Коммуникативные способности ребенка – это некоторые индивидуально-психологические особенности личности, которые включают в себя три компонента:
· Я хочу общаться с другими (мотивация общения);
· Я знаю, как общаться с другими (знакомство с коммуникативными навыками);
· Я умею общаться с другими (уровень овладения коммуникативными навыками).
Застенчивый ребенок знает, как общаться с другими, но не умеет, не может использовать эти знания.
Замкнутый же ребенок не хочет и не знает, как общаться. В этом различии психологических особенностей замкнутых и застенчивых детей и кроется секрет коррекции этих личностных качеств.
При работе с застенчивым ребенком близкие взрослые стараются сформировать у него коммуникативные умения, а если наш ребенок замкнутый, то работа должна быть прежде всего направлена на формирование желания общаться и развитие коммуникативных навыков у ребенка.
Замкнутые дети стремятся большую часть своего времени проводить в одиночестве или с близкими людьми (мамой, папой). Обычно такие дети очень тяжело переносят даже непродолжительное расставание с близкими, они нервничают, плачут и не отпускают от себя родителей. У них активно проявляется страх оказаться отвергнутым, брошенным. Чтобы преодолеть его, чаще разговаривайте с ребенком, говорите ему, как вы его любите, как он вам нужен. Вообще, эмоциональная нестабильность является характерной чертой замкнутых детей.
Если в вашей семье растет замкнутый ребенок, расширяйте круг его пассивного общения. Общайтесь в присутствии малыша с незнакомыми ему людьми, чаще берите его с собой в магазин, в библиотеку или в гости, туда, где бывает много людей. Не стоит настаивать на том, чтобы ребенок принимал участие в беседе, барьер замкнутости невозможно преодолеть сразу. Постарайтесь создать такие условия, чтобы ребенок чувствовал себя спокойно, уютно, безопасно. Например, при разговоре держите его за ручку, поглаживайте по голове или возьмите к себе на колени.
В ходе привлечения ребенка к процессу общения у него формируется спокойное и адекватное отношение к окружающим. Наблюдая за тем, как общается близкий ему человек, ребенок усваивает нормы и правила социального взаимодействия, у него формируется представление о навыках эффективного общения, совершенствуется речь.
Предлагаю несколько советов родителям замкнутых детей:
· Расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми.
· Подчеркивайте преимущество и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также, какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком.
· Стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека.
· Если вы заметите, что, несмотря на ваши усилия, ребенок становится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за консультацией к психологу, который поможет вам решить эту проблему.
Замкнутость можно и нужно корректировать. Но работа по преодолению замкнутости достаточно сложна и долговременна. Чудес не бывает, и замкнутость вашего ребенка не пройдет за один день по взмаху «волшебной палочки». Поэтому наберитесь терпения и подготовьтесь к длительной работе, которая должна проходить постоянно в ходе вашего общения с ребенком. Желаю успеха на этом нелегком пути!