гремящих, звенящих, тренькающих, тикающих и т.д. Подвесные игрушки, модули и вращающиеся "карусельки" с погремушками нужны обязательно, чтобы малыш учился фиксировать взгляд. Однако не стоит злоупотреблять количеством таких игрушек: кроха учится распознавать, какая же именно игрушка крутится перед ним, очень медленно и не стоит бояться, что игрушка ему надоест. Малыши обожают рассматривать картинки. Поэтому в закромах детской обязательно должны быть красочные лото (с крупными картинками животных, птиц, цветов и пр.), глянцевые книжки-малышки, рамки-вкладыши с изображениями знакомых ребенку предметов. Следите, чтобы изображения животных на карточках лото и картинках в книге были приближенными к естественным. А вот игрушки и картинки на игрушках (например, на рамках-вкладышах) не обязательно должны соблюдать "природный" вид животных и быть натуральных цветов. Вполне достаточно простого сходства. Главное, чтобы герои нравились ребенку.
Хорошая идея - самим изготавливать большие карточки с изображениями животных (картинки можно вырезать, например, из старого календаря) и крупными надписями (буквы должны быть не менее 8-9 см высотой и 0,5-1 см толщиной). Можно просто нарисовать надписи и показывать их малышу время от времени в подходящих случаях. Например, играя с мишкой, показать надпись "МИШКА" и произнести ее несколько раз в слух. Эти простые упражнения будут тренировать зрительное и слуховое восприятие малыша, научат его пока еще на интуитивном уровне устанавливать связи между предметом и его устным и письменным названием.
Как только ребенок научится осмысленно хватать, тут же понадобятся разнообразные кубики, мячики и наборы деталей, рассчитанные на малышей до года. Необходимо, чтобы малыш имел возможность познакомиться ощупью с разными геометрическими фигурами. Прежде чем он научится распознавать шар и круг, он должен получить достаточно опыта взаимодействия с разными круглыми предметами. То же касается и квадрата (кубик), прямоугольника (кирпичик), конуса (треугольник и круг) и т.п. Игрушки такого рода обычно бывают выполнены либо из пластмассы, либо из дерева. Какой материал лучше - решать вам. Со своей стороны могу только привести несколько за и против. Пластмассовые игрушки абсолютно безопасны, ребенок может их грызть, мять и ломать. Кроме того, они гораздо дешевле. У кубиков и конструкторов из дерева часто бывают острые грани и углы, а деревянные игрушки со сглаженными и тщательно отполированными краями, как правило, очень дорого стоят. С другой стороны, дерево - естественный, теплый материал, который к тому же так приятно пахнет! Скорее всего лучшим решением будет компромисс - купить несколько пластмассовых игрушек и несколько деревянных.
К 11 месяцам малыш уже научился координировать движения рук настолько, что ему становятся интересны игры на засовывание предметов в отверстия или нанизывание на штырек. Здесь вам пригодятся традиционные пирамидки и специальные игрушки-проталкиватели. Пример такой игрушки - деревянная груша с отверстиями разной формы. На шнурке к груше привязаны объемные геометрические фигуры: цилиндр, кубик, конус. Эти фигуры нужно протолкнуть в отверстия в груше: круглое, квадратное и треугольное. Эта занимательная игра учит ребенка распознавать формы геометрических фигур и соотносить их с подходящим отверстием. Дальше - больше.
С 6 месяцев ребенок уже начинает лепетать - упражняться в произнесении звуков. Теперь без лепеталок и потешек не обойтись. Поэтому придется запастись книжками русских народных потешек, приговорок, шутливых песенок и колыбельных, богатых повторами и звучными речевыми оборотами, а также книжками для развития детского лепета. Это специальные книжки, в которых обыгрываются звуки, окружающие малыша. Таких звуков, если приглядеться (вернее, прислушаться), очень много. Например, бытовые звуки: кап-кап, тик-так, бим-бом, дзинь, динь-динь, бух, шур-шур и т.п. Или звуки, которые издают животные: всем известные гав-гав, мяу-мяу, му-у-у, бе-бе, хрю-хрю, ко-ко, пи-пи, но не только. Специальная литература по логопедии и развивающие книжки для малышей помогут вам сориентироваться в вопросе и пополнить свой лексикон "просторечиями", столь необходимыми при развитии речи малыша. Конечно, на этом список игр и пособий, которые могут помочь вашему малышу на первом году жизни, не ограничивается. Многие игрушки вы придумаете в процессе обучения сами. Ваша любовь к малышу и фантазия помогут вам в этом. Успехов вам и вашим детям.
Источник:
Вера Берзова, специалист центра "Умный ребенок", портал "Солнышко"