Особенности мышечной системы.
В первые месяцы жизни тонус мышц-сгибателей преобладает над тонусом мышц-разгибателей, в результате чего формируется поза новорожденного ребенка: он лежит, согнув ручки и ножки и подведя их к телу. Физиологический гипертонус мышц-сгибателей сохраняется на руках примерно до 2-х месяцев, на ногах – до 4-х. У маленьких детей мышечный рельеф не выражен, мышцы слабые. Мышечная масса начинает прирастать только во время полового созревания и максимально увеличивается в пубертатный период.
Помните: важным показателем физического развития ребенка служит освоение двигательных умений, основными из которых являются: умение держать голову, сидеть, ползать, ходить. Ребенок держит голову примерно в 2 месяца, сидит – в 6-7 месяцев, ходит без поддержки – в 12 месяцев.
Конечности.
До 3-4 месяцев конечности ребенка искривлены. Это связано с гипертонусом мышц-сгибателей и внутриутробной позой малыша в животе. По мере его роста ножки и ручки распрямляются.
Особенности костной системы.
Костная система в процессе роста подвергается сложным преобразованиям. Костная ткань у ребенка имеет волокнистое строение и хорошее кровоснабжение, поэтому у маленьких детей быстро развивается остеомиелит. Кости содержат много воды и мало минеральных солей, они мягкие, непрочные и легко искривляются, поэтому необходимо проводить профилактику сколиоза сразу после рождения и продолжать ее на протяжении всего детского возраста до полного и окончательного развития костно-мышечной системы.
Основные профилактические мероприятия следующие:
- укладывать новорожденного в кроватку с ровной, твердой поверхностью, без подушки;
- с 1,5 месяца проводить комплексы массажа и гимнастики соответственно возрастным группам;
- использовать метод свободного пеленания;
- стимулировать двигательную активность детей;
- привлекать детей дошкольного и школьного возраста к занятиям физкультурой;
- следить за осанкой;
- следить за соответствием мебели возрасту ребенка;
- носить в школу ранец или школьный рюкзак, но не портфель;
- при переносе груза распределить его равномерно на две руки.
Трубчатые кости ребенка имеют зону роста – метафиз (хрящевая пластинка между эпифизом и диафизом).
Череп.
К моменту рождения череп ребенка относительно больших размеров, чем у взрослого (1/4 длины тела, у взрослого человека – 1/8); швы черепа открыты, кости легко смещаются. Смещение костей черепа – необходимое условие для прохождения головки по родовым путям. Имеются роднички (соединительнотканные мембраны на стыке костей).
Различают большой, малый и боковые роднички.
Большой, или передний, расположен между теменными и лобными костями, имеет ромбовидную форму, закрывается к 12-16 месяцам. Малый родничок, или задний, расположен между теменными и затылочной костями, треугольной формы. После рождения он открыт только у 25% доношенных новорожденных детей. Закрывается, как правило, уже в конце первого месяца, иногда позже, но не позднее 3 месяцев.
Боковые роднички открыты только у недоношенных новорожденных детей, располагаются в области височных костей.
Позвоночник.
Позвоночник новорожденного ребенка не имеет физиологических изгибов, свойственных взрослым, они появляются по мере развития статических функций:
– шейный лордоз (изгиб позвоночника кпереди) появляется примерно к двум месяцам, когда детишки начинают уверенно держать голову;
– грудной кифоз (изгиб позвоночника кзади) появляется в 6 месяцев, так как ребенок начинает сидеть;
– поясничный лордоз образуется в 11-12 месяцев в результате того, что ребенок начинает овладевать навыками хождения. Позвоночный столб у ребенка имеет свойство большой гибкости, следовательно, легко подвергается искривлениям. Об этом необходимо помнить с рождения: пеленайте ребенка свободно, укладывайте на твёрдую ровную поверхность, без подушки.
Грудная клетка у детей раннего возраста имеет бочкообразную форму, которая сохраняется примерно до 1,5-2 лет. Ребра на первом году жизни расположены почти горизонтально, в положении максимального вдоха, с 1 года происходит их физиологическое опущение.
Таз представлен в основном хрящевой тканью, отличается малой вместимостью, не имеет половых различий в размерах. Таковые появляются после пяти-семи лет (у девочек таз больше).
Зубы.
Любой ребенок рождается, уже имея зачатки как молочных, так и постоянных зубов, но первые зубы (нижние резцы) появляются примерно в возрасте шести-восьми месяцев жизни. В год у ребенка насчитывается 8 зубов.
Сколько молочных зубов должно быть у ребенка, легко узнать с помощью простой формулы:
Количество зубов = возраст ребенка в месяцах минус 4. Но обычно по достижении двух лет у малышей уже есть полный комплект из молочных зубов – все 20 штук.
В возрасте примерно пяти-семи лет молочные зубки начинают сменяться на постоянные. Меняются они обычно в таком же порядке, как прорезывались, завершается этот процесс к периоду полового созревания. Всего постоянных зубов 32, хотя в последние годы отмечается тенденция к прорезыванию зубов мудрости после 20 лет либо их полному отсутствию.
Особенности кожных покровов и клетчатки.
Кожа имеет два основных слоя: эпидермис и дерму (собственно кожа). Между ними находится базальная мембрана. Эпидермис – верхний слой кожи – у детей раннего возраста сочный, рыхлый, легкоранимый. Базальная мембрана не имеет «шипов», поэтому основные слои кожи слабо связаны друг с другом. Из-за такой особенности эпидермис легко травмируется и отходит от дермы.
Дерма богато васкуляризирована. Сальные железы хорошо развиты и выделяют достаточно много секрета до 3-4 месяцев, затем секреция их уменьшается и вновь увеличивается в подростковом возрасте.
Потовые железы к моменту рождения сформированы, но их выделительные протоки плохо развиты, в связи с чем потоотделение у маленьких детей несовершенно. Потовые железы начинают свою активную функциональную работу с возраста 3-4 месяцев.
Волосы у новорожденных детей не имеют сердцевины, и поэтому они мягкие, «пушковые», легко выпадают и сменяются на первом году жизни несколько раз.
Подкожно-жировая клетчатка хорошо развита, жировая ткань представлена тугоплавкими жирами, что обеспечивает большую плотность подкожных тканей ребенка на первом году жизни. Кроме того, у детей имеется бурая жировая ткань, которая обеспечивает более высокий уровни теплопродукции. Потери жира у детей происходят вначале на животе, затем худеют ручки и ножки, и только в последнюю очередь – лицо.
Функциональные особенности кожи.
Защитная функция кожи несовершенна, так как ее поверхностные слои тонкие, нежные, легкоранимые. Терморегуляционная функция недостаточно развита. Ребенок быстро охлаждается вследствие богатого кровоснабжения и относительно большой поверхности кожи. Благодаря вышеперечисленным особенностям дыхательная и выделительная функции очень хорошо развиты. Важную роль играет витаминообразующая функция: под действием ультрафиолетовых лучей (УФЛ) в коже образуется витамин D, который препятствует возникновению рахита.
Особенности дыхательной системы.
Морфологические особенности.
Слизистые оболочки всех отделов дыхательной системы ранимые, богато васкуляризированные, сухие. Носовые ходы маленькие, узкие и короткие, а область нижнего носового хода до четырех лет отсутствует. Это приводит к быстрому нарушению носового дыхания даже при незначительных заболеваниях носовой полости. Околоносовые (придаточные) пазухи к рождению развиты слабо или отсутствуют вовсе, они оформляются в виде полостей только к 2 годам. Поэтому синуситы у детей первого года жизни практически не встречаются. Полностью все околоносовые пазухи развиваются в возрасте 12-15 лет.
Глотка узкая. Евстахиева труба, соединяющая глотку со средним ухом, короткая и достаточно широкая, что предрасполагает частому развитию отитов у детей, так как секрет легко проникает из области носоглотки в полость среднего уха. Голосовая щель прикрывает вход в гортань. Она узкая, голосовые связки короткие, подсвязочное пространство рыхлое. Эти особенности способствуют быстрому развитию стенозирующего ларингита – состояния, требующего оказания неотложной помощи. Гортань воронкообразной формы с отчетливым сужением в области подсвязочного пространства, следствием чего является легкое возникновение у детей «синдрома крупа».
Трахея узкая, ее хрящи мягкие, податливые, могут спадаться на выдохе, являясь причиной экспираторной (в основном на выдохе) одышки или грубого храпящего дыхания (врожденный стридор). Симптомы врожденного стридора в среднем проходят к возрасту 2 лет, когда хрящи уплотняются и принимают более взрослый вид.
Область бронхиального дерева на момент рождения сформирована. Правый бронх является прямым продолжением трахеи, поэтому именно там чаще всего обнаруживаются инородные тела. Левый бронх отходит от трахеи под углом 90 градусов.
Легкие в раннем возрасте богаты соединительной тканью, плотные, мало воздушны, полнокровны. Перечисленные особенности способствуют легкому возникновению застоя и развитию воспаления. Склонность к ателектазу у новорожденных детей усиливается из-за дефицита сурфактанта – особой пленки, которая выстилает альвеолы изнутри и не дает им «спадаться». По мере роста ребенка увеличивается объем альвеол, уменьшается количество соединительной ткани, образуются эластические волокна, повышается количество сурфактанта.
Легкие имеют доли: правое – три доли, левое – две. Каждая доля состоит из 10 сегментов.
Плевральная полость в грудном возрасте легко растяжима, что может приводить к быстрому смещению органов средостения. Диафрагма расположена относительно выше, чем у взрослого, сокращения ее слабые. Этим частично объясняют поверхностный тип дыхания новорожденного.
Функциональные особенности.
Глубина дыхания у ребенка значительно меньше, чем у взрослого, так как ребра пока расположены горизонтально, диафрагма находится высоко и сокращается слабо, дыхательные мышцы, как и вся мышечная система, слабо развиты, легкие плотные. Частота дыхания (ЧД) тем чаще, чем младше ребенок: новорожденный – 40-60 в мин; грудной возраст – 30-35 в мин; в старшем возрасте – 15-20 в мин.
Ритм дыхания у маленьких детей неустойчивый, отмечаются неравные паузы между дыхательными движениями. Эта особенность дыхания требует считать ЧД у новорожденного и грудного ребенка строго за минуту! Тип дыхания меняется с возрастом: до года у всех детей он брюшной; до семи лет – смешанный, после 7 лет – у мальчиков брюшное, у девочек грудное дыхание.
© 2012 crazymama.ru
Статья написана специально для портала "CrazyMama.ru"
Копирование и цитирование разрешено только с письменного разрешения правообладателей.