Легенда об аконите связана с самым отважным 12-ым подвигом Геракла - возвращением из Царства мертвых Аид, о котором свидетельствовали древние рукописи Гомера, Геродота, Плутарха, Овидия, Плиния и других античных историков и философов. Интерпретация мифов и легенд знаменитым английским поэтом, романистом и переводчиком, изучающим историю и мифологию Древней Греции, Робертом Грейвсом позволяет окунуться в представления древних о законах природы и происхождении мира. Последний 12 подвиг Геракла (хотя порядок совершения подвигов, как отмечает исследователь Роберт Грейвс, у разных древних авторов составлен по-своему), был самым трудным и заключался в том, чтобы привести из Царства мертвых Аида пса Цербера.
Геракл отправился в греческий город Элевсин, чтобы принять участие в мистериях - празднование, дата которого на острове Крит выпадает на месяц боэдромион "бегущий за помощью", (совпадающий с сентябрем по нашему календарю), предположительно в период осеннего равноденствия. Устраивались мистерии эллинами в честь победы Тесея над амазонками и ликвидации матриархата. Это ритуальный и драмматический обряд символизировал подготовку Царя-жреца к смерти, переходу в царство мертвых Аид и надежду на возрождение, которое наступит в день зимнего солнцеворота (солнцестояния). В мифе про 12-й подвиг Геракл выступает в качестве царя-жреца, идущего в царство мертвых и возвращающегося оттуда в сопровождении сторожевого пса Цербера, свидетельствуя о смерти и воскресении. Поскольку Геракл не был афинянином (греком), его усыновил здесь Пилий, над ним провели обряд очищения от обагренных в предыдущих подвигах кровью рук, одели миртовый венок (он служил у греков прдвестником смерти в день зимнего солнцестояния) и взяли клятву о неразглашении тайны. И после этого Геракл спустился в Аид.
По пути Геракла сопровождали Афина и Гермес, а мифический перевозчик душ умерших по имени Харон, напуганный воинственным образом Геракла, даже не потребовал плату, доставляя на другой берег через ядовитые воды реки Стикс, за что потом был наказан Гадесом (Аидом). Ступив из качающейся лодки на берег, Геракл встретил мертвых душ, которые пустились наутек. Остались лишь страшные образы Горгоны и Мелеагры, но Гермес унял страх воина, убедив, что перед ним только тени умерших. Геракл по дороге к Аиду еще освободил своих друзей, участвовал в поединках, и когда подошел к воротам Аида, у входа его встречал брат Зевса Гадес - властелин Царства мертвых (он же Аид, символизирующий у греков образ неминуемой смерти) с трехглавой женой Гекатой - богиней трех дорог (которая имела голову кобылицы, собаки и льва), олицетворявшую надежду на возрождение после смерти. (У римлян эти боги именуются Аид и Персефона).
Геракл потребовал выдать ему Цербера, на что Гадес ответил: "Он твой, если сумеешь приручить его не прибегая к оружию". Летописцы говорят, что Геракл нашел трехголового Цербера сидящим на цепи, а вместо шерсти развивались змеи, и крепко взял его за шею. Цербер пытался вцепиться и разорвать тело Геракла, но сила героя победила в схватке и заставила пса подчиниться. Первоначально в ранних мифах Цербер был пятидесятиголовым, но более поздние жители эллады сократили его головы до трех, как у хозяйки Гекаты. Возвращаясь из Аида, Геракл тащил пса за собой. Цербер сопротивлялся, дневной свет слепил его глаза, а из всех трех глоток доносился свирепый лай. По зеленеющим полям текла слюна из трех пастей Цербера, по следам которой вырастало ядовитое растение - аконит.
По дороге Геракла ожидало еще много сражений и передряг, но мы продолжим речь об аконите. Исследовавший труды греческих летописцев, Роберт Грейвс, рассказывает в своей книге "Мифы Древней Греции" о том, что Геракл обнаружил еще и другие травы: лечащий все недуги гераклеон или дикий ореган, а также сидерийский гераклеон, имеющий на тонком стебле красный цветок и листья, похожие на листья кориандра, который заживлял любые раны, нанесенные железом; вызывающую головокружение и одурманивание белену. Кроме того, Геракл нашел Нимфейский гераклеон, корень которого напоминает палицу, а название было дано в честь полюбившей Геракла нимфы, которая покинутой умерла от ревности. Это растение было описано в трудах Плиния "Естественная история", как средство, лишающее мужчин силы на двенадцать дней.
По мнению Роберта Грейвса, аконит использовался фессалийскими колдуньями в изготовлении "мази для полетов", так как яд аконита имеет парализующее действие и вызывал у ведьм онеменее ступней и рук, дающее ощущение оторванности от земли, невесомости тела. Автор отмечает, что открытие известного своим жаропонижающим средством аконита могло быть приписано афинянами Гераклу еще и за подвиг изгнания разносивших лихорадку птиц из Стимфала.
Источник:
www.lepestok.kharkov.ua