Педагоги и психологи сходятся во мнении, что в первые 6—7 лет жизни ребёнок проходит гораздо больший путь, чем за всю остальную жизнь. То, что будет сформировано в эти годы, станет базой для всей жизни. Половое самосознание является такой же стороной жизни ребёнка, как и все остальные. Что же так пугает взрослых, когда ребёнок начинает интересоваться вопросами пола?
Необходимо помнить, что смысл, вкладываемый взрослыми и детьми в понятие пола, абсолютно различен. Для ребёнка это — осознание себя как личности, как человека, принадлежащего к тому или иному полу, отделение себя от окружающих. Как мы видим, детей - интересует совсем другое и, самое главное, это абсолютно нормально.
Важным аспектом является тот факт, что половое воспитание неотъемлемо связано с нравственным. То есть, объясняя ребёнку отличия его пола от другого, необходимо мягко напоминать о том, что это очень лично и не выставляется на общее обозрение.
Обычно родители сводят половое воспитание до уровня развития гигиенических навыков, смущаясь от откровенных вопросов их детей. Дорогие родители! Для детей эта тема такая же, как и многие другие, спросить «Откуда берутся дети?» для ребёнка так же естественно, как спросить «Почему дует ветер?»
Интересно и вот ещё что. Пока ребёнок изучает свои руки, ноги, лицо — родители спокойны. Но когда ребенок начинает интересоваться строением своих половых органов, многие родители приходят в растерянность и начинают подозревать в своем ребёнке распущенность и извращенность. Родителей интересует: как относиться к сексуальным играм детей?
Дети гораздо наблюдательнее, чем нам кажется. Они очень быстро составляют себё представление о роли каждого из родителей в семье, о лидере, о том, кого можно слушать, а кого и не обязательно. От них нельзя скрыть и ещё одну сторону жизни — интимную. Тем более, что с развитием СМИ у ребёнка расширяется возможность доступа к такого рода информации. Но в сознании ребёнка эта информация обычно не приобретает эротического характера. Итак, по мере поступления информации начинаются сексуальные игры детей, чаще всего фрагменты игры в семью. Иногда дети могут имитировать действия взрослых, изображая любую форму половой активности. Обнаружив такие игры, взрослые приходят в смятение. Но это не повод ни для шуток, ни для возмущения. Сексуальные игры у здорового ребёнка (подчеркиваем — у здорового!) не вызывают полового возбуждения, и пока нет некорректного вмешательства взрослого, он играет неосознанно, воспринимая эту сторону жизни как вполне естественную и неотъемлемую (каковой она, в принципе, и является).
Однако стоит взрослому начать расспрашивать, как все было, выпытывать детали, стыдить, как восприятие ребёнка меняется и он начинает понимать, что вступил в какую-то особую область, жгуче интересную и очень запретную. Помните, уважаемые родители: детские сексуальные игры не приносят такого вреда, как наказание за них!
Ребёнку часто непонятен смысл наказания, но всегда остается ощущение, что если его поступок плох, то значит и близкие ему взрослые, которых он копировал, делают что-то недозволенное, грязное и непристойное. Это создает психологический барьер между ребёнком и родителями, может явиться основой для развития комплексов, стать источником тайных переживаний и всяческих догадок.
Если не фиксировать внимание ребёнка на сексуальных играх, отвлечь его, чем-то заинтересовать, игры эти обычно проходят как краткий эпизод и к периоду полового созревания остаются лишь смутными воспоминаниями. Внимание родителей должно привлечь другое: очень важно, чтобы мальчик имел мальчишеские интересы и увлечения, а девочке не было чуждо ничто девичье. Но все должно иметь свою «золотую середину».
Как надо вести себя родителям, осуществляя половое воспитание?
- пытаться помочь ребёнку осознать его истинное половое «Я»;
- подчеркивать в нужных ситуациях естественность физических отличий;
- ни под каким предлогом не журить своего ребёнка его телесными отличиями от ребёнка другого пола;
- не проповедовать бесполое воспитание и не перегибать палку;
- не акцентировать внимание ребёнка на непристойности этой темы.