Нервная система координирует действия всех органов и систем организма и осуществляет его связь с внешней средой. К моменту рождения она менее развита в сравнении с другими системами, недостаточно дифференцирована (разделена на функциональные разделы) и имеет ряд морфологических и функциональных особенностей.
Морфологические особенности
Головной мозг у новорожденного относительно велик и составляет примерно 1/8 от массы тела (у взрослых мозг весит всего 1/40 от массы тела). Извилины на поверхности мозга и его борозды у малыша развиты недостаточно. Нервные клетки сформированы, их столько же, сколько у взрослого человека, но они плохо связаны друг с другом, так как имеют мало отростков. Развитие клеточных структур больших полушарий полностью закончится только к возрасту 10-12 лет. Ткань мозга богата водой, и в ней мало белковых веществ. Головной мозг ребенка хорошо кровоснабжен, кроме того у новорожденных повышена проницаемость гематоэнцефалического барьера (ГЭБ). Спинной мозг на момент рождения сформирован лучше. К 2 годам строение его такое же, как у взрослого человека. Спинной мозг у новорожденного относительно длиннее (доходит до 3-4-го поясничного позвонка), в связи с чем люмбальная пункция должна проводиться ниже, чем у взрослого.
Функциональные особенности
Каждый ребенок появляется на свет с набором особых безусловных рефлексов, которые помогают его организму приспособиться к окружающей среде (сосательный, глотательный рефлексы, мигание глаз и т.д.). У новорожденных имеется ряд примитивных спинальных рефлексов, наличие которых до определенного возраста (примерно до 4 месяцев) является признаком нормального развития. Их сохранение или повторное появление после указанного срока может быть признаком патологии.
К основным примитивным рефлексам можно отнести:
– хватательный рефлекс или рефлекс Робинсона (при прикосновении к ладони малыша пальцем – его хватание). Данный рефлекс исчезает на 2-4-м месяцах жизни;
– рефлекс схватывания или рефлекс Моро. Если не очень сильно, но отчетливо ударить по той поверхности, на которой расположен ребенок, он вначале отводит руки в стороны и разгибает пальцы, а затем вновь приводит их к туловищу, то есть возвращает в исходное положение. Сохраняется этот рефлекс до 4 месяцев;
– рефлекс ползания или рефлекс Бауэра (ребенка выкладывают на живот и подставляют к подошвам малыша свою ладонь, от которой он отталкивается и делает ползающие движения). Исчезает к 4 месяцам.
На базе безусловных и примитивных рефлексов появляются условные рефлексы первой сигнальной системы и развиваются основные функции во второй, которая в дальнейшем обеспечит речевое общение ребенка с окружающими.
Как формируются первая и вторая сигнальные системы?
Когда ребенок рождается, большие полушария и кора его головного мозга уже готовы к формированию условных рефлексов. В первое время они не вырабатываются, поскольку здоровый новорожденный практически всё время спит. Но уже на втором-третьем месяцах жизни у малышей обрадуются целые группы из условных рефлексов, а значит, мозговая кора в области больших полушарий начинает выполнять свою основную функцию – устанавливает условно-рефлекторные связи организма ребенка с окружающей его средой.
Характерно, что образование условных рефлексов, или по-другому, развитие и становление функций высшей нервной деятельности, у маленьких детей идет очень быстро, легко. Образующиеся временные связи очень устойчивы, и малыш может сравнительно быстро приобрести много определенных навыков в поведении, сформировать привычки, большая часть которых остается на очень долгое время либо на всю жизнь.
Развитие первой сигнальной системы тесно связано с развитием органов чувств: вкуса, обоняния, осязания, зрения, слуха.
Орган вкуса у новорожденного достаточно развит. Ребенок отличает горькие и сладкие смеси (предпочитает сладкие). К 4-5 месяцам орган вкуса уже функционирует абсолютно полноценно.
Органы обоняния развиты недостаточно. В первые месяцы ребенок различает только резкие запахи, но к семи-восьми месяцам уже хорошо ощущает и очень слабые.
Что касается слуха, то новорожденный ребенок слышит и на сильные звуки реагирует вздрагиванием.
Зрение развивается параллельно с развитием всех отделов в центральной нервной системе. К физиологическим особенностям органов зрения относится: светобоязнь в течение первых трех недель, возможное косоглазие до месяца-двух, нистагм. Мигание у новорожденных редкое. Слезы появляются с 2 месяцев. Взгляд малыш начинает фиксировать примерно с 3-месячного возраста.
С осязанием все тоже непросто, хотя оно и достаточно развито даже у новорожденного малыша. При раздражении кожных покровов у детей возникают общие реакции, которые проявляются двигательным беспокойством. Конкретно отличать точки болевых импульсов малышу под силу только к 7-8 летнему возрасту, а вот на смену температур и тепловые и холодовые раздражения хорошо реагируют даже очень маленькие дети. Если им тепло, они спокойны и веселы, если холодно – начинают плакать.
Развитие второй сигнальной системы – речи.
Первые попытки речевой деятельности малыш делает в два-три месяца – он гулит. Эти звуки – зачатки будущих высказываний.
Речь как таковая начинает формироваться с шести месяцев. Ребенок произносит отдельные слоги, слова. Годовалый малыш говорит 8-10 слов. Наиболее бурное развитие речи происходит на 2-3 году жизни. К концу 2-го года ребенок говорит 200-300 слов, строит простые предложения, к концу 3-го года использует 1200-1300 слов и является «интересным собеседником».
Отставание в речевом развитии в раннем детстве может иметь неблагоприятные последствия для психического развития, ведь с появлением речи тесно связано формирование восприятия, памяти, мышления, воображения, чувств.
Основные правила формирования речи:
1. Говорите правильно, так как речь ребенка формируется на основе подражания.
2. Избегайте использования стереотипных фраз.
3. Действия сопровождайте словами.
4. Следите, чтобы ребенок не заменял слова жестами.
5. При выборе книг для чтения учитывайте возраст ребенка.
6. Начиная с 2,5 года исправляйте речевые ошибки ребенка.
Особенности развития речи. Рекомендации
1-й год жизни.
0-6 мес. Подготовительный период для развития активной речи. В 2-3 месяца ребенок начинает гулить, в 5 месяцев – лепетать. Необходимо формировать слуховое сосредоточение, умение прислушиваться к звукам, эмоционально окрашивать обращенную к ребенку речь.
6-12 мес. Активный этап развития речевых навыков малыша. Они начинает понемногу говорить, примерно с семи-восьми месяцев произносит первые слоги. Говорит облегченные слова. Начинает понимать смысл слов. К году говорит 8-10 облегченных слов. Старайтесь сочетать свои действия со словами, использовать «контактные игры» (сорока-воровка, ладушки, догоню-догоню, поехали-поехали и т.п.), кроме того, нужно постоянно разговаривать с ребенком, чтобы он накапливал пассивный словарь. Очень важно не сюсюкать с ребенком, ведь речь формируется на основе подражания.
2-й год, 12-15 мес. Накапливается пассивный словарь. Ребенок понимает много слов. Активная речь не успевает за пониманием, так как малыш еще слабо владеет органами речи. Облегченные слова сочетает с правильными словами («киса» – кошка, «ляля» – кукла, «би-би» – машина, «ав-ав» – собака и т.п.). Вам нужно больше разговаривать с ребенком, использовать «контактные игры».
1.5-2 года. «Видный» период в становлении речи.
Ребенок начинает заменять облегченные слова правильными, начинает говорить предложениями из 2-3 слов. Запас употребляемых слов быстро растет. К концу 2-го года в активе 200-300 правильно произносимых слов. Некоторые буквы малыш может еще не выговаривать. Старайтесь как можно чаще рассматривать и обсуждать картинки вместе с ребенком. Читайте первые сказки – «Репка», «Курочка Ряба» и т.п. (книжки должны быть ярко иллюстрированы!). Желательно начинать читать стихи («Уронили мишку на пол...» и т.п.). Важно следить, чтобы малыш не подменял слова жестами (делайте вид, что не понимаете его жесты).
2-2,5 года. Возраст относительного покоя в развитии речи.
Речь остается приблизительно на уровне конца второго года. Избегайте употребления стереотипных фраз («пойдем гулять», «ешь» и т.д.), так как стереотипная речь взрослого человека может быть основной причиной задержки речевого развития малыша. Она ведет к обедненности его разговорного словаря. Следует читать сказки с повторами («Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят» и др.). Важно научить ребенка слушать. Он должен понять, что слушание – это серьезное занятие, а не забава.
2,5-3 года. «Взрыв» развития речи.
Малыш свободно пользуется речью, он интересный собеседник. Активный словарь достигает 1200-1300 слов. Произношение становится значительно чище. Малыш говорит почти «не закрывая рта» обо всем, что видит. Строит сложные предложения.
Что нужно от вас? Больше читайте и рассказывайте ребенку. При этом используйте тексты, доступные его восприятию, хотя и более сложные, чем на предыдущих этапах. Объясняйте смысл всех непонятных слов («по сусекам поскребли...» и т.п.). Обязательно исправляйте искаженные слова в речи ребенка. Не стоит слишком долго умиляться словам, произносимым ребенком по-детски («лябако» – яблоко, «ахолех» – орех и др.).
Развитие нервной системы.
В зависимости от рефлекторной деятельности уровень нервно-психического развития детей первого года жизни можно разделить на 4 этапа:
1-й этап (0-1 мес.) Ребенок в основном спит. К концу первого месяца у него вырабатываются элементарные условные рефлексы: успокаивается, если взять на руки или под влиянием звуковых, зрительных впечатлений. Начинает следить за движущимся предметом, но быстро «теряет» его.
2-й этап (1-3 мес.) Может спокойно бодрствовать. Следит за игрушкой глазами, рассматривает игрушку, висящую над ним. К 3 месяцам появляется «комплекс оживления» (когда с малышом разговаривают, он улыбается, гулит, двигает ножками, ручками).
3-й этап (3-6 мес.) Во время бодрствования ребенок гулит, улыбается, громко смеется. К 5 месяцам отличает «чужих» от «своих».
4-й этап (6-12 мес.) Ребенок начинает произносить первые слоги, слова, выполняет движения по просьбе, то есть начинает понимать смысл слов. Выполняет действия с предметами. В это время очень важно правильно подобрать игрушки (необходимы кубики, пирамидки и т.п.).
© 2012 crazymama.ru
Статья написана специально для портала "CrazyMama.ru"
Копирование и цитирование разрешено только с письменного разрешения правообладателей.