Что такое заикание?
Лингвоневроз (заикание) – сложный дефект речи. Проявляется он нарушением плавности и ритма речи, непроизвольными паузами и вынужденным повторением тех или иных звуков в момент разговора.
Для здоровых людей нормально повторять отдельные слова, словосочетания, междометия или звуки. Если процент прерывания речи не более 7-10%, заиканием это не считается и общению не мешает, а вот дети, у которых речь вынужденно прерывается более чем в 10% случаев, испытывают значительные трудности в повседневной жизни.
Помните, что любое нарушение речи, в том числе и заикание, лучше всего корректируется на ранних стадиях. Чем раньше начнется лечение, тем лучше, поэтому важно не пропустить первые симптомы. Если ребенок часто повторяет слова, говорит неуверенно или с заметным напряжением, обратитесь к логопеду. На сегодня разработано огромное количество методик, которые помогут ребенку избавиться от заикания, начиная от лекарственных препаратов и иглоукалывания до использования компьютерных программ.
Типы заикания.
Существует два основных типа лингвоневроза:
1. Первый формируется у детей с дефектами в работе нервной системы. Причиной может быть наследственная предрасположенность, родовые травмы, тяжелое течение беременности и частые болезни ребенка на первом году жизни. Ребенок выглядит вполне здоровым, единственный минус – он заикается. При обследовании невролог часто диагностирует у таких детей повышение внутричерепного давления, изменение рефлексов и повышенную судорожную готовность.
2. Второй возникает у изначально здоровых малышей неврологического профиля. Причинами заикания являются неврозы, вызванные сильным переутомлением и стрессами. Конечно, далеко не все дети начинают заикаться после просмотра ужастиков – только очень впечатлительные. Для такого типа заикания характерно усиление симптомов при эмоциональном возбуждении и при психическом напряжении.
В отдельную группу выделяются специфические типы заикания, которые регистрируются редко. Некоторые дети нарочно начинают заикаться, чтобы стать похожими на кого-то из старших родственников или авторитетного для них человека. Кроме того, по статистике, ребенок может навсегда остаться заикой, если его переучивали из левши в правшу.
При речевой атаксии часто выставляется диагноз заикание, так как симптомы похожи. Но это два в корне непохожих заболевания, требующих различного лечения. При речевой атаксии, также известной как скандированная речь, ребенок говорит то быстро, то медленно, то громко, то тихо. Такие симптомы указывают на заболевания мозжечка.
Причины заикания.
Заикание – итог периодического сокращения мышц речевого аппарата: языка, губ, мягкого неба и нижней челюсти. Даже несколько недлительных сокращений мышц приводят к неконтролируемому повторению отдельных звуков и даже слогов (клоническое заикание), а сильное и длительное сокращение мышц вызывает задержку речи (тоническое заикание). Чаще всего у малышей регистрируется смешанная форма заикания, т.е. сочетаются оба вида.
Первопричина заикания лежит в головном мозге, где располагаются нервные центры, отвечающие за речь. В раннем детстве там формируются три очень важные структуры:
1. Центр Брока – голосовой центр, контролирующий работу мышц и связок, которые участвуют в речи.
2. Центр Вернике – слуховой центр, распознающий речь – как собственную, так и окружающих.
3. Ассоциативный центр – занимается анализом всего сказанного. Именно он принимает непосредственное решение о продолжении общения.
Только плавная и гармоничная работа этих центров образует речевой круг, и ребенок полноценно и правильно разговаривает.
В случае разрывов речевого круга или неодинаковой скорости работы центров и начинается заикание. Чаще всего впервые и наиболее заметно оно проявляется именно в детском возрасте, а к 30 годам начинает стихать.
При нарушении работы нервной системы центр Брока перевозбуждается, что провоцирует размыкание речевой цепи. Перевозбуждение может переноситься на рядом расположенные участки головного мозга, которые отвечают за двигательную активность. Начинаются судороги, постепенно речевой центр расслабляется до нормы, и речевая цепочка замыкается. Интересно, что при заикании практически всегда повторяются только согласные звуки, особенно глухие, и очень редко – гласные.
Как проявляется заикание?
Заикание может проявляться по-разному: повторение звуков или слогов, паузы, растягивание звуков. Часто заикание сопровождается напряжением и тревогой ребенка, гримасами и даже нервным тиком.
Если малыш колеблется перед началом разговора, повторяет слова или начинает запинаться перед произношением звука, стоит обратить на это внимание. Многие дети торопятся выразить свои эмоции, поэтому не могут придать мысли правильную словесную форму.
Стоит помнить, что неплавная речь и повторения слов в возрастной группе 2-7 лет считается вариантом нормы. Но если такие огрехи встречаются часто, а ребенок выглядит напряженным, может оказаться, что у него действительно заикание.
Что еще может указывать на заикание?
Симптомы, указывающие на начальные стадии заикания:
• Часто встречающиеся повторы слов;
• Попытки избежать общения. Ребенок говорит: «Я не могу это сказать», – или просто отмалчивается;
• Необщительность и расстроенный вид;
• Неожиданные подъемы голоса во время разговора.
Если вы заметили за своим малышом нечто подобное, проконсультируйтесь с логопедом.
Как лечить?
Заикание требует комплексного подхода, поскольку его причиной служат три основных фактора: расстройства неврологического характера, неполноценное развитие речевого аппарата и сочетание перечисленных факторов. Нервные расстройства будут лечить неврологи и психотерапевты, а нарушениями речевого аппарата займется логопед либо учитель-дефектолог.
В комплекс лечения может входить медикаментозное лечение с использованием определенных групп препаратов, физиотерапевтические мероприятия, иглоукалывание или ряд нетрадиционных методик. Огромное значение отводится социальной реабилитации детей с заиканием. Она крайне важна, так как маленькие дети с дефектами речевого аппарата часто подвергаются насмешкам сверстников. В дальнейшем многие из них становятся замкнутыми, необщительными, сталкиваются с трудностями в построении карьеры и создании семьи.
Крайне нежелательно использовать методы лечения, которые могут негативно сказаться на психике ребенка – например, гипноз. Лечить заикание гипнозом можно только у взрослых. Сознание детей развито недостаточно, и получить ощутимый положительный результат всё равно вряд ли удастся.
Наиболее эффективными считаются различные дыхательные гимнастики и словесные упражнения (как с логопедом, так и с родственниками и близкими малыша). Родители играют огромную роль в лечении, именно от их терпения и настойчивости будет зависеть результат. Они должны строго следить за распорядком дня ребенка и чередовать занятия с полноценным отдыхом.
Всего должно быть в меру. Слишком очевидная концентрация на проблеме создает у ребенка ощущение ущербности. Поэтому лечение – как в домашних условиях, так и у докторов, – нужно проводить в игровой форме, без какого-либо принуждения.
Особенности воспитания заикающихся детей.
Очень важно создать спокойную обстановку дома, в семье и на занятиях. Не рекомендуется перегружать ребенка информацией, позволять ему читать книги и смотреть фильмы, не соответствующие его возрасту. Категорически запрещается показывать ему фильмы ужасов, грозить Бабой-Ягой, бабайкой и прочей нечистью.
Нельзя слишком баловать ребенка. Привыкнув получать всё, что хочет, он тяжело воспримет любой отказ, и симптомы заболевания только усугубятся.
Разговаривать с заикающимся малышом нужно четко и плавно, ни в коем случае не нараспев и не по слогам. Родители должны помочь ребенку завести друзей с правильной, плавной речью. Заикающиеся дети подсознательно будут стараться разговаривать так же, что положительно скажется на результате лечения.
Педагоги в садике или в школе должны быть в курсе, что ребенка нельзя вовлекать в игры, которые сильно возбуждают участников либо требуют индивидуальных речевых выступлений. Полезны, напротив, такие игры, где нужно отвечать хором. На уроках заикающихся детей нельзя спрашивать первыми; в идеале они должны отвечать после тех учеников, которые хорошо ответили на вопрос.
Заикание исчезает во время пения, поэтому детям не стоит упускать возможность спеть соло или хором с другими – для них это практически единственная возможность почувствовать себя нормальными. Им важно заниматься музыкой, танцами, чтобы правильно развить речевое дыхание, чувство темпа и ритма.
© 2013 crazymama.ru
Статья написана специально для портала "CrazyMama.ru"
Копирование и цитирование разрешено только с письменного разрешения правообладателей.