Тот факт, что речь современного русского человека заполняется мусором и теряет былую изящность, — не новость. О степени и причинах этой проблемы можно писать если не книги, то брошюры уж точно. Даже взрослые люди, выросшие в интеллигентных семьях, нередко теряют способность правильно говорить и писать. Дети же и вовсе впитывают весь окружающий речевой мусор, как губки.
Мне очень нравится словосочетание «подвешенный язык». Умея говорить, формулировать мысли, интонациями влиять или производить впечатление, можно добиться немалых успехов в наше время поверхностных суждений и размытости понятия «профессия». Но важно не только научиться говорить, а еще и суметь удержать это умение.
А начинается все с простых, очень простых слов. Первые из них — не всегда «мама» и «папа». Жаль, правда? Но, так или иначе, с того момента, когда ребенок сказал свое первое слово, красота его будущей речи зависит от вас. И это не так уж и сложно. Всего лишь нужно подсунуть правильные книги, быть грамотным самому и привить уважение к языку. Хотя нет. Можно справиться, даже не умея писать. Сложнее, но можно.
Есть школа, СМИ, друзья-дети «таких замечательных родителей» и т.д. Почему бы не пустить все на самотек? Резонный вопрос. Почему-то же раньше люди говорили чище. И не отдельные люди, а в массе своей. Я бы сказал, что <>iкак раз окружение нынешнее и портит речь. Сверстники матерятся, лишь только вы завернете за угол, в средствах массовой информации дикторы позволяют себе говорить «деньгАми», а Минобрнауки штампует новые правила (вроде узаконивания среднего рода для слова «кофе»). В общем, если ваш ребенок будет только слушать вокруг, то оратор из него получится навряд ли. Еще можно сложить ответственность на самих детей. Вырастут, мол, сами решат, на каком уровне сложности хотят вещать в пространство свои мысли. Это, на мой взгляд, - тоже ошибка. Если бы значение и контексты слова, допустим, «адекватный» я узнал в детстве, то пользовался бы им свободно, не замечая, не выделяя его. Узнав его гораздо позже, мне было гораздо сложнее встраивать его в речь.
Чем раньше ребенок начнет пользоваться достаточно сложными речевыми конструкциями, тем проще ему будет в будущем. И дело тут не только в речи как таковой. Возьмите хотя бы обучение чему-либо, образование. Важная область, согласитесь? "
С того момента, когда ребенок сказал свое первое слово, красота его будущей речи зависит от Вас
" В этой области умение легко усваивать материалы, написанные достаточно сложным языком, тоже пригодится. Например, многие преподаватели жалуются на простоту современных учебников и рекомендуют старые.
Как научить своих детей говорить? Я уже упоминал книги (и писал как-то о них отдельно). Они — мощнейший инструмент. Помимо того, что книги развивают воображение и орфографическую грамотность, тренируют память и скрашивают холодные зимние вечера, они еще и очень хорошо «подвешивают» язык. Если ваш ребенок читает хорошие книги, он не вырастет идиотом. Что понимать под хорошими книгами? Есть ли такие среди современной литературы? Не знаю. Я плохого мнения о нынешних писателях. В их языке мало изящности. Хорошие книги — это русская классика, советская фантастика и ее переводы, английские и французские приключенческие романы... Такие книги хороши тем, что увлекают. Ради сюжетов ваш ребенок найдет способ понять сложные слова и конструкции. Спросит, вычитает, вслушается в контекст. Его мозг будет работать. Проще простого! Или старые фильмы — тоже хорошо. Актеры в советском кинематографе говорили правильно, интересно. Реплики не упрощали до примитивных предложений.
Для чего же тогда школа с ее уроками русского языка? Она очень нужна, уроки и правила дадут каркас. Но правила не действуют в пустой голове, они лишь помогают упорядочить то, что уже есть. И вы не просто давайте ребенку читать и смотреть, но и вытягивайте из него то, что он узнал, моделируйте ситуации, провоцируйте его на использование знаний, потому что (здесь я цитирую диплом студента факультета общей психологии) «полноценная речь человека — это не система знаков, употребление и значение которых произвольно установлено и выучено, как выучиваются правила. Для овладения подлинным словом необходимо, чтобы оно было не просто выучено, а в процессе употребления включалось в его жизнь и деятельность».
А вот Большая Советская Энциклопедия упоминает о том, что речь ребенка — это проекция его психического состояния, глубинных процессов и настроений. Поэтому, наблюдая за речью, развивая ее, можно еще и довольно тонко контролировать процессы воспитания и делать полноценные выводы о правильности выбора окружения (детский сад, школа, круг друзей, увлечения). Я пытаюсь сказать, что недооценивать культуру речи нельзя. Помимо того, что умения правильно выражаться поможет человеку в будущем, оно еще и будет индикатором уровня интеллекта, воображения и многих других аспектов жизни юного человека.
Вчера я завел со своим другом спор. Спор был о том, как относиться к тому, что министерство образования в угоду общей безграмотности добавляет в словари и учебники все новые и новые глупости? Самым смешным в споре мне показалось слово «утвердили». Утвердили! А как же история слова или его ударения? И кто мы такие, чтобы править Пушкина и Набокова?! Простите мне мои эмоции, я объясню, к чему это я. Не обращайте своего внимания на «утверждения», дайте вашему чаду понять, что есть язык, а что — сленг. Пусть ваш ребенок знает Русский Язык, а не его современную интерпретацию. Пусть он любит свой Язык. А владея им, он уж как-нибудь разберется с применением своих знаний. Да и исковеркать всегда успеет...
Источник:
www.w-world.ru