Первая стадия общения ребенка с внешним миром является крик. С криком малыш рождается, криком дает понять, что ему что-то не нравится. Вначале он только привлекает внимание криком. Потом начинает учиться общаться. Например, малыш кричит, когда зовет маму, потом затихает и ждет, когда она придет. Если мамы нет, он кричит еще раз. Это, можно сказать, определенный диалог.
1 месяц
Примерно к концу первого месяца малыш реагирует на обращение к нему, на общение. Если Вы станете с ним разговаривать, он сосредоточится, будет внимательно на вас смотреть.
2 месяца
В этот период малыш отвечает улыбкой на обращение к нему. К середине второго месяца ребенок начинает строить гримаску, пытаясь улыбнуться. А к конце второго месяца малыш полноценно улыбается. К концу второго месяца у ребенка меняется интонация крика. По определенной интонации мама может определить, что хочет ее кроха. Разными видами крика ребенок говорит о том, что ему сыро, холодно, голодно, страшно, больно и т.д. Даже когда малыш может говорить, он периодически использует крик.
3 месяца
Малыш оживляется, когда с ним общаются и улыбаются, реагирует агуканьем. Восновном в гуканье превалируют гласные звуки и согласные «г», «к», «н». Формирование речи начинается до появления первых слов. Гуканье так же называют гулением. Возникает оно вначале третьего месяца. Малыш произносит такие звуки как агу, гы, гэ, агы и др. Интересный факт, но дети всего мира агукают одинаково. Малыш играет звуками, учится произносить новые. Малыш не просто гулит, а зачастую смотрит при этом Вам в глаза. Во время этого процесса малыш учится координировать голос и взгляд одновременно. Старайтесь общаться с малышом, подражая его гулению.
4 месяца
В это время можно услышать первый смех малыша. Появляется он в результате общения со взрослыми. Вначале он кратковременный, но к концу четвертого месяца малыш может смеяться продолжительно.
5 месяцев
Малыш пытается менять интонацию голоса, «поет».
6 месяцев
Малыш произносит свои первые звуки «ба», «ма», «да». Это детский лепет. Вначале слоги лепета произносятся отдельно, словно случайно. Потом он достаточно часто повторяет одинаковые слоги. Активизировать гуление можно читанием ребенку стишков (очень простых), пением несложных песенок, много – много разговаривайте, обращаясь именно к нему. В этот момент малыш должен быть у Вас на руках и видеть движение губ. Ребенок всегда стремится к общению со взрослыми. Общение с малышом самый действенный способ его обучению. Говорите с ним эмоционально. Ребенок понимает начинает понимать интонацию, реагировать на обращение, узнает голоса родных.
7 месяцев
Ребенок пытается привлечь внимание звуками. Для него это игра.
8 месяцев
Начинается «лепет». Это когда ребенок повторяется слоги: «ба-ба», «ма-ма», «да-да», «па-па». Малыш пользуется такими гласными как «п», «м», «б», «к», «г» и гласные «э», «а».
9 месяцев
Малыш играет в ладушки, общается жестами.
10 месяцев
Ребенок в этот период может произносить 1-2 слова ( из серии лепетных). Они должны произноситься в определенной ситуации и малыш должен понимать их значение. Такие слова как «мама», «папа», «баба».
11 месяцев
Малыш оперирует уже тремя словами ( из серии лепетных ). Может больше. Эти слова так же малыш понимает и использует в определенной ситуации. К этому времени кругозор ребенка расширяется. Помочь крохе можно чтением, песнями, стихами, живым общением. Рассказывайте ребенку о предметах, которые его окружают, называйте их. Говорите малышу что вы делаете, как и т.д. Многие логопеды советуют тренировать рот и губы малыша. Для этого вам понадобятся губные гармошки, свистульки, игрушечные трубы и т.д. Научите кроху выдувать мыльные пузыри. Стройте гримаски малышу, провоцируя его повторять за Вами. Первыми словами малыш подражает звукам. Поэтому давайте ему предметы, которыми можно постучать, позвенеть, погреметь, побибикать. Малышу легче всего связать звуки со словами. Подражайте звукам животных, машин и т.д.
1 год
В этот период малыш пользуется примерно 8 словами (из серии лепетных). Понимает слова, понимает значении слов, которые ему говорят, понимают простые просьбы. Такие как «на», «дай», «нет», «нельзя». Если малыш пытается повторять за вами слова, читайте ему простые стишки по ролям. Например: «Вы - Гуси, гуси; малыш: га-га-га; Вы: есть хотите? Малыш: да-да-да…». Позволяйте ребенку самому закончить знакомый стишок или песенку. Для этого перед окончанием сделайте паузу. Очень важно говорить с малышом во время игры, вовлекая его в диалог. В игре ребенку легче включиться в разговор. Хорошо ребенку помогают учить слова жесты. Каждый жест комментируйте словами. Например, протягивайте игрушку и говорите «на», «возьми». Протяните ребенку руку ладонью вверх и скажите «дай». Учите ребенка «ладушкам», махать ручкой, прощаясь, мотать головой в знак согласия и несогласия. Нюхайте цветы, изображайте мишку косолапого или зайчика, жалейте, радуйтесь и т.д. Делайте пальчиковую гимнастику и массаж.
Обратите внимание на следующие обязательные показатели для ребенка первого года жизни:
Крик как реакция на внешние раздражители
Живая реакция на появление взрослого. Например, оживление или улыбка. Время появления от 1 до 3 месяцев.
Гуление. Малыш должен смотреть в глаза родителям при гулении. Он должен «петь»
Лепет. Звуками малыш старается привлечь к себе внимание взрослых (активизируется в 6 – 10 месяцев).
Указание. Так называемые жесты, указывающие на предметы и действия. Этот процесс предшевствует словам. Появляется в 8 – 13 месяцев.
Социальные жесты. Это махание рукой в знак прощания. Возникает в 9 – 12 месяцев.
Выполнение и понимание простых просьб. Появляется примерно к году.