Многие родители почти сразу после рождения своего ребенка могут заметить манеру его поведения в разных ситуациях. Например, одни детки могут часами с интересом наблюдать, как мама занимается своими делами, и не «звать» ее, а другим нужно постоянное внимание. Так же и с игрушками: кто-то бросает, даже не посмотрев, а кому-то нравится долго возиться с одним и тем же предметом. И так во всём.
Почему же наши детки ведут себя так по-разному?
Все дело в силе характера и темперамента. В этой статье мы постараемся разобраться в том, как взаимодействуют дети с разными типами темперамента между собой и со взрослыми.
Что такое темперамент? Это набор неких особенностей поведения, которые обусловлены свойствами нервных процессов, такими как возбуждение и торможение. Таких свойств, три. Их можно легко запомнить как аббревиатуру СУП (сила, уравновешенность, подвижность).
В общей психологии, так же, как и у взрослых, у детей различают 4 типа темперамента.
1. Меланхолик (слабый). Такие детки отличаются редкой чувствительностью и ранимостью. Они добры и внимательны. Легко и часто обижаются, с трудом переживают неудачи. Боятся смены обстановки и новых людей. Сильно реагируют на громкие звуки и окрики. Чуть что – в слезы. Наказания воспринимают как трагедию.
2. Холерик (сильный неуравновешенный, с преобладанием возбуждения). По натуре – командир, часто может конфликтовать со сверстниками, хотя жить без них не может. Может бросить какое-то очень интересное занятие ради другого, не менее интересного. Если упадет, то встанет и пойдет дальше добиваться своей цели. Заводится с пол-оборота, его шалости неизмеримы, энергия неиссякаема. Боец, задира. Настроение может легко меняться в зависимости от обстоятельств.
3. Флегматик (сильный, уравновешенный, инертный). Все делает спокойно, с чувством, толком, с расстановкой, проверенными способами. Копуша ужасный. Упорно идет к своей цели, невзирая на трудности. Может долго и упорно делать что-то одно, не испытывая утомления. Его сложно переубедить, своих решений он не меняет. Всегда сдержан, невероятно устойчив к внешним раздражителям. Многие возрастные навыки формируются медленно, зато надолго. Не любит перемен, медленно и трудно к ним привыкает.
4. Сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный) Легкий в общении, активный, позитивный. Ему просто найти общий язык с другими детьми и взрослыми. Быстро переключается, привыкает к новой обстановке, вливается в любой вид деятельности. Ему до всего есть дело, он умеет находить выход из конфликтных ситуаций. Среди сверстников – лидер. Грустит редко и недолго.
Это краткое описание основных типов, но стоит помнить о том, что в чистом виде темперамент встречается очень редко. Чаще всего встречаются либо смешанные типы, либо пограничные, либо вовсе «сборные варианты».
Темперамент ребенка – основа его взаимоотношений с другими детьми. Он будет общаться так, как велит ему природа. Потом, в процессе взросления и овладения общепринятыми социальными нормами, скорее всего, ему придется поступать «как нужно», а не как хотелось бы. Давайте рассмотрим особенности общения детей с разными типами темперамента в 3-4-летнем возрасте.
Дошкольный возраст характеризуется максимальной ролевой идентификацией ребёнка со взрослыми и сверстниками, стремлением соответствовать образцам адекватного поведения, чтобы быть принятым в обществе и чувствовать себя в нем комфортно.
Ребенок пребывает в стадии интенсивного развития, темпы которого очень высоки. Важной особенностью является обостренная чувствительность к усвоению нравственных и социальных норм и правил поведения, освоению новых видов деятельности. У большинства детей наступает готовность к овладению целями и способами систематического обучения.
Главный вид деятельности в это время – игра, через которую ребенок удовлетворяет свои познавательные и социальные потребности. Он максимально нуждается в общении со взрослым человеком. Общение в этот период должно носить эмоционально положительный характер. Так у ребенка создается положительный эмоциональный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья.
Дело в том, что темперамент и характер ребенка может либо помогать ему в освоении новых навыков, либо нет. Ребенок для себя делает множество открытий, и то, как он чувствует, как воспринимает их, будет иметь большое значение. Не меньшую роль играют взрослые. Всегда учитывайте то, как ребенок справляется с той или иной ситуацией. Если видно, что малышу нужно время, не торопите и не подгоняйте его. Да, сангвиник наверняка быстрее научится завязывать шнурки, чем флегматик. Но если флегматика постоянно подгонять или, что еще хуже, говорить ему, что он копуша и у него ничего не получается, можно навести ему реальную психологическую травму.
В возрасте 3-4 лет дети только учатся общаться со сверстниками. Еще очень сильно чувство собственности (особенно касаемо игрушек). На этой почве часто возникают конфликты. Для одних детей это сущий пустяк, можно чуточку обидеться и забыть (так сделает сангвиник). Другие воспримут случившееся как личную трагедию, замкнутся в себе и будут долго переживать, что, конечно, отразится на их дальнейшем общении и развитии.
Дети в таком возрасте еще плохо справляются с внезапными переменами – а их происходит очень много: новые люди (даже родственники), новая обстановка (игровая площадка или школа раннего развития). Дети с сильными типами темперамента справляются легче, быстро вникают в ситуацию, вступают в общение и так далее. Очень важна реакция взрослых. Если мама или папа знают и учитывают особенности темперамента своего ребенка, то смогут помочь ему в новых для него условиях. Так, например, меланхолика нельзя буквально заталкивать в группу детского сада, оставлять его там и уходить.
Примерно в 2 года у ребенка наступает период отрицания, когда он на всё отвечает «нет», отстаивая своё право на самостоятельность и принятие решений. Поступает он так в общении не только со взрослыми, но и со сверстниками. Дети с сильными типами темперамента могут быстро показать, «кто здесь главный». Ребенок рассуждает так: «Если громко и четко сказать «нет», то меня услышат и поймут». В детских коллективах, как правило, смешиваются дети с разными типами, и всегда находятся те, которые скажут: «Да, ладно, я понял, что ты громче, а значит, и сильнее». Так выявляются лидеры.
Дети очень чувствительны по отношению друг к другу. Флегматик может спокойно сидеть в комнате, играть с игрушками или же рисовать. Если в той же комнате появляется, скажем, сангвиник или холерик, он тут же начнет делать все, чтобы вступить в общение, причем любыми методами. Он подойдет, попробует сначала поиграть с ним вместе. Но большинству флегматиков не нужна компания, им интересно в одиночестве. Тогда сангвиник начинает действовать по-другому: забирает игрушки и убегает с ними, может даже ударить. В общем, прилагает все усилия, чтобы на него обратили внимание, и в конце концов добивается своего.
С таким конфликтом все дети справляются по-разному. Одни убегут в слезах за помощью к маме, а другие ринутся в бой. Выбранная модель поведения тоже обусловлена особенностями типа темперамента.
Для отношений между детьми характерна чрезвычайная эмоциональная насыщенность. Родители могут даже не подозревать о широкой гамме чувств, которые испытывают их дети, когда общаются, и не придавать особого значения их дружбе, обидам и ссорам – и зря. Малыши дружат, ругаются, мирятся, помогают друг другу, дерутся, обижаются, ревнуют и делают мелкие пакости. Они не могут даже разговаривать спокойно, визжат, хохочут, кривляются, носятся, пугают друг друга, при этом испытывая неподдельный восторг. В общении со сверстниками используется в 12 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, чем со взрослыми. Дети могут резко переходить от ярости к радости, от нежности к дракам.
Еще одна интересная особенность общения детей с разными типами темперамента – проявление нестандартности и отсутствие всяких правил и норм. Общаясь между собой, они порой принимают причудливые позы, прыгают, придумывают невообразимые звуки, слова и так далее. Так они учатся понимать друг друга. Часто дети с одним типом темперамента «застревают» в этом состоянии. Им чем чуднее – тем веселее. Таким образом они показывают свою оригинальность, свое самобытное начало. А вот дети разных темпераментов не смогут долго общаться в таком стиле.
Одинаковые и необычные действия приносят малышам уверенность в себе и яркие, радостные эмоции. В таких контактах маленькие дети переживают ни с чем не сравнимое ощущение своего сходства с другими.
Дети с разными типами темперамента по-разному воспринимают предлагаемую им информацию. Это важно в период обучения. Сангвиники очень хорошо реагируют на слова, обращенные к ним. Холерик же, наоборот, может долго не слышать то, что ему говорят. Взрослым стоит обратить на это внимание. И так же между собой – ребенок может очень тихо говорить в силу особенностей своего характера, и его просто никто не услышит. Возможно, он будет долго искать себе компанию и останется в одиночестве, когда другие дети будут громко и весело общаться.
Одинаковых детей не бывает. Даже дети с одним типом темперамента не похожи один на другого. В воспитании ребенка важно учитывать его индивидуальные особенности, его интересы. Заранее невозможно предугадать, какой тип темперамента будет у ребенка. Важно быть чуткими родителями, принимать и понимать своего ребенка таким, какой он есть, позволять ему самостоятельно познавать все нюансы общения со сверстниками, конечно, не забывая о его безопасности.
© 2012 crazymama.ru
Статья написана специально для портала "CrazyMama.ru"
Копирование и цитирование разрешено только с письменного разрешения правообладателей.