Может показаться невероятным, но масса мозга ребенка в этом возрасте составляет 50% от массы всего тела! Развитие малыша происходит стремительными темпами. Трудно поверить, что еще недавно новорожденный ребенок был способен только на плач, а сегодня этот же малыш свободно перекатывается, сидит и даже пытается самостоятельно есть.
На седьмом месяце жизни происходят следующие изменения в развитии малыша:
- может долго сидеть
- стоит с поддержкой
- хорошо двигает головой
- легко переворачивается
- использует перекатывание для передвижения по комнате
- поднимает туловище на руках и согнутых ногах
- стоя на четвереньках, раскачивается вперед и назад
- держит бутылочку
- может держать ручку чашки
- может пить из чашки с двумя ручками при помощи взрослого
- испытывает интерес к еде руками
- нравится исследовать тело при помощи рта и рук
- любит сосать пальцы ног
- трогает, захватывает предмет, берет его в рот
- может держать два предмета одновременно, по предмету в каждой руке
- использует пальцы рук для захвата предмета
- может сравнивать два предмета
- виртуозно играет с предметами, издающими звуки, такими, как колокольчик и погремушка
- может концентрировать внимание
- интересуется деталями предметов
- хорошо говорит "ма", "ба", "па", "га"
- фотографию или картинку с изображением ребенка ассоциирует с собой
- начинает понимать, что предмет не пропадает совсем, если его спрятали
- имитирует звуки или небольшую их последовательность
- проявляет беспокойство в присутствии незнакомых людей
- хорошо узнает членов семьи
- охотно улыбается
- показывает детали лица в зеркале
- хочет принимать участие в общении взрослых
- понимает значение слова "нельзя" по тону голоса
С развитием кистевого и пальцевого захвата у ребенка появляется желание есть самостоятельно. Он может отворачиваться от предлагаемой вами пищи только из-за того, что хочет есть сам. Не страшно, если ребенок не достаточно ловок и координирован. В скором времени навыки улучшатся, при условии их постоянного развития. Продолжайте давать блюда или пищу, которую можно есть руками. Это развивает пальцевой захват и помогает обрести навыки самостоятельного кормления.
Произнесение звуков занимает значительную часть времени бодрствования малыша. Сейчас он может выразить удовольствие или недовольство при помощи различных звуков. Иногда малыш пытается повторить вашу интонацию или даже сочетание звуков, которые он только что услышал. Он может соединить два слога и долго повторять их. Например, «ма-ма» или «ба-ба». Но ребенок в этом возрасте еще не понимает значений произносимых им слов. Пройдет не один месяц, прежде чем он поймет, что такое «мама». Смотрите на ребенка, когда произносите его имя в предложении. Реагирует ли малыш на произнесение своего имени? Если ребенок реагирует на свое имя, значит, он точно понял значение слова.
Ребенок повторяет то, что слышит вокруг себя. Если вы регулярно разговариваете с ребенком не только на родном, но и на иностранном языке, то он начнет повторять и слоги иностранных слов.
В течение длительного времени ребенок использовал свой рот для исследования предметов. Теперь у него появился новый исследовательский способ. Это жевание и кусание. Внимательно отнеситесь к игрушкам и предметам, окружающим малыша. Не представляют ли они опасности для ребенка, если он решит укусить их или пожевать?
Малыш начинает понимать, что мир предметов, окружающих его, имеет взаимосвязи. Например, ребенок начал осознавать, что для того, чтобы завладеть игрушкой, лежащей на дальнем углу одеяла, не обязательно за ней ползти, а достаточно потянуть за ближний конец, и игрушка окажется рядом.
Ребенок экспериментирует со свободным падением предметов. В качестве материала эксперимента может быть использовано то, что попадается под руку: игрушки, еда и все что угодно! Малыш разбрасывает такое количество предметов, что на их сборы и поиски у вас уходит много времени.
Детей занимает доставание вещей из ящиков и коробок. Они очень любят играть с кухонной утварью, кастрюлями, ковшиками, мисочками. Опустошение шкафов и коробок помогает воспринять такие понятия, как полный и пустой. Примитивная на первый взгляд деятельность ребенка дает представление об основных характеристиках предметов.
Перемены, происходящие вокруг ребенка, начинают привлекать его внимание. Он начинает замечать, что на обеденном столе вдруг появилась ваза с цветами или что на стене появилась новая картина.
К этому возрасту дети начинают видеть все окружающее их пространство. Любой цвет и его оттенки могут быть восприняты глазом малыша. Также улучшается пространственное восприятие предметов. Ребенок начинает видеть перспективу не как плоскую картинку, а как объемное изображение.
Дети чрезвычайно любознательны. Их любознательность борется против их же страхов. Любопытство побуждает ребенка покидать привычное место и отправляться на исследование новых территорий. Наблюдая за малышом, вы замечаете, что отправившийся на неизведанную территорию малыш время от времени возвращается на привычное место для сохранения душевного спокойствия. Каждый новый выход длится дольше, чем предыдущий. Если вас не будет поблизости, то ребенок может расстроиться. Чувствуя ваше присутствие, малыш будет ощущать себя в безопасности.
Ребенок использует руки и кисти рук, повторяя действия взрослого человека. Он может хлопать в ладоши, когда вы хлопаете, и стараться повторить движение, которое вы делаете, вытирая стол. Ему нравится самостоятельно есть при помощи пальцев рук и пить из чашки. Ребенок становится более независимым в своей деятельности.
Малыш выбирает места и объекты, которыми можно манипулировать. Например, детей влекут дверцы шкафчиков, открыв и отпустив которые, можно добиться «изумительного» грохота.
Дайте ребенку безопасное детское зеркало. Со стороны выглядит очень любопытно, как малыш трогает зеркальное отражение своего носа, глаз, рта. Он сам
себе улыбается. Малыш, отражение которого он видит в зеркале, пока еще не воспринимается им как он сам, но совсем скоро малыш сделает это открытие.
Не удивительно, что дети побаиваются чужих людей. Многие родители учат их этому. Однако может показаться странным, что малыш хочет общаться только с одним из родителей и совершенно игнорирует другого. Предпочтение одного родителя другому — это обычное явление для детской психики. Ребенок может предпочитать общение с одним родителем для обретения покоя, а с другим — для занятий и игр.
Если ребенок протестует против того, чтобы вы взяли его на руки, и с охотой идет к другому родителю, значит, пришло время немного отстраниться. Постарайтесь ненавязчиво привлекать внимание малыша. Присаживайтесь на его игровой коврик, инициируйте игру, ребенок присоединится к вам. Предпочитая одного родителя другому, малыш показывает, что в данный момент он больше нуждается в тепле и ласке, чем в шумных играх.
Малыш все чаще пытается встать на ноги. Помогайте ему в этом непростом деле. Во время обучения новому навыку свойственно ошибаться. Помните, что на ошибках учатся. Совсем скоро ребенок сможет вставать самостоятельно. Однажды встав, малыш потратит несколько недель для совершенствования этого навыка.
Ребенок уже понял, что может привлечь ваше внимание своими «разговорами» или плачем. По тону вашего голоса и выражению лица, малыш узнает слово «нельзя». Ребенок реагирует на строгий взгляд и выражение лица. Иногда после строгого взгляда малыш прекращает свои действия.
Ребенок начинает понимать, что упавшие и спрятанные предметы не исчезают, а всего лишь находятся в укромных местах. Малыш начинает искать упавший предмет или спрятанную под одеялом игрушку.
Ребенок с легкостью управляется с двумя предметами. Он ловко перекладывает их из руки в руку, кладет в нужное ему место. Он использует кисти рук для манипуляций с предметами или игрушками. Происходит становление «функции противопоставления». Большой палец кисти противопоставляется остальным пальцам.
Теперь во время кормления ребенка в большей степени интересуют игры с едой. Процесс кормления уходит на второй план. У вас появляется вполне объяснимое желание прекратить игры и накормить ребенка. Игры детей с едой раздражают многих родителей. Ребенок устраивает вокруг себя неимоверный беспорядок. Он размазывает, бросает, проливает все, что вы ему приготовили. Ребенок не понимает, что создает беспорядок, он трогает, бросает, сравнивает — он изучает! Скрепя сердце позвольте ему продолжить эксперименты. Обычно если малыш голоден, то очень быстро вспоминает, где находится его рот.