Среди активных увлечений нельзя пройти мимо ночных экстремальных игр. Во многих крупных городах мира они проводятся регулярно.
В чём суть.
Автор (или несколько авторов) игры находит в городе определенный объект, как правило, это какое-то заброшенное строение, находит на этом объекте труднодоступные, скрытые от посторонних глаз места, и пишет маркером в этом месте код. Код может представлять собой как просто набор букв и цифр, так и полноценное слово. Размер кода зависит от местных обычаев и конкретного автора: от нано-кодов размером сантиметр на два до огромных надписей размером в несколько метров. Маленькие коды пишутся на гладких стенах, чтобы не бросались в глаза, а огромные – на поверхностях, куда игроки не могут добраться (например, на закрытой или охраняемой территории), чтобы такой код можно было прочитать издалека, с сопредельной территории.
Коды пишут на всевозможных выступах, в расщелинах, за отопительными батареями, под потолочным перекрытием, главное – чтобы их было сложнее найти. Кодов на объекте может быть как один, так и несколько (вплоть до сотни). Они также могут быть нанесены бесцветным маркером, видимым только в свете ультрафиолетового фонарика, об обязательном использовании которого автор игры предупреждает заранее. Нахождение всех кодов на объекте обозначает, что задание выполнено.
Команды через интернет получают задания, в которых зашифровано местонахождение объекта. Нужно разгадать задание, найти на карте место, быстро добраться до объекта, найти все коды и вбить их в поле для ввода кодов на том сайте, где получили задание. Выполнив задание, команда получает следующее. И так по очереди все команды выполняют все задания. Команда, затратившая на выполнение всех заданий минимальное количество времени, побеждает.
Игры обычно проводятся в ночь или с пятницы на субботу, или с субботы на воскресенье, чтобы у игроков была возможность отоспаться на следующий день.
Основная часть объектов – это недостроенные здания, заброшенные дома (ветхое жильё), брошенные цеха, свинофермы, шахты, колодцы, тоннели, всевозможные вышки и тому подобные сооружения. Зачастую добраться до кода можно лишь при помощи дополнительных средств – троса, альпинистского снаряжения, болотных сапог или даже надувных лодок, и т.д.
Каждому коду присваивается свой уровень опасности.
1 – опасности нет, возможно, нужно пригнуться или приподняться, но шансы получить травму нулевые. Такие коды располагаются на столбах, на стенах, под лавочками и т.д..
2 – нужно куда-то подняться и спуститься, например, на второй этаж или в подвал, шанс получить травму незначительный.
3 – высокий уровень опасности, велик шанс получить травму при невнимательности или при несоблюдении техники безопасности. Это крыши домов, спуск в колодцы на тросах и т.д..
Выделяют ещё уровень опасности 3+ – выполнение таких заданий без посторонней помощи невозможно или смертельно опасно.
Виды игр.
Игры бывают многоэкипажными, одноэкипажными, и одиночными. Одиночный формат игры подразумевает, что команда состоит из одного игрока, каждый сам за себя. В одноэкипажных играх в команде не более семи игроков, которые могут передвигаться только на одной машине. Считается, что легковые автомобили имеют не более 7 посадочных мест. Если же команда надумает играть, например, на 15-местной ГАЗели, то количество находящихся в ней игроков не должно превышать 7 человек. Нарушение этого условия влечёт дисквалификацию команды. Ясное дело, что 2-местный родстер – не самый подходящий транспорт для такого формата игр. Если в транспорте стандартные 5 посадочных мест, то ещё 2 игрока могут быть штабными, об этом чуть позже. В играх для многоэкипажных команд не ограничивается количество игроков в команде и количество машин. Чем больше размер команд, тем больше игровая зона, тем крупнее объекты, на которых спрятаны коды. Для одноэкипажных игр зачастую существуют ограничения по времени проведения игры – от 5 до 7 часов, не более.
Для одиночных и одноэкипажных игр существует пеший формат игры. В таком случае пользоваться автомобилем запрещается. Передвигаться по городу можно только пешком или на общественном транспорте – трамваях, троллейбусах или маршрутках. Такси и попутки под запретом. Бывают игры, где все передвигаются на велосипедах.
Описанный выше формат игры – так сказать, золотая середина, когда упор делается как на разгадывание задания, так и на скоростное нахождение объекта и кодов на нём. Существуют и крайности: кэшинг и мозговой штурм.
В кэшинге разгадывать ничего не нужно, задание состоит из географических координат объекта – нужно лишь понять, где он находится, и быстро к нему приехать. Если задания даются все сразу (а обычно так и бывает), то главная сложность – составить кратчайший маршрут между всеми объектами. Подобные игры очень динамичны и приносят массу адреналина. Ориентированы они на полевых игроков, т.е. тех, кто сидит в машинах и ездит от объекта к объекту в поисках кодов.
Мозговой штурм – полная противоположность кэшингу. Суть его заключается в разгадывании загадок, ребусов, головоломок и т.д.. В таких играх ехать никуда не нужно, играть можно дома, в компьютерном клубе, в бунгало на Гоа или в чуме на Северном полюсе. Главное – чтобы был стабильный доступ в Интернет.
Команды.
Как уже говорилось выше, игроки делятся на штабных и полевых. Полевые игроки – это те, кто ездит на объекты и ищет коды. Полевыми игроками могут быть только те, кому уже исполнилось 18 лет. Им запрещается во время игры быть в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Любое нарушение из этих ограничений грозит дисквалификацией всей команды.
Штабные игроки находятся в штабе (его ещё называют командным центром), который может располагаться в любом помещении, где есть Интернет, а могут у себя дома, даже находясь в другой стране или на другом континенте. Возраст, внешний вид и состояние здоровья штабного не имеют значения – главное, чтобы он помогал разгадывать задания. Наличие у штабных игроков высокоскоростного Интернета очень помогает команде, потому что зачастую приходится «перелопатить» огромное количество информации, что полевым с мобильных устройств делать неудобно. Иногда, при наличии высокоскоростного мобильного интернета, штабные игроки ездят вместе с полевыми на машинах.
Перед началом игры команда подписывает Командное соглашение, в котором все полевые игроки указывают свою дату рождения, и своей подписью подтверждают, что им уже есть 18 лет, они осознают опасность, которой себя подвергают, и что они прослушали инструктаж по технике безопасности на игре.
Как и кем пишутся сценарии.
В зависимости от города, в котором проводятся игры, и сложившихся обычаев, игры пишут или сами организаторы, или опытные игроки. Иногда совмещаются оба варианта. Организаторы – это люди, которые (как правило) обладают эксклюзивными правами на проведение подобных игр в данном городе, сами они участия в играх не принимают, но полностью несут ответственность за качество игр и за всё, что там происходит. Основная мотивация организаторов – это денежное вознаграждение, получаемое от команд, поэтому они заинтересованы в том, чтобы игра понравилась игрокам, и они пришли играть ещё.
В некоторых городах организаторов либо нет, либо они не обладают эксклюзивными правами на проведение игр, либо хотят поощрить желание отдельных игроков или целых команд подготовить и провести игру, поэтому игры там проводят игроки, как правило, наиболее опытные. Основная мотивация для таких авторов – возможность самореализоваться, продемонстрировать остальным уровень своей образованности, неординарности и разносторонности.
Стоимость участия.
Участие в игре для команд платное. В стоимость входят: расходы авторов игры на подготовку и проведение игры, вознаграждение организатора. Если это крупный сетевой проект (DozoR или Encounter), то в стоимость входят отчисления руководству сетевого проекта за право проведения игр, в Дозоре это процент от общих взносов за игру (от 5 до 25%), а в Энкаунтере фиксированная сумма (20$ за одноэкипажную игру и 50$ за многоэкипажную). Также очень часто в стоимость игры включаются взносы в призовой фонд. Из этих факторов и складывается стоимость участия в игре. Размер игрового взноса для одноэкипажных игр начинается с 300 рублей, а участие в многоэкипажных играх обходится командам от 1 до 5 тысяч рублей (а иногда и больше) с команды. На первый взгляд суммы немаленькие, но если разделить их на всех игроков команды – получается по 100-200 рублей с игрока. Также полевые игроки тратят за игру около 100 рублей на сотовую связь, «скидываются» на бензин по 100-150 рублей, и что-то должны покушать, потому что за 8-10 часов игры любой может проголодаться. В среднем, участие в игре полевому игроку обходится в 500-600 рублей.
Если условиями игры предусмотрен призовой фонд, то он делится между первой тройкой лидеров (как в Дозоре) или целиком достаётся команде-победителю (как в Энкаунтере). Сумма не очень большая, чтобы на этом зарабатывать, но чтобы устроить вечеринку по случаю победы, отложить на взнос за следующую игру или купить какое-то снаряжение для команды – вполне достаточно. Именно поэтому команды стремятся победить.
Если же призовой фонд не предусмотрен, как правило, для снижения стоимости участия в игре, то главным мотивирующим фактором в победе для команд является начисление игровых очков. Очки делятся на всех игроков команды, участвовавших в игре, у кого очков больше – тот круче (как в Энкаунтере), либо сумма очков за каждую игру плюсуется и по итогам сезона определяется команда-чемпион (как в Дозоре). Зачастую к проведению игр привлекаются спонсоры, которые предоставляют призы победителям игры или чемпионам сезона. Как правило, это usb-модемы, рации, карты или навигаторы.
Как начать играть.
Несомненными лидерами по проведению ночных игр являются проекты DozoR и Encounter. Это широко разветвлённые сети, имеющие представительства практически во всех крупных городах России и СНГ, а также в городах поменьше. Они имеют свои официальные сайты, форумы и игровые «движки», на которых проводятся игры различных форматов.
Обычно в подобные проекты приходят по знакомству. Игроки приглашают своих друзей и знакомых, те, попробовав и втянувшись, приглашают своих и так далее, по принципу сарафанного радио.
Если вы желаете попробовать поиграть, а играющих знакомых нет, вам следует зайти на сайт соответствующего проекта, перейти на страничку своего города и ознакомиться с правилами игр и перечнем предстоящих игр. Если новичок один, то лучше всего попроситься в какую-то уже существующую команду. Это можно сделать как на форумах, обычно в разделах «Поиск команд», так и в личной переписке с кем-то из игроков, лучше всего с капитаном команды. Если новичков приходит сразу несколько человек, то можно попробовать создать свою собственную команду, но тогда не будет возможности научиться чему-то у более опытных игроков и велик шанс разочарования.
Перечень предметов, необходимых игроку на игре: фонарик, одежда и обувь, которые не жалко порвать или испачкать, телефон с полностью заряженной батареей и положительным балансом, карта города. Опытные игроки со временем обзаводятся налобным фонариком (чтобы были свободны обе руки, когда куда-то лезешь), перчатками, наколенниками, комплектом раций, автомобильной зарядкой для телефона, навигатором и т.д. – зависит от уровня доходов конкретного игрока и степени его вовлеченности в игру.
Плюсы игры.
Это хороший способ получить порцию адреналина при незначительной (в большинстве случаев, но не всегда) степени риска, возможность узнать новые тайные уголки своего города и его окрестностей, получить новые навыки и завести массу новых друзей.
Минусы игры.
Как и все активные мероприятия, ночные экстремальные игры, помимо адреналина и массы впечатлений, таят в себе немало опасностей. Начать хотя бы с того, что далеко не все граждане разделяют энтузиазм «толпы с фонариками», которая возбуждённо что-то ищет в соседнем недостроенном доме. Бывают и драки с особо агрессивными жителями, и угрозы собаками и т.д.. Полиция тоже частенько хочет пообщаться с игроками, и отнюдь не из любопытства и симпатии. Серьёзных наказаний не будет, но забрать до утра в отделение могут.
Практически в каждом городе, где регулярно проводятся ночные игры, случаются несчастные случаи с игроками. Наиболее частые причины травм – это ДТП и падение с высоты. Известны случаи смерти игроков на играх в результате падения с высоты, ударов током или отравлений тяжёлыми газами в подземных коммуникациях. Происходит это из-за спешки, пренебрежения правилами дорожного движения и техникой безопасности.
Ответственность за произошедшее на игре полностью лежит на организаторе или на авторах, если организатора нет. Так, в Ульяновске был осужден и отбыл 2 года лишения свободы организатор, на игре которого игрок погиб от удара током.
© 2013 crazymama.ru
Статья написана специально для портала "CrazyMama.ru"
Копирование и цитирование разрешено только с письменного разрешения правообладателей.